Виды речевых нарушений и их возможные последствия в школе
консультация по логопедии на тему

Терешкова Ольга Александровна

Консультация для педагогов ДОО, родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidyirechevyixnarusheniyiixposledstviya.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

 



Педагогическая классификация

речевых нарушений

  1. Фонетический дефект
  2. Фонетико-фонематический дефект
  3. Общее недоразвитие речи (1,2,3,4 уровня).

Клиническая (медицинская) классификация патологии речи

  1. Дислалия (нарушение звукопроизношения, нарушения фонематического восприятия). Причины различны (функциональные, органические).

  1. Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленные анатомо-физиологическим строением речевого аппарата (расщелина мягкого или твердого неба, верхней губы, т.н. «заячья губа», «волчья пасть»).

  1.  Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи (дыхания, голоса, артикуляции), обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.

3 аппарата:

- Дыхательный (верхнеключичное дыхание),

- Голосовой (нарушение модуляции голоса)

- Артикуляционный (тремор, дистонии, гиперкинезы)

Обязательно лечение у невропатолога.

  1.  Алалия – полное отсутствие или грубое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон КГМ, наступившее до формирования речи (до 3 лет). Обязательно лечение у невропатолога.

  1.  Афазия – полная или частичная утрата имеющейся речи, обусловленная органическим поражением речевых зон КГМ, наступившим после 3 лет. Обязательно лечение у невропатолога.

  1.  Логоневроз (заикание) – нарушение темпо-ритмической организации речи, коммуникативной функции речи.  Обязательно лечение у невропатолога.

  1.  Дислексия – частичное расстройство чтения.
  2.  Дисграфия – стойкое нарушение процесса письма.

Нарушение чтения (симтоматика дислексии)

  1. Замены и смешения звуков при чтении:
  • фонетически сходных звуков (Ш-С, Ж-З и др.)
  • графически сходных по написанию (Х-Ж, П-Н, З-В и др.)

  1. Побуквенное чтение (буквы называются поочередно – р,а,м,а)

  1. Искажения звукослоговой структуры слова:
  • пропуски гласных и согласных звуков
  • добавление звуков
  • перестановка звуков
  • пропуск, перестановка слогов

  1. Нарушение понимания прочитанного (на уровне слова, предложения, текста)

  1. Аграмматизмы при чтении (нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др).

Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Неудачи при чтении могут закрепить у него такие черты характера как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.


Нарушения письма (симптоматика дисграфии)

  1. Замены на письме похожих по написанию букв (П-Н, П-И, Ц-Щ, М-Л, П-Т И др.)

  1. Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-С и др.)

  1. Неправильное обозначение мягкости согласных на письме (лубит, писмо)

  1. Замены гласных даже в ударном положении (лес-лис)

  1. Пропуски гласных, согласных, слогов (диктант-диктат, собака-сбака, комната-кота)

  1. Перестановка букв, слогов (тропа-прота, стакан-ката)

  1. Добавление букв, слогов (таскали-тасакали)

  1. Слитное написание слов, особенно предлогов (идет дождь – идетдошь, в доме – вдоме)

  1. Раздельное написание приставки и корня (наступила – на ступила)

  1. Аграмматизмы (козлята-козленки, много деревов, около него – около ним, дети бежит, белая дом).

Работа по профилактике нарушений чтения и  письма проводится в дошкольном возрасте, особенно у детей с нарушениями речи. Работа включает в себя развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, нарушений устной речи, а также исправление звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды речевых нарушений и их причины

Консультация для родителей дошкольников, посещающих группу для детей с ОНР...

Консультация для родителей на тему "Виды речевых нарушений"

Описание основных видов речевых нарушений у дошкольников....

Виды речевых нарушений

Краткое описание речевых нарушений...

Виды речевых нарушений.

Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист....

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте

Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте...

Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...

консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...