Советы логопеда.
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
.
Если ребёнок заикается, то вам помогут эти советы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_pri_zaikanii.docx | 14.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы логопеда.
Если ребёнок заикается.
Заикание – своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания слогов в слове. Позже оно начинается сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Попытки произвольно, по замечанию родителей, по заданию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание.
У детей раннего возраста (от двух до трёх лет) оно может возникнуть «внезапно» в результате психотравмы – испуга, конфликта, при изменении условий жизни: неохотного хождения в детский сад, ревности к младшему брату или сестре (при бестактном поведении родителей. При этом заикание может стихать или появляться вновь, волнообразно, как бы рецидивируя.
Основным условием снятия заикания должен быть мир в семье. Все вопросы по воспитанию ребёнка должны решаться тогда, когда ребёнок спит, в тех случаях, когда брак родителей распался, нельзя восстанавливать ребёнка против отца, матери и других членов семьи. Ребёнок не должен быть свидетелем семейных конфликтов, так как это закрепит у него заикание. Неспроста заикание называют логоневрозом.
Ни в коем случае не обсуждайте заикание ребёнка в его присутствии с врачами и знакомыми. Желательно, чтобы ребёнок вообще не слышал этого слова. Если в семье заикается кто-то из взрослых, то тот наверняка уже занимался с логопедом и знает, что говорить надо медленно, следя за своим речевым дыханием.
Для преодоления заикания надо прежде всего понять причину его возникновения. Оно чаще возникает в момент бурного развития у ребёнка ситуативной речи, при непосильных речевых заданиях ему. Например, при поступлении в детский сад резко меняется не только среда привычной жизни малыша, но и необходимость в большом количестве общаться со значительной группой детей и новых взрослых (воспитательницами и другим персоналом). Ребёнок оказывается в стрессовой ситуации. Чтобы её преодолеть, надо на некоторое время взять его совсем из детского сада.
Не «прозевайте» момент возникновения заикания. Возьмите бюллетень, окружите ребёнка усиленным вниманием: почаще берите его на руки, удобно устраивайтесь на диване так, чтобы его головка или ручки прижимались к вам. Помогайте ему играть с куклами, машинками. На прогулках (в парке, а не на дворе) избегайте встреч с говорливыми знакомыми. При приготовлении пищи для малыша исключите все продукты, которые могут вызвать аллергию. Аллергия, простуда ослабляют организм и являются «хорошей» подкормкой заиканию. Не забывайте о витаминах. Насильно не кормите ребёнка. Например, если он ест только картошку и огурцы – пусть ест. Не хочет есть икру – не надо. В это время не водите ребёнка в поликлинику. Дети, как правило, боятся людей в белых халатах. Но проконсультироваться у логопеда и врача надо. Не приглашайте гостей. Смягчите ревность к младшему ребёнку. Объясните заикающемуся малышу, что он самый, самый любимый, умный и добрый. Будьте вежливы с ребёнком.
Позже, когда заикание стихнет, приведите его в детский сад, в новый коллектив на несколько часов. Хорошо, если какое-то время он побудет там с мамой, общающейся с воспитательницей или другими сотрудниками. Спокойное поведение матери положительно скажется на состояние ребёнка, который постепенно освоится с помещением детского сада, присмотрится к игрушкам, к детям и как бы «плавно» войдёт в новую среду.
Желательно понаблюдать, в каких ситуациях ребёнок заикается больше. Как правило, оставаясь «наедине» со своими игрушками и разговаривая с ними, малыш перестаёт заикаться. Поэтому можно рекомендовать так называемый «режим молчания», когда ребёнок в присутствии занятых каким-либо спокойным трудом родителей, так же спокойно, молча, занимается игрой в любимые игрушки. Не задавайте ребёнку излишние, зачастую совсем ненужные вопросы, побуждающие его к ответам, без которых можно обойтись. Не просите его выступать перед «публикой», читать стихи, петь песни, танцевать.
Дети очень любят слушать уже знакомые сказки или маленькие рассказы. Поэтому, если в доме появилась новая, и, как кажется родителям, невероятно интересная книга, то сначала оставьте ребёнка «наедине» с этой книгой, чтобы он рассмотрел её картинки. Книги со страшными для малыша картинками в дом приносить не надо, а если уж сказка про бабу Ягу, то сначала расскажите ребёнку, как герой книги её перехитрит и Яга и Кощей будут побеждены отважным героем. Лучше эти сказки рекомендовать лишь после достижения ребёнком пятилетнего возраста, до этого должны использоваться более добрые сказки. Ребёнок должен получать радость от общения с книгой. Речь взрослого при рассказе по картинкам должна носить дружеский характер. Дети любят «свои», домашние сказки о приключениях их игрушек. Эти сказки, сочиняемые мамой на сон грядущий, требуют многократного повторения, изо дня в день, постепенного дополнения и развёртывания сюжета. Так можно придумать сказки о самостоятельном мячике или кукле и её друзьях, о тракторишке-хвастунишке, о палочке-выручалочке, о солнышке, которое утром встаёт, днём на всё посмотрит, улыбнётся, на кого-то посердится или заплачет, поэтому поёдёт дождик, а вечером пойдёт спать и т.п.