"Речевые игры для детей раннего возраста"
консультация по логопедии по теме
Памятка для родителей.
«Организация занятий дома по зданию логопеда»
1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательны игровой, но не принудительный характер.
2. Для занятий вам понадобится большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог сам контролировать правильность выполнения артикуляционной гимнастики.
3. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной обстановки, а также отсутствие отвлекающих факторов.
4. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
5. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
6. Желательно сообщить ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
7. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать упражнения по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, слуха.
8. Для развития мелкой моторики приобретайте или делайте игры сами.
9. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, перенасыщения.
10. Длительность занятий без перерыва не должна превышать 15-20 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие логопед и театр | 32.5 КБ |
речевые игры | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Провела: Учитель-логопед Масленникова Елена Александровна (1 категория)
МБДОУ ЦРР д/с «Танюша» п.г.т. Федоровский, Сургутский район.
Конспект занятия по театрализации на тему:
« В театр играем, речь развиваем».
Для детей 6-7 лет
Программное содержание:
1. Создать эмоционально- благоприятную атмосферу на занятии, способствующую развитию взаимоотношений, и проявления индивидуальности на занятии.
2. Продолжать учить согласовывать свои действия со сверстниками и педагогом, соблюдать правила.
3. Развивать речь детей как средство общения в повседневной жизни, в играх, на занятиях.
4. Учить детей, связно, последовательно пересказывать по ролям знакомые художественные произведения, автоматизировать поставленные звуки в словах, предложениях, тексте.
5. Работать над интонационной выразительностью речи, над голосом, темпом, и ритмом речи, обогащению словаря.
6. Развивать артистичность, навыки общения, грамматический строй речи, фонематический слух, а также память внимание, мышление.
7. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Обогащение словаря: Посечь, шпоры.
Активизация словаря: Зрители, актеры, театр.
Предварительная работа:
1.Чтение русс. нар. сказок.
2. Беседа « С чего начинается театр».
3.Рассматривание иллюстраций о театре.
4. Конструирование театров из модулей, из бросового материала.
5. Игры с детьми: (назови ласково, договори предложение, придумай конец, скажи наоборот, и т.д.)
6. Театрализация и постановка знакомых сказок: «Теремок, Под грибом, Красная Шапочка, Заюшкина избушка»
Материал к занятию:
Волшебная палочка, мяч, костюм Феи, ширма, домики: Ледяной и лубяной. Куклы – перчатки: лисы, зайца, собаки, медведя, петуха; декорации: деревья, пеньки.
1. Сюрпризный момент.
(Под загадочную музыку входит волшебница Фея), здравствуйте, я сказочная Фея,
Фея: вы любите чудеса?
Дети: Да.
Фея: сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну, но с начала, давайте назовем ласково своего соседа.
2. Д/и « Назови ласково» называют своего соседа.(Ариночка, Сашенька, Петенька, Настенька и т.д.)
3. Беседа о театре. Фея: Раз, два, три, четыре пять, вы хотите поиграть?
«Разминка театральная», сказки любите слушать, артистами хотите стать, тогда скажите мне друзья как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису ? Или на волка? На козу? Или на принца, на Ягу? Примерные ответы детей: (изменить внешность можно, с помощью костюма, грима, прически, головного убора).
Фея: А где происходят эти превращения.
Дети в театре.
Фея: а вы были когда ни будь в театре?
Дети: ответы
Фея: я вас приглашаю в театр. При помощи моей волшебной палочки мы отправимся в театр.
Но с начало надо подкрепиться
4. Артикуляционные упражнения
Дети выполняют артикуляционные упражнения (вкусное варенье, чашечка, орешки, жуем ириски).
Путь наш будет длинным но интересным, а в пути мы будем делать остановки, на которых вас будут ждать сюрпризы.
Фея: Ребята а на чем можно отправится в театр
Дети: на машине. По взмаху волшебной палочки дети превращаются в а/м, и поехали .тр-р-р-р.
5.Д/и «Кто придумает конец тот и будет молодец»
Станция:»Догадалка»
Фея: Я буду бросать мячик, и говорить рифму, а вы ее закончите! Шепчет ночью мне на ушко, сказки разные
(подушка). Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась (шишка)
И назад и в перед может плыть (пароход)
Мы пришли сегодня в гости, принесли собаке (кости)
Зреет на кустах малина, соберет ее (Марина)
6. Д/И «Расскажи».
