Семинар-практикум для родителей в 1 младшей группе « Почему бывает трудно заговорить?»
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) на тему

Кузьмина Татьяна Валерьевна

Конспект семинара-практикума для родителей 1 младшей группы.  Предлагается рассмотреть причины задержки речевого развития, пути преодоления. Родителям предлагается практически ознакомиться и играми и упражнениями, которые помогут преодолеть ЗРР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_kak_pomoch_zagovorit.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей в 1 младшей группе

« Почему бывает трудно заговорить?»

Форма проведения: семинар-практикум  
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников I младшей группы, учитель-логопед, воспитатели.
Цели:
1. Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) в вопросах развития речи воспитанников.
2. Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей)  к сотрудничеству.  
Задачи:
• актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии речевого развития  воспитанников (развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики, дыхания, общей моторики)
• сформировать у родителей (законных представителей)  представления о роли развития мелкой, артикуляционной  моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.  
• познакомить с разновидностями  дидактического материала для развития мелкой, артикуляционной  моторики и методической литературы по теме.

• привлечь родителей к изготовлению пособия для развития речи.

• обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение упражнений.


Предварительная работа:
1. Информирование  родителей (законных представителей)  о предстоящем семинаре-практикуме (объявление).
2. Изготовление наглядной информации (папка - передвижка, оформление цитат).
3. Издательская деятельность (выпуск информационных буклетов).
4. Организация выставки литературы, дидактических игр и пособий  для развития мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, дыхания.
Раздаточный материал для родителей:
Информационные буклеты  «Практические рекомендации по развитию речи у дошкольников».
Материалы и оборудование:
1. "Сухие  бассейны".
2. Яркие разносы с манной крупой.
3. Стихи  для пальчиковых игр.
4. Прищепки.
5. Дидактические игры для оформления выставки (игры - шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие, различные виды мозаики, дидактические кубы, матрёшки, пирамидки, различные виды бус (для нанизывания) и др.

6.Зеркала.

1. Организационный момент.

Игра «Приветствие»

- Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас на нашей встрече. Мы с вами сегодня будем говорить о самом дорогом – о наших детях.

-  Я предлагаю поприветствовать друг друга и поделиться своими  ожиданиями от сегодняшней встречи, передавая мяч.

-Я, Кузьмина Татьяна Валерьевна, учитель-логопед детского сада. Мне очень отрадно, что именно вы стали инициаторами нашей встречи, что вы заинтересованы в развитии своих детей. Ожидаю от сегодняшней встречи – сотрудничества, думаю, что вы узнаете много полезного, что поможет нашим детям заговорить!

2.Что такое ЗРР (задержка речевого развития).

- Сейчас мы попробуем разобраться, почему у ребенка формируется речь с задержкой?

- Младенец, появившейся на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У ребенка есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком речь, которую он слышит.

- Рассмотрим, как  формируется речь в онтогенезе: ( слайд 2  )

- Конечно, это среднестатистические данные. Сроки могут быть растянутыми, что объясняется индивид. особенностями. Если в определенный период формы не появляются, то можно говорить, что речь формируется с задержкой.

 - Почти все дети в младшем возрасте имеют речевые проблемы. Какие-то дети справляются самостоятельно, в силу своих особенностей, а каким-то детям необходима помощь.

Слайд №3.

- Какие причины могут вызвать ЗРР?

- Биологические факторы:

- Очень важная причина, приводящая к ЗРР - это замедленный темп созревания нервных клеток (негативные факторы в период беременности и родов; «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)). Поэтому крайне важно получить консультацию невропатолога. Не нужно этого бояться. Есть дети, которым необходимо для активизации деятельности головного мозга принимать некоторые препараты. Что в последствии поможет ребенку более точно усваивать речевой материал, т.е мы даем возможность организму сделать рывок.

- Еще одна из причин: частые соматические заболевания, инфекции или травмы. Возможно также – снижение слуха.

- Необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов- невролога, лор-врача, по направлению возможно надо будет пройти ряд медиц.исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.)

- Социальные факторы:

-Неправильные методы воспитания в семье: либо недостаточное внимание к ребенку( эффект «маугли»), либо наоборот – гиперопека - взрослые хорошо понимают все желания ребенка, угадывая их буквально с полуслова и полувзгляда. В этих условиях никакой потребности в настоящих словах у ребёнка не возникает. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае – не кому обращаться, во втором случае – незачем, все и так будет сделано вовремя.

- У родителей сегодня меньше времени для своих детей. В среднем у матери остается около 12 минут в день, чтобы действительно поговорить со своим ребенком. И как следствие – растущее число детей, «осчастливленных» собственной аппаратурой. Особенно внушает опасение то, что маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день, а некоторые от 5 до 6 часов в день. Но, казалось бы, сидя перед телевизором, малыш постоянно слышит речь, причём громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает её усваивать? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность. Показано, что маленькие дети выделяют отдельные слова, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь.  Даже самые лучшие передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Ребенку необходимо непосредственное воздействие взрослого, его участие в практической деятельности малыша.

- Нам взрослым надо формировать потребность в общении  и интерес  к общению. Задания не сложны по своей сути, но самое главное: работа должна проводиться ежедневно, систематически, что обязательно приведет к положительным результатам.

- Для ребенка важна совместная деятельность. Ребенок не должен быть предоставлен себе.

- Важно установить контакт с ребёнком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Всем предметным действиям следует по возможности придать «человеческий» характер – жалеть или укладывать спать куклу, в машинку посадить водителя и вести её в гараж и т.д.   Если ребенок просто манипулирует машинками, то пользы для речевого развития не будет, а если на этой машине проехать на овощную базу, загрузить овощи, назвав каждый овощ, то тут уже польза, несомненно, буде т.  В ходе игры спросите: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би»,- с удовольствием растягивая гласные. И если после 20, 30 раза, когда губы и язык  уже устали произносить «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка- это уже победа, обязательно похвалите, порадуйтесь!

Затем переходим к вызыванию отраженной речи (эхолалии).

- Выбираем для имитации 5-10 слов, названий окружающих предметов (игрушки, одежда, посуда, еда). Во время режимных моментов, во время одевания и раздевания и еды, вы многократно проговариваете эти названия, разворачиваете диалог – образец, в процессе которого вы спрашиваете и отвечаете. Проговариваете слова утрированно, четко. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого.

Что мы достали? – шубу      

Что это такое?  - шуба

Что сейчас надели? – шубу.

Что мы достали? – шапку

Что это такое?  - шапка

Что сейчас надели? – шапку.

- И так проговариваете каждое слово по 10,15 раз на дню. Но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно.

- Затем постепенно косвенно поощряем ребенка  к вступлению в диалог – после вопроса – делаем паузы(5-10 сек)

Принеси тарелку.

Что ты принес?.... Правильно, тарелку.

Что это? …Тарелка. Посмотри на губы: тарелка.

Давай вместе: ТА-РЕЛ-КА. Молодец!

-Этот этап, один из сложнейших. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.  Через какое-то время ребенок начнет повторять за вами отдельные слоги. На первых порах не заставляйте повторить слова точно. Мы поощряем любую речевую реакцию.

-После того как вы увидели, что ребенок повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите следующую серию из 5-10 слов. Таким образом, накапливаем активный словарь.

- Потребности ребенка необходимо удовлетворять после речевых реакций:

Например, ребенок просит что-то жестом. ВЫ говорите: «Как надо попросить? Дай куклу. Дай куклу. Приближаете, но в руки не даете. Только после попытки воспроизвести фразу, вы отдаете игрушку.

- Многочисленные игрушки лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит, пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы.

- Если ребёнок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнёром. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединится к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребёнок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами.

