Дыхательная гимнастика.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему
Роль дыхательной гимнастики для развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.pptx | 686.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох.
Верхнее-реберное , при котором действует только верхняя часть груди и легких и, следовательно, в легкие входит лишь минимальное количество воздуха. При этом способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже в короткой фразе. Грудное, при котором действует большая часть груди и легких. Диафрагмально-реберное ( нижне-диафрагмальное или грудно-брюшное), которое принято считать самым глубоким, наиболее сильным, легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы. Различают три типа дыхания:
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4 – 6 летнем возрасте, не имеющим речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования.
Усложнение речевой задачи детьми 5 – 6 лет в виде четырех-, пяти – и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохе.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования : выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; заниматься до еды; заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; дозировать количество и темп проведения упражнений; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно; в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
У пражнения для координации носового и ротового вдоха и выдоха по системе Ипполитовой Ф.А.: вдох осуществляется через нос, выдох то же через нос; вдох осуществляется через рот, выдох через нос; вдох осуществляется через нос, выдох через рот; вдох осуществляется через рот, выдох тоже через рот.
Помимо дифференциации носового и ротового выдоха добавляются упражнения на поддувание и выработку целенаправленной воздушной струи. Все эти упражнения имеют целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Они в конце концов сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох – ртом.
Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т.е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки.
Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук : вверх-вниз, вверх- в стороны, вверх- на пояс; туловища : повороты вправо – влево, наклоны в стороны, вперед; головы : наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.
По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
Этапы работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у дошкольников: I этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике . Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Упражнения: ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку; ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы; ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы; ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы.
II этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой . Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы. А также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
Упражнения: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениям головы и рук; развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы; дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких в процессе усложнения двигательной нагрузки.
III этап. Развитие фонационного выдоха Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Упражнения: выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение; выполнение ротового вдоха и пение на выдохе гласных звуков с изменением силы голоса; выполнение ротового вдоха и пение на выдохе гласных звуков с изменением высоты голоса; выполнение ротового вдоха и пение на выдохе гласных звуков с разной интонацией.
IV этап. Развитие речевого дыхания Цель: развитие собственного речевого дыхания. Упражнения: выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога; выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам). выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам). выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух/трех слов; произнесение нараспев стихотворных фраз.
V этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Упражнения: произнесение двух – трех фраз текста по схеме; самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи и т.п.).
Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"
Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!» Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА Мастер-класс для воспитателей на тему...