Артикуляционная гимнастика
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_-_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 249.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков родного языка.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для губ
«Улыбка»
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» («Трубочка»)
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Заборчик»
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
«Бублик»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Заборчик – Бублик» «Улыбка – Хоботок»
Чередование положений губ.
Упражнения для языка
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.
«Чашечка»
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, ноне касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.
«Вкусное варенье»
Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.
«Парус»
Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд.
«Маляр»
Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности нёба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.
«Грибок»
Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы подъязычная связка (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.
С помощью этого упражнения можно заметно растянуть подъязычную связку.
«Щетка - смётка»
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо-влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счет взрослого.
«Качели»
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.
«Горка»
Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.
«Колесо»
Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта. Язык перемещать вперед-назад в форме валика.
«Дудочка»
Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».
«Иголочка»
Рот приоткрыть. Узкий напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.
«Змейка»
Сделать упражнение «Иголочка». Узкий, похожий нажало, язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта.
«Громкий барабан»
Рот широко открыть. Кончик широкого языка поднять вверх. Произносить громко, отрывисто, многократно, не опуская кончика языка: дддддд.
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 227»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
учитель-логопед:
Кирсанова Елена Игоревна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...