Конспект НОД: автоматизация звука Л
план-конспект занятия по логопедии на тему

Атнасурина Елена Михайловна

Логопедическое подгрупповое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopediya_konspekt.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука [ Л ] в слогах, словах и предложениях.

Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 1. развивать умения и навыки согласования в числе и роде существительных с прилагательными;

2. развивать слуховое внимание и память, мелкую и общую моторику, артикуляционный аппарат, мимическую мускулатуру, речь, воображение, мышление;

3. воспитывать любовь к слову, усидчивость, терпение;

4. активное введение в лексику ребенка нового слова «настольная лампа».

Оборудование: зеркало, картинки, карточки.

План занятия:

  1. организационный момент
  2. пальчиковая гимнастика
  3. массаж лица
  4. артикуляционная гимнастика
  5. объявление темы
  6. характеристика звука [л]
  7. автоматизация звука [л] в слогах
  8. физкультминутка
  9. автоматизация звука [л] в словах
  10. работа над словосочетанием
  11. домашнее задание
  12. итог занятия

                                                     

Ход занятия

этапы

Содержание этапов

Примечания

1.

Здравствуйте, детки! Присаживайтесь, устраивайтесь поудобнее. Как настроение? Посмотрите в окно, какая погода на улице? Какое время года сейчас? Холодно или тепло? Как светит солнышко? А какие деревья на улице?

Учитель требует полных ответов.                  

2.

А теперь приступим к работе. Приготовим сначала наши ручки.

 Дятел! Дятел!(указательными стучим друг об друга).

Тук! Тук! Тук! (средние)

эй, приятель! (безымянные)

Я не жук! (мизинцы)

Ты не жук?! (указать двумя указательными пальцами вперед)

Тогда пока (помахать рукой на прощание)

Но похож ты на жука! (погрозить указательными мальцами)

«Нашим плечикам и шее с физкультурой веселей»

Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз)                                                                       Это мама не каприз!

Вправо – влево, вправо – влево, (повороты )                                             Посмотри как королева.

Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)

Нужно нам так нужно нам

Головою покрутить (вращение головой)

Не забыть, не забыть и незнайками побыть (пожимание плечами)

Плечи вверх и опустить

И плечами повращать (вращение плечами вперед и назад)

И все дела пойдут на лад!

Дети повторяют за логопедом

3.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз)

Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразными движениями пальцев от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю, снизу вверх и сверху вниз)

И вперед сгибаем, тянем вниз за мочки

А потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щеки)

Щечки разминаем, чтобы надувались (указательными, средними и безымянными пальцами разминают щеки круговыми движениями)

Губки разминаем, чтобы улыбались (большие и указательные пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу)

Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперед)

Разомнем их мягко, не задев ногтями (большие и указат. пальцы разминают обе губы)

Уголками губ мы щечки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта)

А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

Губки пожуем мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо – влево потанцуем (указат. укладываются на губы параллельно друг другу, н-р,правый- на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу, врозь друг другу)

Под губой язык лежит кулачок в губу стучит (язык под верхней губой и покалачивание кулачком по верхней губе)

Под другой губой лежит, кулачок другой    стучит (язык – под нижней губой и покалачивание по нижней губе)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем(поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большими и остальными пальцами)

Дети повторяют за логопедом

4.

А теперь послушай сказку «У бабушки и дедушки»

Толстые внуки приехали в гости (надувание щек)

С ними худые – лишь кожа да кости (втягивание щек)

Бабушка с дедушкой всем улыбались (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед)

Утром проснулись – в улыбочку губы

Чистим мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи

С нижними зубками мы тоже дружим

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух)

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы)

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губы)

Дуем на блинчик – не в щечки, не мимо (подуть на широкий язык)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад)

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой)

На нос подуем – мы чай остудим (подуть с чашечки вверх)

Чаю попили – никто не обижен (чашечка движется назад и вперед)

Бабушке нашей всегда помогаем

Нитки в иголки мы ей надеваем (узкий язык движется вперед и назад)

Бабушка швы на машинке строчила(узкий язык вытянут вперед)

 И на зигзаг её переключила

Нитки с иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами)

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую, а палец пытается втолкнуть его в рот)

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы)

Все мы на них покататься успели

После качелей мы в прятки играли (широкий язык упирается под верхнюю губу)

Дедушка скачет на лошадке ловко (щелкает языком)

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе)

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки)

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: бл –бл – бл – бла.

Дети берут зеркала и повторяют за логопедом

5.

Сегодня мы с вами вспомним, как произносится звук [л]. Попробуем его вместе произнести. А теперь сами. Молодцы.

Дети произносят

6.

