Консультация для родителей: "Не упустите возможности помочь своему ребёнку"
консультация по логопедии на тему
Как вовремя выявить недостатки речевого развития у ребёнка? В каких ситуациях стоит обратиться за помощью к логопеду? Что скрывается за страшными аббривиатурами ОНР и ФФН? Эта информация будет полезна как для родителей так и для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОНР и ФФН | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Не упустите возможности помочь своему ребёнку
Первый раз ребенок посещает логопеда в возрасте трех лет. Однако, если есть речевые нарушения, специалист ставит соответствующий диагноз и рекомендует начинать коррекционную работу в зависимости от вида нарушения с двух-трех лет. Родителей, как правило, пугают непонятные им аббревиатуры.
Чаще всего логопеды выявляют у маленьких пациентов ФНР и ОНР. Что скрывается за этими буквами и какая разница между этими обозначениями речевых нарушений?
Что такое ФНР (ФФНР)?
За аббревиатурой ФНР (ФФНР) скрывается фонетико-фонематическое недоразвитие речи – то есть нарушение звукопроизношения. Слова нечетко выговариваются из-за:
– дефектов периферического речевого аппарата (особенного строения челюстей или укороченной уздечки; неправильное строение неба (слишком высокого, низкого, плоского); узких или массивных губ;
– привычки неправильно их говорить на фоне отсутствия дефектов в строении артикуляционного аппарата.
Чтобы было легче определить ФНР, вот наиболее типичные его проявления:
– ребенок использует один и тот же звук для замены двух или более звуков. Например, произносит «ть» вместо звуков «с», «ч», «ш» («тяска» вместо «чашка» или «тяпка» вместо «шапка»);
– замещает сложные звуки словами, у которых более простая артикуляция. К примеру: «лыба» – рыба, «фуба» – «шуба»;
– произносит слова правильно, но при соединении их в предложения заменяет сложными звуки близкими по артикуляции.
– «смазанная» речь;
– нечеткая дикция;
– ошибки в окончаниях;
– сложности с употреблением предлогов;
– ошибки в согласовании существительных с прилагательными и числительными.
Причины возникновения ФНР
Среди причин развития фонетического недоразвития речи:
– воздействие вредных факторов в дородовой, родовой и послеродовой периоды развития.
– сюсюканье при общении с маленьким ребенком;
– подражание ребенка сверстникам, которые говорят с речевыми нарушениями;
– родительская халатность по отношению к развитию речи у малыша;
– проблемы со слухом;
– неумение ребенка владеть своим языком;
– если родители говорят с малышом на разных (иностранных) языках.
Какие специалисты способны исправить ФНР
После того, как установлена причина фонетического недоразвития речи, необходимо ее устранить. Если причина в дефекте периферического речевого аппарата, то есть она кроется в исправлении прикуса, зубного ряда, «подрезании» уздечки – требуется помощь врача-ортодонта.
В случае необходимости коррекции звукопроизношения надо обращаться к логопеду.
Как происходит исправление ФНР
Исправление фонетического недоразвития речи необходимо начинать с четырех лет. Происходит это путем логопедических занятий. Работа это непростая и продолжительная. Ведь дети чаще всего не способны заниматься подолгу. Поэтому исправление нарушений речи необходимо проводить в игровой форме. При фонетических нарушениях рекомендуется не только развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, но и мелкой и общей моторики, развития речевого дыхания, психических процессов.
Что такое ОНР?
Диагноз «Общее недоразвитие речи» (ОНР) ставится малышу, если логопед выявляет у него ограничение активного и пассивного словарного запаса, недостатки грамматического строя речи, нарушения просодической стороны речи. Дети разговаривают простыми нераспространенными предложениями, не могут обобщать слова и заменять их синонимами.
У детей с общим недоразвитием речи выделяют 4 уровня речевого развития:
– 1 уровень: у ребенка полностью отсутствует общеупотребительная речь;
– 2 уровень: очень бедный словарный запас;
– 3 уровень: появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон;
– 4 уровень: остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Вот наиболее типичные проявления ОНР:
– дети начинают разговаривать примерно в 3–4 года. В наиболее сложных случаях – в возрасте 5 лет;
– речь малопонятна;
– дети не понимают значения многих слов;
– нечеткая артикуляция;
– неустойчивое произношение звуков;
– разговаривают лишь простыми предложениями.
Причины возникновения ОНР
Общее недоразвитие речи характерно для детей, беременность мам которых протекала со сложностями: с внутриутробной гипоксией или резус-конфликтом. Также причины могут крыться в сложных родах – с родовыми травмами и асфиксией (расстройства дыхания из-за недостатка кислорода). Общее недоразвитие речи – это отражение перенесенных в раннем детстве частых инфекций или хронических заболеваний, а также черепно-мозговых травм.
Обратите внимание и на тот факт, что речевое развитие во многом тормозит дефицит внимания и общения, а также неблагоприятная среда (когда взрослые мало общаются с ребенком, неправильно произносят слова).
Какие специалисты способны исправить ОНР
Перед тем, как начать коррекционную работу, на предварительном этапе диагностического обследования речи логопед совместно с невропатологом выясняют у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.
Как происходит исправление ОНР
Исправление общего недоразвития речи необходимо начинать как минимум с трехлетнего возраста. Это очень трудоемкий и продолжительный процесс. Его техника зависит от того, какой уровень ОНР у малыша: первая, вторая, третья или четвертая стадии.
Советы родителям
Фонетическое недоразвитие речи характерно для большинства малышей. Ведь практически каждый из них не справляется с произношением тех или иных звуков. Иногда это проходит с возрастом. В ряде случаев требуется помощь логопеда.
Общее недоразвитие речи встречается примерно у 40% детей с речевой патологией. И здесь очень важно не затягивать с обращением к логопеду. Ведь чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат.
Если у вашего ребенка выявлено речевое нарушение, паниковать не надо: занятия с логопедом способны творить чудеса. Главное – терпение!
Поддерживайте ребенка, помогайте ему, следуйте рекомендациям логопеда и выполняйте упражнения, заданные «на дом». И все у вас получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Как помочь своему ребёнку говорить правильно" (консультация для родителей).
Порой умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает , когда ребёнок много болеет или по каким-то причинам часто отсутствует в детско...
Консультация для родителей «Как приблизить к себе своего ребёнка»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей" Как помочь своему ребёнку с интересом заниматься"
Советы родителям о том, как любое занятие сделать интересным и увлекательным для ребенка....
Консультация для родителей: «МАМА — первый учитель для своего ребёнка»
Роль мамы в воспитании ребенка...
Консультация для родителей по теме: «Как помочь тревожному ребёнку» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.Сов...
Консультация для родителей “Читаем дома вместе со своим ребёнком”
Книги отвечают на вопросы и очень часто их создают. Они помогают убежать от реальности и являются лучшими друзьями, потому что если у вашего ребенка есть интересная книжка, он никогда не будет одиноки...
Консультация для родителей и педагогов "Как помочь неговорящему ребёнку"
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Это обусловлено исключительно ролью, которую она играет в жизни челов...