Развитие речевого дыхания.

- Чтобы речь была хорошей нужно правильно, полноценно дышать. Для формирования речи необходимо развивать речевое дыхание.  

- Можно дуть на ватку, бумажку. Следить надо, чтобы ребенок выдыхал через рот. Можно вырезать бабочек, прикрепить за веревочки и дуть. Можно сделать кораблик и запускать в ванной, когда купается малыш.

- Какие еще варианты для формирования длительной воздушной струи?

(мыльные пузыри, «Буря в стакане» воздушные шарики, задувание свечей, игра на дудочках, свистульках.)

- Речевой аппарат ребенка имеет некоторые особенности: голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань также почти вдвое короче; менее гибкий и подвижный язык, он занимает вдвое большую, чем у взрослого часть полости рта.  Поэтому для развития мышц ротовой области необходима  ГИМНАСТИКА.

- Для чего нужна гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

- Научите малыша сплевывать с губ крошки, бумажки. Губы и язычок будут двигаться активнее, если смазать небо вареньем, медом. Давайте вылизывать ложки, можно вылизывать блюдце.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

-    Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

  -   Исследования современных физиологов  показывают, что имеется  тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кистях рук.

-    Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут.

-        Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Начинать следует с левой руки  (возможна  маркировка левой руки).

-        Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.

1.  Массаж зубными щетками

2.Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.

3. Массаж шестигранными карандашами.

4.Массаж грецкими орехами.

- катать два ореха между ладонями

-прокатывать один орех между пальцами

-удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами  руки

5.Массаж «четками», бусами.

6.     Высокой эффективностью, безопасностью и удобной в использовании обладает  су-джок терапия

7.Использование прищепок.

Прищепки бельевые – для развития  координации движений пальцев рук;

Массаж.

Доделать недостающие части предметам

8. Использование подставки под горячее.

«Прогулка» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно « ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно и одновременно.

9. «Сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом или фасолью – для самомассажа кистей.

10. Игры с мячом.

Упражнения с мячом небольшого размера совмещают в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложенных слов.

11. Щетки для волос, ипликаторы Кузнецова, коврики «Травка» - для массажа пальцев и самомассажа ладоней;

12. Рисование на манке.

13. «Моталки» - веревки с ручками на концах, привязанные к какому-либо центру, - для выработки координации вращательных движений.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

-Для того, чтобы хорошо говорить, нужно воспринимать, слышать.

Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

  * Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете. Можно под разные звуки выполнять разные действия, например: под дудочку прыгает, а под барабан топает.

 * Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

 * Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет (стучит, шумит, капает), дождь, шумит ветер, идет машина, летит самолет  и т.п.

- Будут полезны книги со звуковым сопровождением.

*  Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. (Железнова)

 

- Вот такие правила нехитрые помогут стимулировать речевую активность!

- Наберитесь терпения, не форсируйте события!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему бывает трудно заговорить?

Почему бывает трудно заговорить?     Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный и зависит от многих факторов. Но есл...

Конспект семинара-практикума для родителей 2 младшей группы на тему: «О здоровье всерьёз».

формиФормирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей....

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....

Семинар-практикум с элементами тренинга "Система работы с родителями детей младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности"

Для реализации стандарта дошкольного образования родители должны обладать педагогическими знаниями, а педагоги – уметь их дать, то есть владеть методикой работы с родителями. Целью данного ...

Семинар- практикум (совместно с родителями) в подготовительной группе. Тема:"Поиграем вместе"

Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взросл...

Семинар- практикум (совместно с родителями) в подготовительной группе. Тема:"Поиграем вместе"

Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взросл...

Консультация для педагогов младших групп «Почему трудно заговорить ребенку"

Консультация для педагогов младших групп«Почему трудно заговорить ребенку15.04.2021г.ЧУ ДО «Детский сад «Замок детства» В настоящее  время серьёзное недоразвитие или ...