Конспект НОД: автоматизация звука Л
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Автоматизация звука [ Л ] в слогах, словах и предложениях.
Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах и предложениях.
Задачи: 1. развивать умения и навыки согласования в числе и роде существительных с прилагательными;
2. развивать слуховое внимание и память, мелкую и общую моторику, артикуляционный аппарат, мимическую мускулатуру, речь, воображение, мышление;
3. воспитывать любовь к слову, усидчивость, терпение;
4. активное введение в лексику ребенка нового слова «настольная лампа».
Оборудование: зеркало, картинки, карточки.
План занятия:
- организационный момент
- пальчиковая гимнастика
- массаж лица
- артикуляционная гимнастика
- объявление темы
- характеристика звука [л]
- автоматизация звука [л] в слогах
- физкультминутка
- автоматизация звука [л] в словах
- работа над словосочетанием
- домашнее задание
- итог занятия
Ход занятия
этапы | Содержание этапов | Примечания |
1. | Здравствуйте, детки! Присаживайтесь, устраивайтесь поудобнее. Как настроение? Посмотрите в окно, какая погода на улице? Какое время года сейчас? Холодно или тепло? Как светит солнышко? А какие деревья на улице? | Учитель требует полных ответов. |
2. | А теперь приступим к работе. Приготовим сначала наши ручки. Дятел! Дятел!(указательными стучим друг об друга). Тук! Тук! Тук! (средние) эй, приятель! (безымянные) Я не жук! (мизинцы) Ты не жук?! (указать двумя указательными пальцами вперед) Тогда пока (помахать рукой на прощание) Но похож ты на жука! (погрозить указательными мальцами) «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселей» Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз) Это мама не каприз! Вправо – влево, вправо – влево, (повороты ) Посмотри как королева. Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам) Нужно нам так нужно нам Головою покрутить (вращение головой) Не забыть, не забыть и незнайками побыть (пожимание плечами) Плечи вверх и опустить И плечами повращать (вращение плечами вперед и назад) И все дела пойдут на лад! | Дети повторяют за логопедом |
3. | Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки) И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз) Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразными движениями пальцев от середины лба к вискам) Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю, снизу вверх и сверху вниз) И вперед сгибаем, тянем вниз за мочки А потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щеки) Щечки разминаем, чтобы надувались (указательными, средними и безымянными пальцами разминают щеки круговыми движениями) Губки разминаем, чтобы улыбались (большие и указательные пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу) Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперед) Разомнем их мягко, не задев ногтями (большие и указат. пальцы разминают обе губы) Уголками губ мы щечки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта) А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам) Губки пожуем мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух) И губами вправо – влево потанцуем (указат. укладываются на губы параллельно друг другу, н-р,правый- на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу, врозь друг другу) Под губой язык лежит кулачок в губу стучит (язык под верхней губой и покалачивание кулачком по верхней губе) Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык – под нижней губой и покалачивание по нижней губе) Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам) А потом по шейке ручками стекаем(поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большими и остальными пальцами) | Дети повторяют за логопедом |
4. | А теперь послушай сказку «У бабушки и дедушки» Толстые внуки приехали в гости (надувание щек) С ними худые – лишь кожа да кости (втягивание щек) Бабушка с дедушкой всем улыбались (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы) Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед) Утром проснулись – в улыбочку губы Чистим мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи С нижними зубками мы тоже дружим Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух) И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы) Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губы) Дуем на блинчик – не в щечки, не мимо (подуть на широкий язык) Блинчик с вареньем малиновым вкусным облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой) На нос подуем – мы чай остудим (подуть с чашечки вверх) Чаю попили – никто не обижен (чашечка движется назад и вперед) Бабушке нашей всегда помогаем Нитки в иголки мы ей надеваем (узкий язык движется вперед и назад) Бабушка швы на машинке строчила(узкий язык вытянут вперед) И на зигзаг её переключила Нитки с иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами) Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую, а палец пытается втолкнуть его в рот) Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы) Все мы на них покататься успели После качелей мы в прятки играли (широкий язык упирается под верхнюю губу) Дедушка скачет на лошадке ловко (щелкает языком) Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе) Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки) Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот) Вот из сарая индюшка пришла, Важно сказала: бл –бл – бл – бла. | Дети берут зеркала и повторяют за логопедом |
