Аутизм и его черты
презентация к уроку по логопедии ( группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm_i_ego_cherty.ppt.ppt | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие аутизма Аутизм (греч. αυτός , autos — «сам», аутизм — погружение в себя) понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой»
Синдром раннего детского аутизма (РДА) Синдром раннего детского аутизма (РДА) является клинической моделью искаженного психического развития. При искаженном развитии наблюдаются сочетания общего недоразвития, задержки, повреждения и ускорения развития отдельных функций. На первый план выступает выраженная асинхрония психического развития. Ранний детский аутизм (РДА) — это неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения.
Асинхрония психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие - патологически ускоренно. Например, развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом развитии - наоборот), а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи.
Аутизм может возникнуть: - как в первые годы жизни; так и - в первые месяцы жизни.
При аутистическом расстройстве личности отмечаются: качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; качественные нарушения способности к общению; ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
Причины аутизма: генетические факторы - генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенности к ее развитию и реализуется при наличии провоцирующего фактора, который может быть как экзогенным (внешним - травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные особенности и др.). ; органическое поражение ЦНС - у большинства детей при внимательном исследовании обнаруживаются поражения ЦНС (преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон) ; психогенный фактор - возникает как реакция на подавление ребенка со стороны матери, ее эмоциональную холодность.
Основными признаками синдрома РДА, согласно Л. Каннеру, является триада симптомов: аутизм с аутистическими переживаниями; стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости; своеобразные нарушения речевого развития.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика. Для поведения аутичного ребенка характерен феномен тождества, - проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении . Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в особенностях моторики;
Очень рано появляются страхи; перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др. Общей особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения являются их сила, стойкость, труднопреодолимость.
Аутистические фантазии отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы, являются результатом осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, а иногда следствием нарушения сферы влечений и инстинктов.
Речевое общение аутичных детей это: Мутизм – отсутствие использования речи для коммуникации; эхолалии; большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фотографичность – (декламируют одни и те же стихи); отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге; автономность речи; позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление - _ «дать пить», «накрыть»); нарушения семантики; нарушения грамматического строя речи; нарушения звукопроизношения ; нарушения просодических компонентов речи.
Для них нежелательным является разрыв с матерью, привычным семейным окружением. В связи с этим желательно проведение обследования в присутствии матери, в некоторых случаях и дома у ребенка. Категорически противопоказано помещение этих детей в психиатрический стационар. Диагностика РДА проводится с 3—4 лет, хотя ранние признаки заметны еще до года.
Дети с аутизмом нуждаются в лечении, психолого-педагогической коррекции нарушений и, прежде всего, правильной воспитательной работе в семье. При своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 22-23% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2-3% достигают удовлеворительного уровня социальной адаптации.
Определены четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения аффективной сферы: 1-я группа — наиболее тяжелая степень поражения. Наблюдается полевое поведение: ребенок бесцельно перемещается по комнате, может залазить на мебель, прыгать со стульев. Эмоциональный контакт с взрослыми отсутствует, реакция на внешние и внутренние раздражители слабая. Лицо обычно сохраняет выражение глубокого покоя. Речь отсутствует, хотя понимание речи окружающих может быть не нарушено. Дети избегают сильных стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений. Эти раздражители могут вызвать страх. Выражены явления пресыщения. Задачей этого типа эмоциональной регуляции является сохранение себя от воздействия внешнего мира и стремление к эмоциональному комфорту.
2-я группа отличается большей активностью Ребенок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль). Дети активно требуют сохранения постоянства в окружающей среде: одинаковой пищи, постоянных маршрутов прогулки; они тяжело переживают перестановку мебели, смену одежды. При этих изменениях дети отказываются от пищи, могут утратить навыки самообслуживания. Проявления такого состояния заметны с 2—3 лет. Встречаются стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств: надавливание на глазные яблоки, вращение предметов перед глазами, шуршание бумагой, прослушивание одних и тех же дисков. Вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием вниз головой и т. п. Речь в основном состоит из однотипных речевых штампов — команд, адресованных любым присутствующим. Возможно и выполнение простых просьб, исходящих со стороны матери. Характерна чрезмерная связь с матерью, невозможность отойти от нее даже на короткий срок. Иногда отмечается сочетание холодности, нечувствительности к эмоциям других людей с повышенной чувствительностью к состоянию матери.
3-я группа - наличие речи в виде эмоционально окрашенного монолога, ребенок способен выразить свои потребности Отмечается противоречивость побуждений: стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; пугливость, тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений. Часто встречаются агрессивные действия, пугающие сюжеты рисунков (изображения пожаров, бандитов и т. д )
4-я группа РДА является наименее тяжелой Дети способны к общению, у них сохранены интеллектуальные функции. Однако речь с аграмматизмами, нарушено употребление местоимений. Выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери. У ребенка этой группы не хватает гибкости, разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов. Круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми. В ходе развития ребенка возможно как улучшение освоения навыков общения, постепенная адаптация, так и регресс, утрата ранее приобретенных навыков.
Интеллектуальное развитие детей неравномерность, парциальность развития - справляясь с заданиями абстрактного характера, ребенок с трудом выполняет такое же по сложности задание с конкретным насыщением. Например, 2 + 3 = ? решается легче, чем задача: «У тебя было два яблока, мама дала еще три, сколько стало?» неравномерностью развития отдельных интеллектуальных функций. Так, отличные вычислительные способности (ребенок легко складывает, вычитает, умножает) сочетаются с неспособностью понять смысл простой задачи, или, обладая хорошей ориентировкой в пространстве, ребенок не в состоянии правильно распределить при письме текст на листе бумаги.
Особенности моторики. Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме: Основные усилия направляются на коррекцию эмоциональной сферы, на эмоциональное тонизирование ребенка. большое значение отводится комплексности - постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров.
Как надо вести себя родителям с аутичным ребенком: -Стараться вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научить испытывать большую радость от этого. -Установить особый, теплый эмоциональный контакт с ним. -Дозировать свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал. -Не оставлять его наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание. -Искать ему друзей. -Внушать уверенность в себе. -Пытаться научить его использовать свои способности. -Не забывать, что механическая память еще не показатель интеллекта. -Помочь усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания. -Заинтересовать игрой и научить играть его с игрушками и в ролевые игры. -Искать пути, которые помогут развить речь ребенка, приблизив ее к возрастной. - Освободить ее от штампов, вырвав их, словно сорняки. -Учить замене монологов диалогами. Свести до минимума число эхо-слов.
Как надо вести себя родителям с аутичным ребенком: Подбадривать ребенка в те моменты, когда Вы чувствуете, что он испытывает страх. -Придумывать с ним игры, где бы он торжествовал над страхом. -Не говорить в присутствии ребенка о раздражающих Вас всех его поступках. -Пытаться нивелировать агрессию, но в то же время не забыть про то, что именно она нередко — главный и единственный источник всех контактов аутичного ребенка с внешним миром, а также его средство обороны. -Стараться даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести во фрагмент игры, переключив внимание ребенка на другие действия. -Не разрушать стереотипы, а опираться полностью на них, стремясь помочь ребенку, так как обычно лишь благодаря им малыш способен приспособиться к действительности. -Использовать все ритуалы в нужном для Вас русле. Дозировать все новое в разумных для ребенка в данный миг пределах. -Стремиться сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.
Как не надо вести себя родителям с аутичным ребенком: Блокировать эмоциональный контакт с ним. -Не уделять ему внимания и поощрять все время одиночество -Пустить развитие ребенка на самотек. -Общаться с ним до полного его изнеможения. -Насильно заставлять ребенка общаться с незнакомыми. -Критиковать по разным поводам. -Все делать за него, не приучая к навыкам самообслуживания. -Не приобщать к игре. -Обрушивать лавиной на ребенка все новое и незнакомое ему. -Смеяться над неправильным произношением или неправильно употреблением слов в речи и передразнивать все время ребенка. -Специально, преднамеренно пугать его. - Способствовать агрессии. Подогревать агрессию и поощрять ее. - Наказывать за ритуалы и стереотипы в поведении ребенка. -Все время разрушать стереотипы, не опираясь на них при различных корригирующих мероприятиях.
Знаменитые аутисты: Альберт Эйнштейн ребёнком держался вне сверстников, до 7 лет повторял одни и те же предложения, затем с трудом учился в школе и политехническом институте. Работы по специальной теории относительности, принёсшие ему мировую известность , он написал только во время работы чиновником в патентном бюро, не имеющей отношения к науке.
У Исаака Ньютона присутствовали характерные для аутистов признаки: увлечённость работой вплоть до забывчивости о еде, затруднение в быту и общении, чтение лекций перед пустой аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аутизм и высокофункциональный аутизм.
Признаки и физиологические отклонения. Поведенческие отклонения. Сложности в социализации....
2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме «АУТИЗМ - ДИАГНОЗ, КОТОРОГО НЕТ!»
В 2005 году крупнейшей американской организацией Autism Speaks («Аутизм говорит») была придумана акция «Зажги синим». В знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а та...
Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.
Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам. Родителя...
"Аутизм - что это за болезнь. Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом."
Аутизм - что это за болезнь? Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок бо...
Консультация для родителей "Что такое аутизм?" ко всемирному дню распространения информации об аутизме.
Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его ...
Детский аутизм- как организовать занятия для детей с аутизмом
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка...
В чём разница между аутичными чертами и диагнозом аутизм?
Различия симптоматики...