Как развивается речь ребенка
учебно-методическое пособие по развитию речи ( группа) по теме

Швендых Лилия Павловна

Предварительный просмотр:

Как развивается речь ребёнка.

                                                          « Слово есть признак            

                                                                                     сознательной , разумной жизни.                                                                                                                          

             Слово есть воссоздание мира        

        внутри себя».        К.А .Аксаков.

           Воссоздание мира внутри себя идёт всю жизнь , но особенно интенсивно в первые годы жизни. Ребёнок прислушивается к звукам речи , колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи малыша.                                                                                                                                                                                                               Человек в своём физическом и психическом развитии проходит  следующие возрастные ступени: младенчество , ранний детский возраст ,   дошкольное детство , младший школьный , подростковый , юношеский возраст  и зрелость. Интеллект , появившись на ступени раннего детства , интенсивно развивается в дошкольный и школьный периоды , но при условии , что развивается речь , которая является средством мышления.

             Сила родного языка  фактора развития интелекта , эмоций , воли , в целом личности заключена в самой его природе – в его свойстве быть средством связи между человеком и окружающим миром . Следовательно , необходимо учитывать зависимость психического развития ребёнка от освоения им речи. Речь – инструмент развития высших психических функций растущего человека. Формируя у ребёнка навыки общения , обогащая разнообразные средства коммуникации , лексические , грамматические , интонационно-выразительные , взрослые одновременно способствуют общему   психическому и социальному развитию ребёнка , одновременно создают предпосылки для успешного школьного обучения. Важно помнить об условиях , необходимых для нормального речевого развития ребёнка. Среди них выделяют биологические условия , к которым относятся физическое здоровье и развитие ребёнка , здоровая нервная нервная система , сохранность зрения и слуха. Отклонения в системе анализаторов , заболевания нервной системы задерживают речевое развитие на начальных возрастных ступенях.

            Первый год жизни , несмотря на то что у ребёнка обычной речи нет , очень важен для его психического развития , особенно для развития тех функций , которые связаны с формированием речи. В этот период у детей появляются  и обогащаются предречевые средства коммуникации и выражения психофизического состояния: это крик с различной интонационной окраской, гуление в моменты эмоционального общения ребёнка со взрослыми , лепет , который появляется в 4-5 месяцев ; когда ребёнок начинает сидеть , лепетная речь , в которой звуки , слоги и отдельные слова сопровождаются ритмическими движениями ребёнка. К концу первого года появляются осмысленно проинесённые 10-12 слов , при этом понимает ребёнок гораздо больше.

            Возраст год – полтора года считается первым критическим периодом в развитии речи ребёнка. В этот период интенсивно развиваются корковые речевые зоны , формируются предпосылки речи , складываются основы коммуникативного поведения , ребёнок стремится к общению. Взрослым следует учесть особую чувствительность центральной нервной системы и предотвратить действия , которые негативно сказываются на становлении речевой функции. К ним относятся недостатки вскармливания , питания , ограничения ребёнка в движении , простудные заболевания и детские инфекции , отсутствие физического и психологического комфорта , эмоционального и речевого общения , дефицит душевного тепла и любви к ребёнку.        

            Нормальному развитию речи способствует и совершенствование движений: в короткое время малыш овладевает ходьбой , предметной деятельностью. У ребёнка появляется больше возможностей для освоения окружающего пространства , разнообразных действий с предметами , игрушками. Взрослым следует умело использовать развивающий потенциал окружающей среды , тех условий , в которых воспитывается ребёнок. От этого зависит увеличение объёма речевых навыков , речевая активность ребёнка , его общее развитие.

           Пожалуй , самым важным средством языкового развития ребёнка является речь родителей , близких людей. Дети осваивают речь в процессе подражания: они подражают артикуляции , мимике , бессознательно перенимают ту речь , которую слышат от окружающих. Это следует учесть в воспитании ребёнка раннего возраста.

            Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием нормального психического , интеллектуального развития. Особое внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях необходимо потому , что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

            Второй критический период относится к двум с половиной – трём годам. В это время ребёнок учится говорить фразами , что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Развёрнутая речь даётся ребёнку с трудом и сопровождается психическим и эмоциональным напряжением. Это может приводить к паузам в высказывании , повторению отдельных слов , слогов , словосочетаний. Могут наблюдаться учащение дыхания , мышечное напряжение , а также особенности поведения: некоторое упрямство , негативизм. Взрослые , конечно , должны учитывать трудности ребёнка , проявлять терпение , не делать резких замечаний.

           Ребёнок может достаточно понятно для окружающих выразить словами , предложениями , в коротком высказывании свои желания , наблюдения , а также хорошо понять обращённую к нему речь. При этом ребёнок нуждается в ощущении эмоционального участия близких в его жизни , в проявлении искреннего интереса взрослых к его занятиям , в совместной со взрослым деятельности и , конечно , в поддержке и одобрении. Психологический комфорт , удовлетворение взрослыми детских познавательных потребностей способствуют формированию у ребёнка культурного поведения , в том числе и речевого.

           Кроме коммуникативной и познавательной функций , речь выполняет функцию регулятора поведения. С помощью регулирующих поведения слов     « нельзя», «можно», «надо» ребёнок усваивает и понятия «хорошо», «плохо». Слово «можно» разрешает добрые , хорошие поступки на пользу окружающим; слово «надо» настраивает ребёнка на волевые усилия , преодоление внутренних трудностей: «не хочется , а надо…»    

             Слово «нельзя», глаголы - приказания должны усваиваться без отрицательных эмоций. Только в благоприятной среде ребёнок воспримет и поймёт такие слова , как «доброта», «забота», «отзывчивость», «правдивость», «скромность», «трудолюбие», и научиться вести себя в соответствии с нравственными требованиями.

              Третий критический период   касается возраста пяти с половиной – семи лет.   В этом возрасте интенсивно развиваются все функции речи , особенно коммуникативная и познавательная. Ребёнок активен в игровой , изобразительной , музыкальной , речевой деятельности , в труде и общении. Он крайне чувствителен к качеству речевых образцов , замечает недочёты , грубость в речи окружающих , переживает по поводу несовершенств собственной речи. В связи с началом обучения , освоения письма и чтения возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Негативное влияние  на развитие речи дошкольника могут оказать хронические заболевания , длительное эмоциональное напряжение , психологические и психические нагрузки , стрессы , переживания , ограничение речевого общения со взрослыми и сверстниками ; недостаточность положительной оценки деятельности и поведения ребёнка со стороны взрослого , отсутствия внимания , похвалы , одобрения.

               Участие мальчиков и девочек в домашних делах с последующим обсуждением результатов ; семейный отдых , способствующий умственному,  нравственному , социальному развитию детей и укреплению физического здоровья ; рисование , лепка , конструирование , которыми любят заниматься дошкольники ; игры , упражнения , чтение книг и просмотр фильмов в семейном кругу – вот краткий перечень тех занятий , во время которых культурная речь участников , родное слово дают уроки нравственности , эстетики , становятся мощным средством умственного развития ребёнка.

               Все родители хотят , чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе , учились легко и с интересом. Чтобы добиться отличных результатов, нужно вместе с детьми потрудиться. А чтобы этот труд был не в тягость ни детям , ни взрослым , надо обратить его в игру. Игра – основное занятие детей. В игре часто и сложное становиться доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть , предложите игру сами , помогите ребёнку в познании окружающего мира , накоплении знаний , освоении языка , совершенствовании навыков общения. Там , где родители и дети дружат , получают удовольствие от общения , проблемы между взрослыми и детьми решаются легко.

                Родной язык успешно развивается , если:

1) на предшествующем возрастном этапе развитие речи осуществлялось полноценно, учитывались возрастные особенности и возможности ребёнка , использовались разнообразные средства , создавались благоприятные условия;

2) развивается мышление , воображение , лексические и грамматические навыки приобретаются параллельно , слово усваивается в единстве звучания и значения , ребёнок овладевает языковыми значениями разной степени обобщённости;

3) параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности , совершенствуется эмоциональная сфера ребёнка;

4) в соответствии с возрастными возмозностями развиваются рече-двигательный и речеслуховой анализаторы;

5) в соответствии с возрастом развивается память , чувство языка , интуитивное правильное использование языковых средств.

