Артикуляционная гимнастика
материал по логопедии (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику. Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения.
«Рыбка шевелит губами» Смыкать и размыкать губы. | «Птенцы» Широко открывать и закрывать рот. | «Улыбка» Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10). |
«Трубочка» Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10). | «Улыбка-трубочка» Чередовать до 10 раз. | «Лопаточка» Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10… |
«Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. | «Заборчик» Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. | «Бублик» Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать. |
«Шарик» Надуть щёки, сдуть щёки. | «Часики» Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). | «Лошадка» Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). |
«Качели» Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). | «Непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя», «пя-пя-пя»… (10 раз). | «Веселая змейка» Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз). |
«Пятачок» Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз). | «Посчитаем нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается. | «Сдуй ватку с ладошки» Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка. |
«Котенок лакает молоко» Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. | «Поиграем на губах» Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б. | «Иголочка» Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
«Крестик» Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз). | «Расческа» Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз). | «Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами. |
«Маляр» Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. | «Поймаем мышку» Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик). | «Пароход гудит» Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..." |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...