Виды речевых нарушений и их возможные последствия в школе
консультация по логопедии на тему
Консультация для педагогов ДОО, родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidyirechevyixnarusheniyiixposledstviya.docx | 42.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая классификация
речевых нарушений
- Фонетический дефект
- Фонетико-фонематический дефект
- Общее недоразвитие речи (1,2,3,4 уровня).
Клиническая (медицинская) классификация патологии речи
- Дислалия (нарушение звукопроизношения, нарушения фонематического восприятия). Причины различны (функциональные, органические).
- Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленные анатомо-физиологическим строением речевого аппарата (расщелина мягкого или твердого неба, верхней губы, т.н. «заячья губа», «волчья пасть»).
- Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи (дыхания, голоса, артикуляции), обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.
3 аппарата:
- Дыхательный (верхнеключичное дыхание),
- Голосовой (нарушение модуляции голоса)
- Артикуляционный (тремор, дистонии, гиперкинезы)
Обязательно лечение у невропатолога.
- Алалия – полное отсутствие или грубое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон КГМ, наступившее до формирования речи (до 3 лет). Обязательно лечение у невропатолога.
- Афазия – полная или частичная утрата имеющейся речи, обусловленная органическим поражением речевых зон КГМ, наступившим после 3 лет. Обязательно лечение у невропатолога.
- Логоневроз (заикание) – нарушение темпо-ритмической организации речи, коммуникативной функции речи. Обязательно лечение у невропатолога.
- Дислексия – частичное расстройство чтения.
- Дисграфия – стойкое нарушение процесса письма.
Нарушение чтения (симтоматика дислексии)
- Замены и смешения звуков при чтении:
- фонетически сходных звуков (Ш-С, Ж-З и др.)
- графически сходных по написанию (Х-Ж, П-Н, З-В и др.)
- Побуквенное чтение (буквы называются поочередно – р,а,м,а)
- Искажения звукослоговой структуры слова:
- пропуски гласных и согласных звуков
- добавление звуков
- перестановка звуков
- пропуск, перестановка слогов
- Нарушение понимания прочитанного (на уровне слова, предложения, текста)
- Аграмматизмы при чтении (нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др).
Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Неудачи при чтении могут закрепить у него такие черты характера как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.
Нарушения письма (симптоматика дисграфии)
- Замены на письме похожих по написанию букв (П-Н, П-И, Ц-Щ, М-Л, П-Т И др.)
- Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-С и др.)
- Неправильное обозначение мягкости согласных на письме (лубит, писмо)
- Замены гласных даже в ударном положении (лес-лис)
- Пропуски гласных, согласных, слогов (диктант-диктат, собака-сбака, комната-кота)
- Перестановка букв, слогов (тропа-прота, стакан-ката)
- Добавление букв, слогов (таскали-тасакали)
- Слитное написание слов, особенно предлогов (идет дождь – идетдошь, в доме – вдоме)
- Раздельное написание приставки и корня (наступила – на ступила)
- Аграмматизмы (козлята-козленки, много деревов, около него – около ним, дети бежит, белая дом).
Работа по профилактике нарушений чтения и письма проводится в дошкольном возрасте, особенно у детей с нарушениями речи. Работа включает в себя развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, нарушений устной речи, а также исправление звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды речевых нарушений и их причины
Консультация для родителей дошкольников, посещающих группу для детей с ОНР...
Консультация для родителей на тему "Виды речевых нарушений"
Описание основных видов речевых нарушений у дошкольников....
Виды речевых нарушений
Краткое описание речевых нарушений...
Виды речевых нарушений.
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист....
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте...
Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...
консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...