Картотека артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Родниковский детский сад»
КАРТОТЕКА
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Учитель-логопед:
О.В. Николаева
1.«УЛЫБКА»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: _ Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние
передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и
нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: _ Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: _ Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой».
Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3.«ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: _ Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4. Чередование
«ХОБОТОК» - «УЛЫБКА» - «ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: _ Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения
позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: _ Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,
«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
5. «ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: _ Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: _ Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот.
Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
6.«ЛЯГУШКА»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: _ Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место.
Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: _ Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место.
Упражнение выполняется до 10 раз.
7. «ЗАЙЧИК»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место.
Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: _ Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
8. «ОКОШКО»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: _ Развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: _ Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка.
Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
9. «ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: _ Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность.
Укреплять мышцы языка.
Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
10. «ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: _ Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность.
Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена.
Описание: _ Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
11. «ОБЕЗЬЯНКА»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: _ Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: _ Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
12. «БУЛЬДОГ»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: _ Тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: _ Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
13 «ПРЯТКИ» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: _ Укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка.
Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: _ Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
14. «ХОМЯЧОК»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: _ Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: _ Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
15. «КРУЖОК»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: _ Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать
его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: _ Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком
языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – по нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении.
«Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
16. Чередование «ТОЛСЯЧОК-ХУДЫШКА»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: _ Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: _ Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая
их в каждом положении 3-5 секунд.
17. «ШАРИКИ» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: _ Укреплять мускулатуру щек.
Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: _ Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
18. «САМОВАР»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: _ Укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: _ Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить
через губы, произнося «Пых!».
19. «ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: _ Расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами).
Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать
его губами, произносить: «па-па-па».
Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
- пошлёпать губами кончик языка;
- пошлёпать губами середину языка;
- пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
20. «ЧАШЕЧКА»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: _ Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.
Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форму чашечки.
21. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: _ Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: _ Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.
Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
22.«СТУПЕНЬКИ»
(Чередование «чашечка» на верхней
губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»
вверху за зубами)
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Цель: _ Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность.
Укреплять мускулатуру языка.
Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание: _ Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе,
затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы.
Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
23. «ФОКУС» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
Цель: _ Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в
форме чашечки на верхней губе.
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на
верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
24 .«НЕ РАЗБЕЙ ЧАШЕЧКУ»
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
Цель: _ Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее.
Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: _ Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать
обратно в рот.
Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
25. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»
(с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель: _ Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка.
Отрабатывать подъем языка.
Описание: _ Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
26. «ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель: _ Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка.
2. Покусать середину языка.
3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.
Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та».
Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
27. «КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫЧКА»
«Горкой» выгну язычок,
Пожую ему бочок:
Левый, правый, оба сразу
Я жую как по заказу.
Цель: _ Преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.
Описание: _ Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.
28. «ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАВРУЖИ»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: _ Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: _ Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
29.«ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА»
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
Цель: _ Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание: _ Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку,
мелкие игрушки, которые легко катятся по столу,
ватку (сдуть с ладошки),
направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель).
При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.
30.«ЛОПАТОЧКА»
Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.
Цель: _ Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на
нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
31.«ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ»
Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
Цель: _ Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
32.«ГОРКА» («мостик»)
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Цель: _ Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
33.«ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКА»
С горки дует ветерок,
И несет он холодок.
Цель: _ Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка.
Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и
плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
34.«МОСТИК ПОСТРОИМ – МОСТИК РАЗРУШИМ»
Ставлю я язык «дугой»
И кладу – даю покой.
Цель: _ Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Описание: _ Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»).
Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.
35.«ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ»
(с внутренней стороны)
Ходит «горка» влево – вправо,
Чистит зубки очень браво.
Цель: _ Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами.
Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Описание: _ Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»
нижние зубы с внутренней стороны.
36.«КАТУШКА»
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая,
Я ее не разрушаю.
Цель: _ Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание: _ Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы.
Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта.
Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
37.«ЖУЁМ БЛИНЧИК»
Вот опять язык свернулся,
В зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед,
Разжую его вот-вот.
Цель: _ Научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
38.«ГАРМОШКА»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У нее такой круиз.
Цель: _ Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка.
Отрабатывать подъем языка.
Описание: _ Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
39 .«МАЛЯР»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Цель: _ Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: _ Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
40. «БАРАБАНЩИК»
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Цель: _ Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: _ Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,
звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).
Темп убыстряется постепенно.
Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
- Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
- Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).
41 .«ЛОШАДКА»
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
Цель: _ Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: _ Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадк цокает копытами»).
42. «ГРИБОК»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
Цель: _ Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот
(как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
43. «КУЧЕР»
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
Цель: _ Отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
Описание: _ Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».
Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть.
Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
44. «ПАРУС»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
Цель: _ Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание: _ Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы
кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
45.«ИГОЛОЧКА»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Цель: _ Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание: _ Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
46.«МАЯТНИК»
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель: _ Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: _ Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.
Проделать упражнение 10-15 раз.
47.«ЗМЕЙКА»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперед:
Как же он не устает?
Цель: _ Развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание: _ Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).
48.«ИНДЮК»
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
Цель: _ Отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.
Описание: _ Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от
губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем
включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
49.«КАЧЕЛИ»
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: _ Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: _ Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд.
Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и
удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
50.«Пароход»
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Ы» тяну – и к нам идет
Белый-белый пароход.
Цель: _ Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
Описание: _ Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...
Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы
Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....
Картотека "Артикуляционная гимнастика"
Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...
Картотека артикуляционной гимнастики
Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....
Картотека артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...
картотека артикуляционная гимнастика
картотека артикуляционная гимнастика...
Картотека артикуляционной гимнастики
Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....