Артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка но и является профилактикой возникновения некоторых речевых  дефектов. Правильное и систематическое выполнение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее - усвоению слов сложной слоговой конструкции.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

При работе над правильным произношением логопеду необходимо чётко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосовые связки. Перед началом работы над каждым звуком логопед анализирует положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.

После того как артикуляционный уклад звука усвоен, следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука. Эти упражнения помогут ребёнку выработать правильный артикуляционный уклад.

Каждое упражнение имеет своё название. Обучая ребёнка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с каким-то образом, предметом, изображённым на картинке. Например, широкий кончик языка – лопаточка, узкий кончик языка – иголочка и т.п.

В последующей работе при показе картинки ребёнок будет выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны логопеда.

Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для речевых органов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.

Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребёнка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее – усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Правило выполнения упражнений

  •  Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребёнок должен копировать ваши действия. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
  • Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность движения. Поэтому при её выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. Просите ребёнка, чтобы все движения он совершал «мягким» язычком и «нежными» губами.
  • При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребёнка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребёнок не должен делать лишних движений  - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движениями другими речевыми мышцами.
  • Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребёнка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
  • Когда какое-то упражнение  совершается на выдохе, следите, чтобы этот выдох был направлен самые зубы.
  • Каждое упражнение нужно повторять не более пяти-шести раз.

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

Артикуляционная гимнастика  с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно по инструкции логопеда. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность зарядки- до 5 мин.

В комплекс должно входить 4-5 упражнений: 2-3 статических и 2-3 динамических.

Примеры комплексов артикуляционной гимнастики:

  1. Комплекс 1. Артикуляционные упражнения  к постановке звука [ш].

1-я часть. Статические упражнения:

«Дудочка»

«Чашечка»

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»

«Дятел»

«Лошадка»

  1. Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].

1-я часть. Статические упражнения:

«Дудочка»

«Чашечка»

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»

«Вкусное варенье»

«Лошадка».

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется логопедом на неделю. На следующей неделе комплекс частично видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.

Таким образом, логопеды каждую неделю знакомят детей с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с каждым новым артикуляционным упражнением желательно сопровождать небольшой сюжетной зарисовкой. Например, упражнение «Вкусное варенье»: «Сластёна Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать её банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с вареньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ логопеда).

После показа логопед просит детей выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом логопед контролирует каждого ребёнка, правильно ли он выполняет упражнение.

Затем логопед показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение ещё раз, но уже не по показу логопеда, а по картинке. Логопед при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребёнком.

В работе логопед использует 27 артикуляционных упражнений:

  1. Упражнение «Улыбочка» (статическое).                            

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении 10-15 сек.

  1. Упражнение «Дудочка» (статическое).

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты вперёд в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении 10-15 сек.

  1. Упражнение «Хоботок» (статическое).

Цель: развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

  1. Упражнение «Лопаточка» (статическое).

Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

  1. Упражнение «Иголочка» (статическое).

Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10.

  1. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое).

Цель: развивать подвижность мышцы спинки языка.

Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10.

  1.  Упражнение «Желобок» (статическое).

Цель: вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение следует 3-4 раза по 5-7 секунд.

  1.  Упражнение «Парус» (статическое).

Цель: вырабатывать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперёд. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. Упражнение повторить 2-3 раза.

  1.  Упражнение «Чашечка» (статическое).

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. Упражнение выполнить 3-4 раза.

  1.  Упражнение «Заборчик» (статическое).

Цель: упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5-6 раз, продолжительность каждого упражнения 10-15 секунд.

  1. Упражнение «Утиный клювик» (динамическое).

Цель: развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.

Губы находятся в положении трубочки, затем втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются  и могут производить смыкательные и размыкательные движения.

  1. Упражнение «Шторки» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность губ.

Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние губы. Затем положение губ меняется: нижняя губа открывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение выполнить 5-6 раз.

  1.  Упражнение «Лошадка» (динамическое).

Цель: растягивать подъязычную связку языка.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощёлкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10-15 раз.

  1. Упражнение «Грибок» (динамическое).

Цель: растягивать подъязычную связку языка.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5-6 раз.

  1. Упражнение «Маляр» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5-6 раз.

  1. Упражнение «Дятел» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребёнок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15-20 секунд.

  1. Упражнение «Утюжок» (динамическое).

Цель: активизировать кончик языка на бугорках.

Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад – вперёд. Упражнение проводить 20-25 раз.

  1. Упражнение «Прогони комарика» (динамическое).

Цель: вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.

  1. Упражнение «Покусывание кончика языка»

      (динамическое).

Цель: активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.

  1. Упражнение «Качели» (динамическое).

Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15-20 раз.

  1. Упражнение «Катание шарика» (динамическое).

Цель: укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты. Напряжённый кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) – 5-6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) – 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

  1. Упражнение «Часики» (динамическое).

Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение  проводится в медленном темпе под счёт логопеда или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения – 20 секунд.

  1. Упражнение «Мясорубка» (динамическое).

Цель: вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперёд до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.

  1. Упражнение «Прятки» (динамическое).

Цель: развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остаётся на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

  1. Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое).

Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5-6 раз.

  1. Упражнение «Змейка» (динамическое).

Цель: развивать боковые мышцы языка.

Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперёд, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5-6 раз.

  1. Упражнение «Настроение» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребёнку принять рассерженный вид. Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т.е. хорошим настроением.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...