            Успехи в овладении грамотой , чтением и письмом зависит от уровня развития познавательных способностей и устной речи.

            Занятия по развитию речи , несомненно , доставляют радость детям и взрослым , оживляют интерес к овладению бесценным даром слова , расширяют кругозор и развивают потребность познания , новых впечатлений.



Предварительный просмотр:

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые проблемы, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

   Важно знать и всегда помнить что, письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки («с», «з», «ш», «ж», «л», «р»), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как дошкольник немного освоится, зеркало можно убрать.
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3 -4-летнего возраста, следить чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6 – 7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

   Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

Характеристика речи дошкольника 3-4 лет.

      В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными , активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется , дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они проявляют интерес к физическим упражнениям , лепке , аппликации. Ведущим видом деятельности является игра. В ней дети используют как различные игрушки , так и предметы-заменители. Сюжеты игр просты – с одной , двумя ролями. Педагоги и родители организуют игры с мозаикой , пазлами , кубиками , конструктором , а также подвижные , музыкальные игры. Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи , умения устанавливать простейшие связи между предметами , явлениями , делать элементарные обобщения.

         Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребёнка , в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы , просьбы и требования объяснений , эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом , речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать , что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей , но и их манеру говорить , копируют мимику , жесты , позы. Подражая родителям , дети перенимают этим и культуру общения.

         Интерес к ближайшему окружению , к труду и занятиям взрослых  людей , постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени , ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребёнка и практическому овладению языком.

          Дети трёх лет способны внимательно слушать короткие сказки , рассказы , следить за развитием событий , а также слушать песни , музыку , замечать изменения в звучании музыки , давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребёнок делится своими впечатлениями , передаёт значимые для него события. Речь активно используется как средство общения , обмена сведениями и чувствами.

          Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни , воспитания , состояния здоровья , общего развития и составляет 1-2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребёнком , разговоров и игр с ним , не поддерживают обращений , гасят речевую активность , и ребёнок перестаёт обращаться к близким , остаётся предоставленным самому себе , что отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей.

         Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых , но им не всегда это удаётся. Так , трудные для произношения звуки заменяются заменяются более доступными и лёгкими : (р) на (л) , (ш) на (с) , (ж) на (з) , (ч) на (т) , отмечаются и другие замены.

         В результате дети затрудняются в произношении многосложных слов , заменяют или пропускают отдельные звуки , переставляют слоги , укорачивают слова. Голосовой аппарат ребёнка ещё не окреп , поэтому многие говорят негромко , хотя пользуются различными интонациями.

         Четвёртый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребёнка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе , высказывают простейшие суждения о явлениях , предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трём годам хорошо владеют речью , правильно произносят все звуки , некоторые знают буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от совершенства , неправильно произносятся звуки , искажается слоговая структура слов , делаются ошибки в согласовании слов в предложении.

         Четвёртый год – это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы , которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?» , «зачем?» , «как?» , «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими , простыми и понятными.

         Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребёнок должен пользоваться практически всеми частями речи , даже прелогами и союзами. Достаточный словарный запас даёт ребёнку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки , в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками , в передаче содержания чужой речи , в рассказе об увиденном.

         Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной структуры , простыми и сложными , правильному их построению.

         В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков.



Предварительный просмотр:

Характеристика речи ребёнка среднего дошкольного возраста.

    Возраст 4-5 лет – это средний дошкольный возраст. Дети взаимодействуют со сверстниками активно и избирательно, предпочитая одних детей другим. Они называют своих друзей по группе детского сада, рассказывают, с кем интересно играть во дворе. Ребёнок способен сравнивать себя с другими, поэтому в отношениях проявляется некоторая соревновательность. В этом возрасте он особенно чувствителен к одобрению, похвале, переживает неудачи, неуспех, поэтому может появляться обидчивость. Поскольку в среднем дошкольном возрасте у ребёнка формируется потребность в уважении со стороны взрослого, следует учитывать это при организации игр и занятий с ним, приглашении к участию его друзей по детскому саду, двору.

    Общение с родителями, родными и знакомыми, педагогами изменяется по содержанию, в его основе лежит познавательный интерес, и само общение становится познавательным. Ребёнок получает много сведений об окружающем мире людей, природы, предметов на занятиях в детском саду, в ходе общенияс воспитателями и родителями. Важно поддерживать интерес ребёнка к познанию окружающего мира, закреплять полученные им знания, расширять его кругозор.

     Познавательные процессы – восприятие, память, воображение, мышление – становятся более зрелыми, постепенно формируются осознаность, произвольность этих процессов, что проявляется в различных видах деятельности и способствует их продуктивности. Благодаря достаточному развитию восприятия ребёнок соотносит предметы по цвету, форме, величине, пространственному расположению деталей самих предметов; может из сложных объектов вычленять простые формы и, наоборот, из простых форм воссоздать сложные объекты. Ребёнок проявляет интерес к конструированию, собирает разнообразные объекты, необходимые для игры по собственному замыслу; его постройки могут включать более 5-6 деталей. Ребёнок демонстрирует ловкость ловкость во время рисования, конструирования, изготовления аппликации. В то же время могут быть и трудности в работе с красками, гуашью, клеем, ножницами и бумагой. Взрослому следует проявлять доброжелательность, терпение, помогать малышу. Занимаясь с ребёнком, взрослый стремится воспитать у него внимательность, наблюдательность, аккуратность, развить мышление и память.

    Возрастающий объём памяти позволяет малышу запоминать одушевлённые и неодушевлённые предметы, их признаки, свойства и качества, действия с предметами, а также запоминать словас различными значениями и стихотворения. Если взрослый ставит перед ребёнком задачу внимательно выслушать и запомнить, ребёнок может безошибочно воспроизвести 7-8 слов.

    Развитие вображения и образного мышления позволяет ребёнку успешно конструировать, опираясь на схематичные рисунки, решать лабиринтные задачи, рисовать с опорой на воображение. Эти умения ребёнок проявляет в сюжетной в  игре, в развивающих и словесных играх, других видах деятельности, которые усложняются и часто сопровождаются речью.

    Ребёнок 4-5 лет хорошо ориентируется в пространстве ближайшего окружения, знает привычную для него обстановку дома, детского сада, двора, дачи. В этом возрасте ребёнку предстоит шагнуть за пределы освоенного и продолжить познание мира людей, природы, вещей, машин, познакомиться с новыми предметами, которые его окружают дома и в других помещениях: в магазине, в поликлинике, в цирке, в театре. Ребёнку интересны предметы и явления, с которыми он ещё не встречался.  

    Беседы со взрослыми, чтение книг, рассматривание иллюстраций имеют большое значение для развития познавательного интереса и речи. Ребёнок, воспитывающийся в благоприятных условиях, развивающей среде, с удовольствием рассказывает о своих любимых занятиях, о своей семье, разбирается в родственных отношениях, знает о профессиях близких людей, рассказывает о своём городе (селе или посёлке), умеет наблюдать за погодой и сезонными изменениями, животными и птицами. Он имеет достаточный словарный запас для того, чтобы поделиться своими впечатлениями, сделать простые умозаключения. Родителям следует заботится об удовлетворении потребностей ребёнка в познании, выслушивать его, отвечать на его вопросы, подсказывать необходимые для выражения мысли и чувства слова, рассказывать об интересных фактах и событиях, касающихся семьи, города, страны.  

    Запас слов ребёнка среднего дошкольного возраста пополняется за счёт названий предметов, их частей и деталей, материалов и их свойств, названий признаков предметов, действий, за счёт слов, характеризующих эмоцианальное и физическое состояние людей, их взаимоотношения. Обогащается чувственный опыт ребёнка, умение выражать свои впечатления в словах. Способность к сравнению, группировке и классификации предметов свидетельствует о формировании у ребёнка таких обобщающих понятий, как  растения, животные, птицы, насекомые, одежда, обувь, посуда, мебель, гигиенические принадлежности, игры и игрушки, профессии, цвет, форма, величина.

    Увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов к концу пятого года жизни даёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи чаще используются прилагательные, наречия, местоимения, сложные предлоги, существительные с обобщающим значением. Рост словарного запаса и стремление употребить в речи сложные предложения иногда приводят к затруднению и грамматическим ошибкам.

    Совершенствуется связная речь, ребёнок овладевает монологической речью. Он способен описать игрушку, построить рассказ по картинке или на основе своих наблюдений и личного опыта пересказать текст несложной сказки, рассказа.

    У четырёхлетнего ребёнка возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Он подбирает слова на заданный звук, сравнивает пары слов по звучанию. Играя словами, ребёнок с удовольствием рифмует их, даже сочиняет корткие стихи. Такие успехи должны поощряться взрослыми. Достаточно развитый речевой слух даёт возможность различать и понимать интонации. Ребёнок и сам способен пользоваться интонационными средствами выразительности: силой и высотой голоса, темпом, паузой. Он выразительно читает стихи и рассказывает сказки.

    К концу пятого года ребёнок овладевает правильным произношением всех звуков родного языка. Если малыш пропускает некоторые звуки в потоке речи, заменяет другими или искажает, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

    Речевая активность возрастает; это связано с усложнениемдеятельности ребёнка, новыми потребностями в общении. Ребёнок активно комментирует свои действия в игре, быту, труде, с интересом и подробно рассказывает о содержании мультфильма, сказки, о сюжетной картине, об увиденном, также любит сочинять невероятные истории, фантазирует. В этом возрасте появляется способность подмечать недочёты в речи сверстников и собственной речи, осознанно работать над произношением. Важными условиями успешного овладения речью является развивающая речевая среда, которая включает игры, игрушки, фильмы, книги, иллюстрации, альбомы, стиль общения взрослых с ребёнком, образцы культурной речи близких ребёнку людей, деловое, познавательное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.                                        



Предварительный просмотр:

                 Характеристика речи старшего дошкольника.

   Ребёнок шестого года жизни добровольно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобреие или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность. Особое значение для развития ребёнка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка. Расширение кругозора ребёнка способствует обогащению его словаря.

   В старшем дошкольном возрасте ребёнок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными и временными отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, количеству, материалу, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребёнок употребляет слова с противоположным значением (длинный – короткий, твёрдый – мягкий, тяжёлый – лёгкий, пушистый – гладкий), слова обозначающие цвет и его оттенки, объёмные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребёнок может изложить историю создания предмета (гусиное перо – перьевая ручка – шариковая ручка).

   Кроме предметов окружения, ребёнок осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях. О детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.

   Что знает и использует в речи ребёнок 6-7 лет? Он знает свой адрес, родной город,  его достопримечательности,  название страны, название  столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, родственников, их профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, детские песни, стихи, сказки,  рассказы для детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, труд в природе, ручной труд и  хозяйственно –  бытовой труд.  Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной и театрализованной.

   На шестом году совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребёнок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развёрнутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объём высказываний, используются различные типы сложных предложений. В этом возрасте ребёнок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимания на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развёрнутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребёнком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим значением, обобщающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением – антонимы (друг – враг, высокий – низкий, плохо – хорошо, говорить – молчать); слова, близкие по смыслу - синонимы (ходить – идти, шагать; грустный – печальный, безрадостный).

   Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё далёк от свободного пользования словами: наблюдаются недочёты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

   В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребёнок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно у 5-6 годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки:(ц),(ч),(ш),(щ),(ж),(л),(р). Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.  

    В возрасте 5-6 лет ребёнок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

    Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребёнка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространённым недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.

    Таким образом, к концу шестого года жизни ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

                                                                                     


   

   

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка ребенка к школе".

Советы по развитию речи детей с ОНР при подготовке к обучению в школе....

Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.Раннее детство и развитие речиРанний возраст (от рож...