5. | Сегодня мы с вами вспомним, как произносится звук [л]. Попробуем его вместе произнести. А теперь сами. Молодцы. | Дети произносят |
6. | Возьмите зеркало и скажите как расположены губы? + они принимают форму следующего гласного. - а зубы? + на расстоянии - язык? + в виде седла, поднимается вверх - умнички! А какой звук [л]? + согласный, потому что при его произнесении мы встречаем преграду. - а каким цветом мы его будем обозначать, синим или зеленым? + синим, т.к. он твердый - звонкий или глухой? + звонкий -молодцы! | Дети отвечают полными ответами |
7. | Сегодня ко мне пришла лошадка и попросила помочь ей. Дело в том, что ее пригласили на день рождения, а кто она забыла. Не хотелось бы огорчать именинника. Мы можем узнать его имя, если выполним следующие задания. Поможем лошадке? Слушайте первое задание: нужно четко и правильно произнести за мной: Ла-ла-ла – девочка спала Ло-ло-ло – у сосны дупло Лу-лу-лу – дайте мне пилу Лы-лы-лы – чистые полы Ал-ал-ал – я иду в подвал Ол-ол-ол – у осины ствол Ул-ул-ул – вот высокий стул. Молодцы, вы справились с этим заданием. Вы угадали первую букву – это В. | Логопед показывает рисунок лошадки Дети повторяют |
8. | На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки. Сейчас мы с вами немного отдохнем, сделаем физкультминутку. Мы носками постучим (пятки стопы на полу, а носки поочередно стучат по полу на каждый слог) Мы поставим пятки (теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги) Вот мы ходим, как медведи (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу) Скачем, как зайчатки (подскоки на носках на двух ногах) Вот козленок на лугу (ноги врозь и скрестно) Вот машина едет (руки «рулят») А за ними мчится гусь На велосипеде (упр-е велосипед) | |
9. | А теперь следующее задание «подскажи словечко» Слушай внимательно, постарайся догадаться, про что стихотворение. 1. Она сказала тихо: «хвалиться я не смею, Конечно, я не солнце и даже не луна, Но я стараюсь очень, стараюсь, как умею, Чтоб жизнь была светлее, Когда я включена». Прислушаться и нам бы к рассказу старой …(лампы). По каким словам вы догадались, что это лампа? Что такое лампа? Какая она? Для чего она нам нужна? У вас есть лампа? Какая она? Вы пользуетесь ей? Где она у вас стоит? 2. хищник – ворище, ночами рыщет, зубами щелк…это…(волк) 3. белые горошины на зеленой ножке…(ландыш) 4. девочка Аленушка посадила зернышко, Летом выросло маленькое солнышко…(подсолнух) 5. под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки (стол) 6. трудолюбивая, красивая, свезет любую ношу (лошадь) 7. он всегда с гвоздями дружен, на работе людям нужен. (молоток) 8. бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик (игла) А теперь давайте повторим все отгадки, выделяя звук [Л]. Вы заслужили следующую букву О. Теперь вам нужно из рассыпанных букв сложить слова: лампа, луна, иголка, осёл, мел, ёлка, палка, пугало. Молодцы, теперь нам известна третья буква Л. | Дети отгадывают загадки |
10. | Про какие слова можно сказать: красивая, маленький, серый, высокий ,зеленый, вкусный. Молодцы! Вы и с этим заданием справились. Последняя буква К. Какое слово получилось, прочитайте. Сколько слогов в этом слове? Сколько букв? Гласных? Согласных? Назовите твердые, мягкие, звонкие, глухие. | Дети подбирают слова. Логопед показывает волка. |
11. | На день рождения волка мы подарим стихотворение, вы его дома выучите. Послушайте, все ли вам понятно: Белый волк на свете жил, Часто лапы с мылом мыл, Чистоплотный очень был, И без мыла, долго выл. Какие слова со звуком [Л] вам встретились? | Дети называют слова со звуком [Л] |
12. | Вы сегодня хорошо поработали, какие слова со звуком[л] вы запомнили? Молодцы, на этом занятие закончилось. |
Используемая литература:
- Рыбина А.Ф. В помощь логопеду. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал. Волгоград, 2009.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. М., 1993.
- Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. C-П., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах"
Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де...
Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"
Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания...
2. Конспект занятия «Автоматизация звука [ч] в связной речи »
Цель занятия: разработать серию конспектов занятий по проблемам методики русский язык как иностранный....
Конспект занятия "Автоматизация звука (Л)"
Конспект можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления материала по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, предложениях. Можно использовать как обучающий материал со ста...
Конспект НОД «Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»
laquo;Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»...
Конспект занятия «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»
Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»...
Конспект занятия. Автоматизация звука [Р] в словах, в предложениях. Введение звука [Р] в речь.
Конспект подгруппового занятия....