Фея: Станция «Расказалка». На этой станции мы с вами поиграем в игру, встаем в круг и передаем мяч друг другу. Ты катись веселый мячик, быстро, быстро по рукам у кого веселый мячик тот, расскажет о любимой игрушке. 1,2,3, говори…( 2-4 раза).
Молодцы ребята.
Вот мы и в театре
Моя волшебная палочка выберит зрителей и актеров, зрители получают билет, и занимают места в зале, а актеры проходят за кулисы.
Фея: Тише детки, не шумите нашу сказку, не спугните. Здесь бывают чудеса, где же прячется она, сказку мы сейчас расскажем. И расскажем и покажем!
А покажем мы вам русс. нар сказку «Заюшкина избушка».
7. Показ сказки «Заюшкина избушка»
Дети надевают куклы – перчатки инсценируют сказку. По завершению представления актеры выходят из-за кулис кланяются.
8. Чтение стихотворения
Фея: Вы скажите мне друзья, понравилась вам сказка?
Дети: да.
Фея: со сказкой жалко нам прощаться, но не будем унывать сказку будем в гости ждать.
Итог занятия
А теперь давайте сядем, и вспомним где мы сегодня были, что видели,
Дети рассказывают свои впечатления.
Предварительный просмотр:
Речевые игры: что это такое и как в них играть
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если, в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о великане - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!
«Аты-баты, шли солдаты»
(модель И. Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты, Шли солдаты. | Дети маршируют. Прикладывают правую руку к голове – «отдают честь». |
Аты-баты, На базар. | Маршируют. Указывают левой рукой в сторону базара – «вон там базар». |
Аты-баты, Что купили? | Маршируют. Разводят руки в стороны – вопросительная интонация – «спросить ручками». |
Аты-баты, Самовар. | Маршируют. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны – «я самовар». |
Аты-баты, Сколько стоит? | Маршируют. Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед – вопросительная интонация. |
Аты-баты, Сто рублей! | Маршируют. Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег». |
Аты-баты, Заходите, | Маршируют. Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой – пригласительный жест, ласковая интонация. |
Выпьем чаю | Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой –«блюдце». |
Поскорей! | Соединяют большой и указательный пальцы правой руки – над «блюдцем» держат «чашечку». |
Считалка «Мы сидели на печи»
(слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи – Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».
Ели булки, – Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».
Калачи. – Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела – Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».
Все бараночки поела – Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон – Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел – Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! –Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».
Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
(слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. – Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком – Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, – Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».
С хлебом, – Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, – Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. – Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки – Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! – Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша – Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! – Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.
Речевая игра «Барабек»
(«Как дразнить обжору», из английского фольклора, пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек – Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек – Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией.
И корову, – Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом.
И быка, – Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника, – Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу, – Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны - «сидят на телеге».
И дугу, – Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу, – Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла».
И кочергу, – Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи».
Скушал церковь, – Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединя- ют - это «свеча», голову накло- няют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом, – Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, – Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: – Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!! – Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «Речевые игры для детей раннего возраста 2 – 3 лет»
Развитие речи ребенка дошкольного возраста происходит в нескольких направлениях. Улучшается артикуляция, расширяется активный словарь, развивается связная речь, формируется речевое мышление. Необходим...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «Речевые игры для детей раннего возраста 2 – 3 лет»
Развитие речи ребенка дошкольного возраста происходит в нескольких направлениях. Улучшается артикуляция, расширяется активный словарь, развивается связная речь, формируется речевое мышление. Необходим...
"Развиваем речь!" речевые игры для детей раннего возраста
"Развиваем речь!" речевые игры для детей раннего возраста...
Речевые игры для детей раннего возраста
Речевые игры для детей раннего возраста...
Речевые игры для детей раннего возраста
Речевые игры для детей раннего возраста...
Познавательно речевые игры для детей раннего возраста
Познавательно речевые игры для детей раннего возраста...
Речевые игры для детей раннего возраста. Картотека.
Речевые игры для детей раннего возраста. Картотека....