Возьмите зеркало и скажите как расположены губы?

+ они принимают форму следующего гласного.

 - а зубы?

+ на расстоянии

- язык?

+ в виде седла, поднимается вверх

- умнички! А какой звук  [л]?

+ согласный, потому что при его произнесении мы встречаем преграду.

- а каким цветом мы его будем обозначать, синим или зеленым?

+ синим, т.к. он твердый

- звонкий или глухой?

+ звонкий

-молодцы!

Дети отвечают полными ответами

7.

Сегодня ко мне пришла лошадка и попросила помочь ей. Дело в том, что ее пригласили на день рождения, а кто она забыла. Не хотелось бы огорчать именинника. Мы можем узнать его имя, если выполним следующие задания. Поможем лошадке?

Слушайте первое задание: нужно четко и правильно произнести за мной:

Ла-ла-ла – девочка спала

Ло-ло-ло – у сосны дупло

Лу-лу-лу – дайте мне пилу

Лы-лы-лы – чистые полы

Ал-ал-ал – я иду в подвал

Ол-ол-ол – у осины ствол

Ул-ул-ул – вот высокий стул.

Молодцы, вы справились с этим заданием. Вы угадали первую букву – это В.

Логопед показывает рисунок лошадки

Дети повторяют

8.

На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки.

Сейчас мы с вами немного отдохнем, сделаем физкультминутку.

Мы носками постучим (пятки стопы на полу, а носки поочередно стучат по полу на каждый слог)

Мы поставим пятки (теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги)

Вот мы ходим, как медведи (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу)

Скачем, как зайчатки (подскоки на носках на двух ногах)

Вот козленок на лугу (ноги врозь и скрестно)

Вот машина едет (руки «рулят»)

А за ними мчится гусь

На велосипеде (упр-е велосипед)

9.

А теперь следующее задание «подскажи словечко»

Слушай внимательно, постарайся догадаться, про что стихотворение.

1. Она сказала тихо: «хвалиться я не  смею,

Конечно, я не солнце и даже не луна,

Но я стараюсь очень, стараюсь, как умею,

Чтоб жизнь была светлее,

Когда я включена».

Прислушаться и нам бы к рассказу старой …(лампы).

По каким словам вы догадались, что это лампа? Что такое лампа? Какая она? Для чего она нам нужна? У вас есть лампа? Какая она? Вы пользуетесь ей? Где она у вас стоит?

2. хищник – ворище, ночами рыщет, зубами щелк…это…(волк)

3. белые горошины на зеленой ножке…(ландыш)

4. девочка Аленушка посадила зернышко,

Летом выросло маленькое солнышко…(подсолнух)

5. под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки (стол)

6. трудолюбивая, красивая, свезет любую ношу (лошадь)

7. он всегда с гвоздями дружен, на работе людям нужен. (молоток)

8. бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик (игла)

А теперь давайте повторим все отгадки, выделяя звук [Л]. Вы заслужили следующую букву О.

  Теперь вам нужно из рассыпанных букв сложить слова: лампа, луна, иголка, осёл, мел, ёлка, палка, пугало.

Молодцы, теперь нам известна третья буква Л.

Дети отгадывают загадки

10.

Про какие слова можно сказать: красивая, маленький, серый, высокий ,зеленый, вкусный.

Молодцы! Вы и с этим заданием справились. Последняя буква К. Какое слово получилось, прочитайте. Сколько слогов в этом слове? Сколько букв? Гласных? Согласных? Назовите твердые, мягкие, звонкие, глухие.

Дети подбирают слова. Логопед показывает волка.

11.

На день рождения волка мы подарим стихотворение, вы его дома выучите. Послушайте, все ли вам понятно:

Белый волк на свете жил,

Часто лапы с мылом мыл,

Чистоплотный очень был,

И без мыла, долго выл.

Какие слова со звуком [Л] вам встретились?

Дети называют слова со звуком [Л]

12.

Вы сегодня хорошо поработали, какие слова со звуком[л] вы запомнили?

Молодцы, на этом занятие закончилось.

Используемая литература:

  1. Рыбина А.Ф. В помощь логопеду. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал. Волгоград, 2009.
  2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. М., 1993.
  3. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. C-П., 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах"

Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.  Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де...

Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"

Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания...

2. Конспект занятия «Автоматизация звука [ч] в связной речи »

  Цель занятия: разработать серию конспектов занятий по проблемам методики русский язык как иностранный....

Конспект занятия "Автоматизация звука (Л)"

Конспект можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления материала по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, предложениях. Можно использовать как обучающий материал со ста...

Конспект НОД «Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»

laquo;Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»...

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»

Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»...