Развиваем речь детей.
консультация по логопедии на тему
Материал для родителей о том, как развивать речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развиваем речь детей | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем речь детей.
Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлебывается словами, нервничает, размахивает руками, а его собеседник остается либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться, но смысла сказанного не улавливает. Дети слушают чтение сказок, переживают в тех местах, которые взрослый эмоционально выделяет, - но пересказать услышанное не могут — эмоции затмевают идею сказки, интонационные аспекты не там расставлены. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удается.
Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности.
Однако, развивая речь детей, взрослые не всегда используют в полной мере все имеющиеся здесь возможности для обогащения словаря детей словами, обозначающими материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, и выражающими эмоционально-ценностное отношение к действительности, идет простое обговаривание увиденного. Взрослые не осознают, что речевой материал усваивается не путем простого воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Для того, чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще использовать в повседневной жизни методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря (рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотры, прогулки) и методы опосредованного ознакомления с окружающим (рассматривание картин, чтение книг, рассматривание игрушек, загадывание загадок и т.д.). При этом большое внимание необходимо уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры, развитию умения сравнивать, противопоставлять, обобщать.
Большой удельный вес приобретает решение проблемных речевых задач. Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по-другому?».
Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь ребенка дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.
В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего.
Для решения этой проблемы нужно постоянно проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Подбор антонимов: предложить ребенку закончить предложение, начатое взрослым. (Дождик вымочит, а солнышко... (высушит). Один теряет, а другой... (находит). Если что-нибудь забудешь, то потом может быть, и... (вспомнишь).)
Подбор синонимов к отдельным словам и словам в сочетаниях. Ребенку дается задание найти синонимы к глаголам: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться и т.д.
Более сложное задание — закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка... (неразговорчивая); вчера день был теплый, а сегодня... (жаркий).
Усложнить задание можно за счет подбора синонимов к прилагательным в словосочетаниях: отважный солдат (храбрый, смелый); верный друг (преданный).
Подбор синонимов к многозначным словам (прилагательным и глаголам) и словам с переносным значением. Например: мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит; горячая вода, горячий привет, горячее время; жаркий день, жаркий спор (объяснить ребенку их значение).
Эти речевые упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползет, летает, растет, плывет; кто и что может быть горячим, жарким, тяжелым, легким, крепким и т.д. Надо отметить, что эти задания вызывают у старших дошкольников особый интерес.
Организуя речевые игры и упражнения с детьми, взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"
Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...
Конспект занятия по развитию речи и аппликации для второй младшей группы, тема «Ежики смеются» Задачи: Образовательные: Продолжать развивать речь детей, обогащая словарный запас (маленький, серенький, колючий); Закреплять и расширять знания и предст
Конспект занятия по развитию речи и аппликации для второй младшей группы...
Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...
«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"
Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...
Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» (играя, развиваем речь детей)
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – э...