Виды речевых нарушений
презентация по логопедии на тему
Материал предоставлен в виде красочных планшетов для стенда учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стенд "Виды речевых нарушений" | 1.1 МБ |
Презентация "Виды речевых нарушений" | 349.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь ребёнка в младшем дошкольном возрасте В возрасте 2-3 лет в результате активного подражания, подкрепляемого повышенным с возрастом интереса к речи, речь ребенка представляет богатую, хотя и крайне пеструю и неустойчивую картину. К 3-4 годам у ребенка речь уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами.
Нарушения речи Это собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Основными причинами патологии детской речи являются : различная внутриутробная патология; токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др ; родовая травма и асфиксия во время родов; заболевания в первые годы жизни ребенка.
1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его. 2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам). 3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия , дисграфия ) 4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих , из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать. 5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий. Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:
Задержка речевого развития (ЗРР ); Общее недоразвитие речи (ОНР); Фонетические и фонематические нарушения (ФФНР); Фонетическое недоразвитие речи (ФНР); Дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент); Заикание и др. Так , возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь. Можно выделить некоторые виды дефектов речи:
Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции. Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет. ЗРР - задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет
У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются : нарушение звукопроизношения , недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
органическую - вызванную органическими дефектами периферического речевого аппарата : изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной связки (уздечки ); неправильное строение нёба (слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т.д.) функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет. При органической дислалии, коррекцию дефектов периферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт , стоматолог. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед. Дислалия - нарушение звукопроизношения - подразделяется на два вида:
неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье) подражание плохо говорящим сверстникам двуязычие в семье, педагогическая запущенность недоразвитие фонематического слуха, снижение слуха недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта) отклонения в умственном развитии ребенка Причины возникновения функциональной дислалии:
Выделяются несколько видов дислалии: 1 . Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ ) звуков. 2. Ротацизм - нарушение произношения звуков р, р". 3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л". 4. Дефекты произношения небных звуков: каппацизм - звуков к и к "; гаммацизм - звуков г и г, « хитизм - звуков х и х"; йотацизм - звука й. 5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д. 6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.
простую (когда нарушено до четырех звуков) и сложную (нарушено более пяти звуков). Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия . Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) – это полиморфная дислалия . По количеству нарушенных звуков дислалия делится на:
Дизартрия - нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков нарушение голосообразования изменение темпа и ритма речи изменение интонации. Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта . Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества логопеда и родителей.
ЗАИКАНИЕ Заикание - является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза. Нарушение темпо-ритмической стороны речи. Как и при других невротических нарушениях, в механизмах развития заикания принимают участие психологические, социально-психологические и биологические факторы. Во многих случаях заикания отмечается так называемая органическая "почва " в виде церебральной дефицитарности различного генеза (В.М. Шкловский).
Коррекция заикания включает комплексный подход и включает следующие этапы: · диагностика · медикаментозное воздействие, способствующие нормализации функций нервной системы ребенка и создающие благоприятный фон для активной логопедической работы и психотерапии (назначается врачом невропатологом, психиатром) · психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое направлено на восстановление (приобретение ) уверенности в себе, собственных силах, в возможности преодолеть речевые трудности; снимается патологически фиксированное внимание на запинках, переключение фиксации внимания на успехи · логопедическое воздействие, осуществляется на протяжении длительного курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной речи, воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу (воспитание уверенности в себе, сознание своего "я", здоровый взгляд на дефект речи, желание преодолеть его, поддержание сознания успеха проделанной работы).
ограниченный , не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем низкий уровень познавательной активности недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения более низкая работоспособность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации. Характерные признаки задержки психического развития:
БЛАГОДАРЮ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды речевых нарушений и их причины
Консультация для родителей дошкольников, посещающих группу для детей с ОНР...
Консультация для родителей на тему "Виды речевых нарушений"
Описание основных видов речевых нарушений у дошкольников....
Виды речевых нарушений
Краткое описание речевых нарушений...
Виды речевых нарушений.
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист....
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте...
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления.
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления....
Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...