ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии на тему
Тезисы:
1.Важнейшие составляющие коммуникативной деятельности.
2. Основные направления работы.
3. Влияние развития двигательной сферы на коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста с ОВЗ.
4. Роль сенсорного воспитания в раннем возрасте с ОВЗ в последующем развитии и обучении.
5. Направления речевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_kommunikativno-rechevogo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Один из первых вопросов родителей, который слышит логопед: «Когда заговорит мой ребенок?». Развитие речи является очень важным аспектом в развитии ребенка. В большинстве случаев у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возникают трудности в коммуникативно-речевом развитии, поэтому им необходима помощь специалиста. Работу с детьми с ОВЗ необходимо начинать с раннего возраста.
Коммуникативно-речевое развитие тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. Период раннего возраста является наиболее сензитивным для становления фундаментальных психологический образований. В первые три года жизни складываются основы самосознания, личности, деятельности ребёнка.
В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной деятельности, важнейшие сферы саморазвития личности.
Важнейшим средством формирования речи ребенка является знакомство с окружающей жизнью: пополнение и активизация его словаря, развитие связной речи, формирование звукопроизношения и т.д. В раннем возрасте работа над речевым развитием начинается со стимуляции речевого общения ребенка, параллельно идет развитие пассивного словаря, далее - развитие активного словаря. Следующим этапом является развитие элементарной фразы. Например: «Мама, дай!», «На, папа!», «Это кот», «Вот дом», «пить», «кушать», «спать», «гулять» и т.д.
В основном работа направлена на развитие понятийной (внутренней) речи, а потом постепенно в процессе работы осуществляется переход к активной речи, т.е. звукоподражательной речи и первых элементарных слов. Для речевого развития используется наиболее доступная лексика, применяемая в повседневной жизни для того, чтобы ребенок мог сразу употреблять эти слова, фразы в естественных жизненных ситуациях.
Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей в этом возрасте выступает предметно–манипулятивная деятельность, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка. Детей с ОВЗ прежде всего необходимо знакомить с предметами, непосредственно их окружающими. У таких детей часто отсутствует мотивация к речевому общению, они плохо воспринимают информацию на слух, поэтому на занятиях используется визуальный материал, театрализованные игры, игры под музыку.
В раннем возрасте коммуникативно-речевое развитие зависит в большей степени от развития двигательной сферы ребенка. Области мозга, отвечающие за развитие движений, располагаются вблизи областей, связанных с речевой деятельностью. Поэтому воздействия, поступающие при разнообразных манипуляциях, особенно с пальчиками рук, приводят к активации двигательных и речевых зон мозга. А чем больше импульсов поступает в мозг, тем успешнее развиваются речедвигательная активность и умственные способности ребенка.
Основа умственного воспитания – сенсорное развитие, т.е. формирование ощущений, обогащение малыша разнообразными впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. Правильно поставленное сенсорное воспитание в раннем и дошкольном возрасте оказывает положительное влияние на последующее школьное обучение ребенка. На занятиях детям предлагается выполнять различные манипуляции с игрушкам различного цвета, формы и величины и пр. Игрушки разной формы побуждают к сравнению, сопоставлению, т.е. практическому, самому простому анализу предметов. При изучении предметов все действия необходимо сопровождать речью для лучшего усвоения нового материала. Все речевые игры направлены на развитие трех функций: 1 - коммуникативная, это собственно общение ребенка и взрослого, 2 - когнитивная – умственное развитие, и 3 – регулирующая, насколько ребенок понимает и выполняет требуемое действие, подчиняясь воле взрослого и регулирует свое поведение. И в этот момент, когда малыш сосредоточено соотносит слово и предмет, слово и действие, выполняет задание, у него формируется смысловое восприятие речи.
Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка. Познавательная деятельность ребенка и развитие его органов чувств – процессы взаимообусловленные. Чем больше ребенок познает действительность, чем больше он присматривается и прислушивается к окружающему, чем лучше ориентируется в пространстве и времени, тем больше совершенствуются его органы чувств, тем точнее становится аналитико-синтетическая деятельность коры его головного мозга; и чем лучше развиты анализаторы ребенка, тем быстрее и полнее он познает окружающую действительность. Если ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, то развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений, сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. На основе восприятий у ребенка начинает формироваться речь. Овладение речью является важнейшим событием в этом возрасте. Это происходит в общении со взрослым путем называния предметов и указания действий. Позже речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением и т.д.
Развитие речи зависит от организации процесса обучения. Обучение детей начинается с занятий, направленных на коммуникативно-речевое развитие, которые включают:
1. артикуляционную гимнастику – блок упражнений для развития мышечных ощущений собственного лица (язык, губы, зубы, щеки, нос, уши, лоб, глаза).
2. звуковки – блок игр, направленных на развитие чистого звукопроизношения, на постановку правильной артикуляции при произнесении звуков.
3. речевки или чистоговорки – рифмованные двустишия, направленные на закрепление произношения звуков в слогах и словах, а также на развитие фонематического слуха, памяти и согласованности движений и речи, т.к. двустишия сопровождаются движениями рук.
4. развитие связной речи проходит через условный диалог, после которого включаем управляемый диалог, развивая коммуникативную функцию.
Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста.
Игра «Дай мячик!»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, развитие сенсорного восприятия.
По цепочке дети вежливо просят мячик друг у друга. В процессе игры педагог с детьми обсуждают цвет, форму, размер мяча.
Игра «Ласковое имя»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
Игра «Вместе играем»
Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.
Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).
Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».
В целях развития общения детей взрослый:
- помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;
- организует совместные игры детей;
- учит доброжелательному общению;
- поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.
Воспитывая, развивая, обучая ребенка с рождения, в первую очередь необходимо позаботиться об углублении смыслового понимания воспринимаемой речи. Т.е. находить факты совпадения того, что понимает и что делает ребенок, где основная роль в развитии принадлежит пониманию, т.к. на основе понимания действия в дальнейшем складываются в поведение ребенка, которое служит основание для гармоничного развития личности ребенка и целостного понимания и восприятия окружающего мира. Развитие личности ребенка – то, к чему мы стремимся, это результат нашей педагогической деятельности,
Коммуникативно-речевое развитие детей с ОВЗ происходит не спонтанно, а под влиянием практики и обучения, в процессе которого ребенок овладевает специальным сенсорным опытом, приобщается к сенсорной культуре, созданной человечеством. Взрослые формируют у ребенка способы ознакомления с окружающим, знакомят с выработанными человечеством системами музыкальных звуков, речевых фонем, геометрических форм и т.д., а также научают обозначать их с помощью языка.
С детьми раннего возраста проводятся подготовительные упражнения к артикуляционной гимнастике, к упражнениям направленным на развитие дыхательной струи. Также необходимо использовать игры на развитие памяти и внимания. Проводится работа с родителями: обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми с ОВЗ, оказание помощи родителям в подборе адекватных средств общения.
Для детей составляется маршрут занятий, индивидуальный план, исходя из психофизического развития и индивидуального развития каждого ребенка, т.к. у каждого ребенка разный уровень развития, разный потенциал.
Всё обучение детей с ОВЗ происходит в игровой форме и эмоционально насыщено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности социально-личностного развития детей раннего возраста
Социальность- совокупность приобретенных человеком качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступа...
Особенности художественно-эстетического развития детей раннего возраста
Рассмотрено развитие детей раннего возраста в рамкам образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"...
«Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста»
В детском саду, в котором я работаю, сложный контингент воспитанников. Это дети раннего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, с тяжелыми нарушениями речи, с синдромом Дауна. Речь ...
Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста
Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста...
Особенности познавательно-речевого развития детей раннего возраста
Особенности познавательно-речевого развития детей раннего возрастаПроблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в совре...
Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга Ком...
Особенности художественно-эстетического развития детей раннего возраста
В статье описаны особенности художественно-эстетического развития детей раннегов озраста и даны рекомендации по использованию арт-методик....