Артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка но и является профилактикой возникновения некоторых речевых дефектов. Правильное и систематическое выполнение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее - усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
При работе над правильным произношением логопеду необходимо чётко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосовые связки. Перед началом работы над каждым звуком логопед анализирует положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.
После того как артикуляционный уклад звука усвоен, следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука. Эти упражнения помогут ребёнку выработать правильный артикуляционный уклад.
Каждое упражнение имеет своё название. Обучая ребёнка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с каким-то образом, предметом, изображённым на картинке. Например, широкий кончик языка – лопаточка, узкий кончик языка – иголочка и т.п.
В последующей работе при показе картинки ребёнок будет выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны логопеда.
Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для речевых органов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.
Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
У ребёнка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции.
Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее – усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Правило выполнения упражнений
- Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребёнок должен копировать ваши действия. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
- Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность движения. Поэтому при её выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. Просите ребёнка, чтобы все движения он совершал «мягким» язычком и «нежными» губами.
- При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребёнка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребёнок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движениями другими речевыми мышцами.
- Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребёнка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
- Когда какое-то упражнение совершается на выдохе, следите, чтобы этот выдох был направлен самые зубы.
- Каждое упражнение нужно повторять не более пяти-шести раз.
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно по инструкции логопеда. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность зарядки- до 5 мин.
В комплекс должно входить 4-5 упражнений: 2-3 статических и 2-3 динамических.
Примеры комплексов артикуляционной гимнастики:
- Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].
1-я часть. Статические упражнения:
«Дудочка»
«Чашечка»
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»
«Дятел»
«Лошадка»
- Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].
1-я часть. Статические упражнения:
«Дудочка»
«Чашечка»
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»
«Вкусное варенье»
«Лошадка».
Комплекс артикуляционной гимнастики планируется логопедом на неделю. На следующей неделе комплекс частично видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.
Таким образом, логопеды каждую неделю знакомят детей с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
Знакомство с каждым новым артикуляционным упражнением желательно сопровождать небольшой сюжетной зарисовкой. Например, упражнение «Вкусное варенье»: «Сластёна Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать её банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с вареньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ логопеда).
После показа логопед просит детей выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом логопед контролирует каждого ребёнка, правильно ли он выполняет упражнение.
Затем логопед показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение ещё раз, но уже не по показу логопеда, а по картинке. Логопед при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребёнком.
В работе логопед использует 27 артикуляционных упражнений:
- Упражнение «Улыбочка» (статическое).
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении 10-15 сек.
- Упражнение «Дудочка» (статическое).
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Губы сомкнуты и вытянуты вперёд в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении 10-15 сек.
- Упражнение «Хоботок» (статическое).
Цель: развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
- Упражнение «Лопаточка» (статическое).
Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.
- Упражнение «Иголочка» (статическое).
Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.
Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10.
- Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое).
Цель: развивать подвижность мышцы спинки языка.
Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10.
- Упражнение «Желобок» (статическое).
Цель: вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение следует 3-4 раза по 5-7 секунд.
- Упражнение «Парус» (статическое).
Цель: вырабатывать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперёд. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. Упражнение повторить 2-3 раза.
- Упражнение «Чашечка» (статическое).
Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. Упражнение выполнить 3-4 раза.
- Упражнение «Заборчик» (статическое).
Цель: упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5-6 раз, продолжительность каждого упражнения 10-15 секунд.
- Упражнение «Утиный клювик» (динамическое).
Цель: развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.
Губы находятся в положении трубочки, затем втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.
- Упражнение «Шторки» (динамическое).
Цель: вырабатывать подвижность губ.
Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние губы. Затем положение губ меняется: нижняя губа открывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение выполнить 5-6 раз.
- Упражнение «Лошадка» (динамическое).
Цель: растягивать подъязычную связку языка.
Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощёлкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10-15 раз.
- Упражнение «Грибок» (динамическое).
Цель: растягивать подъязычную связку языка.
Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5-6 раз.
- Упражнение «Маляр» (динамическое).
Цель: вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5-6 раз.
- Упражнение «Дятел» (динамическое).
Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.
Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребёнок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15-20 секунд.
- Упражнение «Утюжок» (динамическое).
Цель: активизировать кончик языка на бугорках.
Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад – вперёд. Упражнение проводить 20-25 раз.
- Упражнение «Прогони комарика» (динамическое).
Цель: вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.
- Упражнение «Покусывание кончика языка»
(динамическое).
Цель: активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
- Упражнение «Качели» (динамическое).
Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).
Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15-20 раз.
- Упражнение «Катание шарика» (динамическое).
Цель: укреплять боковые мышцы языка.
Губы сомкнуты. Напряжённый кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) – 5-6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) – 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять.
- Упражнение «Часики» (динамическое).
Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).
Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт логопеда или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения – 20 секунд.
- Упражнение «Мясорубка» (динамическое).
Цель: вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.
Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперёд до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.
- Упражнение «Прятки» (динамическое).
Цель: развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.
Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остаётся на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
- Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое).
Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5-6 раз.
- Упражнение «Змейка» (динамическое).
Цель: развивать боковые мышцы языка.
Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперёд, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5-6 раз.
- Упражнение «Настроение» (динамическое).
Цель: вырабатывать подвижность губ.
Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребёнку принять рассерженный вид. Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т.е. хорошим настроением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...