Консультация "Требования к качеству речи педагога"
консультация

Христофорова Наталья Александровна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к качеству речи

педагога дошкольного учреждения

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности.

Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т.е. через речь.

В раннем детстве при еще несложившемся сознании ребенок более чувствителен к неявной инструкции. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значение, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.

Для развития речи нужны речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.

Их активность в овладении языка не сводится только к подражательной активности. Усвоение языка - процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, обобщения, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.

Речевой средой в дошкольные годы является прежде всего речь взрослых и детей в семье, в детском саду. Средством общения и развития детей служит речь педагога. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4-5 лет. Однако, его положительного воздействия на развитие речи дошкольников можно достичь лишь под руководством взрослого.

Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих, оказывают неблагоприятное воздействие на речевое и общее психическое развитие дошкольников.

Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построение фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых.

Наблюдения в обыденной жизни, педагогическая практика, специальные исследования показывают , что речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящего им влияния.

Все авторитеты педагогики, от А.Я. Камененского до наших современников, обращают большое внимание на роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей и воспитателей, которая должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не  в состоянии произнести. Каждое слово родителей и воспитателей  должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.

Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателей. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи.

Культурные и методические требования к речи педагога:

  1. Речь педагога должна быть грамотна, литеретурна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
  2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
  4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
  5. Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.
  6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенку невозможно. Не понимая потока слов, ребенок просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная речь, она надоедает.
  7. Следует регулировать силу голоса. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее смысла. Громкую речь дети перенимают как манеру общения довольно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
  8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
  9. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (мимика, фонация, понтамимические движения). Они выполняют важные функции:

  • помогают эмоционально объяснить и запомнить значения слов (круглый, большой);
  • помогают уточнить значения слов, связанные с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой, добрый и т.д.);
  • способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала;
  • помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
  • являются образцами поведения детей;
  • выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную воспитательную функцию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

    Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...

консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

              К речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и               проблема повышения культур...

Консультация для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения".

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения....