Играя, развиваем речь.
методическая разработка по логопедии на тему
Выступление на регионльном семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraya_razvivaem_rech._vystuplenie_na_regionalnom_seminare.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Играя, развиваем речь
Выступление на региональном семинаре
Подготовила:
Учитель – логопед
Агмалова
Амина Лутфулловна
г. Нижнекамск
2015 г
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка» (А.И. Сорокина).
В настоящее время всё больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а ведь его овладение является важным условием умственного развития.
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить её через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребёнка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря. Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.
В игровом материале, посвящённом словарной работе, основное место занимают игры и упражнения. Эти игры и упражнения направлены на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом. Это игры и упражнения на подбор синонимов и антонимов, сравнений и определений. Таким образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.
Сейчас, хочу представить на ваше внимание несколько игр.
Кто сумеет похвалить
Обучающая цель игры: Подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Описание игры: Взрослый объясняет условия игры: «Буратино принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы – хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: яблоко вкусное или: яблоко румяное. А хлеб как можно похвалить? (Хлеб мягкий). Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку»
Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, лиса, заяц, мальчик и др.
Примерные ответы: собака умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, лиса рыжая, заяц серенький, мальчик трудолюбивый и т.п.
Закончи предложение и подбери к нему картинку
Обучающая цель игры: Заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.
Материал для игры: предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван.
Описание игры: взрослый начинает фразу, ребёнок заканчивает её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию. Например:
Девочка рисует… (елку, дом, диван).
Папа читает … (книгу, журнал, газету).
Собака грызет … (кость, тапочки, карандаш).
Мальчик ловит … (мяч, кита, рыбу, лягушку).
Курица снесла… (яйцо).
Мама стирает… (платье, пальто, кофту).
Закончи предложение
Обучающая цель игры: Дополнять предложение словом с противоположным значением.
Описание игры: Взрослый начинает фразу, ребёнок заканчивает. Например:
Сахар сладкий, а перец … (горький)
Летом листья зелёные, а осенью… (желтые)
Дорога широкая, а тропинка … (узкая)
Ручей мелкий, а река… (глубокая)
Пластилин мягкий, а камень … (твёрдый).
Назови ласково
Обучающая цель игры: Подбирать слова в уменьшительно – ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.
Описание игры: Взрослый говорит детям примерно следующее: «Есть много разных слов. Вас даже зовут по-разному: Лена, Саша, Алеша… и т. д. ... Можно ещё называть ласково: Лена – Леночка, Ленуля, Алёнушка, Ленуся. Всё это близкие слова, только ласковые.
Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть животное или человека, а вы говорите ласковые слова».
Заяц – зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
Мама – мамочка, маменька, мамуля, матушка.
Дочь – доченька, дочка, дочурка.
Какое что бывает ?
Обучающая цель игры: Классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.
Описание игры: Детям предлагают рассказать Незнайке что бывает:
Зелёным – огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки;
Широким – река, дорога, лента, бульвар, улица;
Новым – шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом.
Круглым – стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.
О чём ещё так говорят ?
Обучающая цель игры: Уточнить значение многозначных слов.
Описание игры: Карлсон произносит словосочетание, в котором одно из двух слов многозначное. Дети должны подобрать к этому слову другие с учётом его многозначности.
Словесный материал:
Идёт – дождь, снег, зима, мальчик, собака, время, дым, автобус.
Играет – девочка, мальчик, кошка, дудочка, солнце.
Горький (-ое, -ие) – лекарство, перец, лук, огурец, горе, слёзы.
Острый – нож, перец, суп, ум.
Что это значит ?
Обучающая цель игры: Сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.
Описание игры: Взрослый произносит словосочетания.
Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений:
свежий ветер – прохладный
свежая рыба - недавно выловленная, не испортившаяся
свежий хлеб – мягкий, только что испечённый
свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная
свежая газета – новая, только что купленная
свежая голова – отдохнувшая
глухая ночь – тихая, безлюдная, тёмная
глухой шум поезда – отдалённый, приглушённый, неслышный.
Считаю, что применение предложенных игр способствует расширению и активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"
Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...
«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет.«Играя, развиваем речь»Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, од...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь».
Особенности развития речи детей старшего возрастаРечь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллек...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»
Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром....