"Приобщение детей к народным играм как средству развития ловкости, быстроты, силы, меткости, сноровки" (из опыта работы)
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Народные игры, сказки и др. формы фольклора созданные народом являются бесценным кладом русской культуры. Сохраняя народные традиции формируется национальное самосознание человека. Задача педагогов и родителей приобщать детей к народным играм и как к средству отличной физической подготовки. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, сноровку. Не менее важно на игру нужно посмотреть и с точки зрения педагогики и психологии, как средство образования и воспитания. В игре удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для ума, сердца и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, постоять за себя и справедливость. Через игру дети осознают свою связь с коллективом, образуется привычка к общепринятым установлениям и порядкам. Новейшая педагогика называет эту функцию игры средством "социализации" ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
"Приобщение детей к народным играм как средству развития ловкости, быстроты, силы, меткости, сноровки" (из опыта работы)
Автор: Зуйкова Нина Витальевна –воспитатель МБДОУ «Детский сад №18»
Все мы родом из детства и всякий раз мысленно возвращаясь в эту удивительную страну испытываем радость и счастье. Память бережно хранит картины ушедшего детства: вот старый заснеженный двор ,санки брошены в стороне ,пес Пират теребит чью-то варежку ,а мы играем в " Царь -горы"-штурмуем снежную высоту и каждому хочется хоть немного постоять на самой вершине. Старшие ребята закидывают нас снежками, а мы в ответ бросаем в них. Победителей и проигравших нет и вот уже мой старший брат с друзьями мчат нас в санках наперегонки. Хороши зимние забавы! А летом ,когда невидимая иволга-флейта поет в высоких тополях и разноцветные бабочки-цветы порхают над головами -мы с самого утра играем в "фанты","садовника" , "ручеек"и мастерим из травы кукол. Вечером ,вдыхая аромат липы играем в "горелки" и"казаки-разбойники".
К сожалению в век современных технологий люди стали забывать народные игры. Диалог с компьютером становится важнее живого общения. Большинство родителей уверены ,что ребенка нужно как можно раньше научить читать и считать. Тем самым развивают левое (аналитическое) полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования. Родители забывают, что важнее для ребенка дошкольного периода сформировать целостную картину мира, за которую отвечает правое(художественное ,синтетическое) полушарие головного мозга.
Народные игры, сказки и др. формы фольклора созданные народом являются бесценным кладом русской культуры. Сохраняя народные традиции формируется национальное самосознание человека. Задача педагогов и родителей приобщать детей к народным играм и как к средству отличной физической подготовки. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, сноровку. Не менее важно на игру нужно посмотреть и с точки зрения педагогики и психологии, как средство образования и воспитания. В игре удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для ума, сердца и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, постоять за себя и справедливость. Через игру дети осознают свою связь с коллективом, образуется привычка к общепринятым установлениям и порядкам. Новейшая педагогика называет эту функцию игры средством "социализации" ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития.
Как педагог детского сада я широко использую народные игры на занятиях, в повседневной деятельности, на прогулках, праздниках, развлечениях. В этом направлении тесно работаю со специалистами. Логопед формирует сенсомоторную сторону речи ,корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания. Музыкальный руководитель подбирает репертуар, развивает певческие навыки. С инструктором по физкультуре продумываем комплекс упражнений для развлечений в народных традициях.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Игру часто начинаем с зазывалок , которые дают возможность быстро собрать и организовать играющих. Ребенок ходит с вытянутой вперед рукой и отогнутым пальцем. Желающие играть должны схватить зазывалу за палец и в свою очередь отогнуть свой и т. д. :
Кто будет играть
В интересную игру?
А в какую не скажу!
А потом не примем,
За уши поднимем,
Уши будут красные,
Красные-прекрасные!
Детей необходимо обучать зазывалкам для самостоятельной организации игр. Можно предложить детям самим придумать стишки-зазывалки. Когда собрано достаточное количество участников звучит концовка: " Тай-тай, налетай, никого не принимай."
Интересны детям и веселые считалки. С их помощью определяют того кто "водит" , и тех кто попадает в благоприятное для себя положение. Часто считалки состоят из бессмысленных слов и созвучий которые перешли из взрослого фольклора:
Месяц-заяц Чикирики-микирики,
Вырвал травку; Летели голубиники
Положил на лавку, По Волге-реке,
Кто возьмет- По полевой полосе,
Вон пойдет! На море стук- гром,
Стеклышки вон!
Дети очень любят считалки со счетом - ведь так весело и интересно пересчитывать нагромождения из придуманных слов и сочетаний.
Раз, два, три, четыре- Раз, два, три, четыре
Меня грамоте учили Жили мышки на квартире,
Пять, шесть, семь- Чай пили, чашки мыли
Покосился пень. По три денежки платили
Он, Додон, Кто не хочет платить-
Выйдет от нас вон. Тому и водить!
Когда в игре необходимо разделиться на две команды используем жеребьевки. Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справидливости. Игроки выбирают путем считалки двух детей , которые договариваются, кто из них как будет называться. Остальные дети подходят к ним и делают выбор:
Конь вороной остался под горой.
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал .Таким образом все дети делятся на две команды и начинается игра.
Дети с удовольствием играют в разные виды народных игр: игры-забавы (Коза, Бабка- ежка, Кони-кони); игры-состязания (Пирожок, Заря-заряница, Плетень); игры- ловишки (Челнок, Хитрая лиса, Гуси). К народным играм можно отнести и дворовые игры (Море волнуется, Краски, Садовник, Телефон)
Регулярно проводим тематические мероприятия по возрождению народны традиций:(Осенняя ярмарка народных игр, Святки, Рождество, Масленица, Весна пришла- начинается игра, Лето- красное идет- вьется, вьется хоровод). Спортивные праздники( Русская дружина, Веселые состязания, Папа, мама, я- дружная семья).
Особое внимание уделяется совместной работе с родителями. Привлекаем их к участию в творческих мероприятиях и это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Давайте не забывать о народной игре, так как она является основой начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка" доклад из опыта работы
В данной статье ведется разговор о том, как необходимо с раннего возраста приобщать дошкольников к русской национальной культуре, к народным традициям, к истокам. Не случайно во всех странах мир...
Создание театрализованных постановок силами старших дошкольников. Из опыта работы.
С дошкольниками сложно поставить инсценировку. Но это выполнимо, если следовать определенному плану. Из опыта работы воспитателя Рогачевой Л.А....
Обобщение опыта по приобщению детей к народной культуре.
Муниципальное бюджетное дошкольное образование №20 «Ромашка». Приобщение детей к народной культуре (Из опыта работы) ...
ОБОБЩЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ОПЫТА « Приобщение дошкольников к художественной литературе в семье через чтение сказок» (из опыта работы)
Обобщение семейного опыта по приобщению детей дошкольного возраста к литературе на примере семьи...
Приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, родной страны (из опыта работы)
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...
Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства (из опыта работы воспитателя средней группы)
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается ...