«В парке есть такое чудо…»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности  в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod._kolesova_v.v.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности  в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

 «В парке есть такое чудо…»

В.В. Колесова

учитель-логопед ГБДОУ № 42

Пушкинского района Санкт-Петербурга,

2015 г.

Цель: закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах, фразах, стихах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию правильного физиологического дыхания;

- способствовать нормализации мышечного тонуса с помощью проведения самомассажа и артикуляционной гимнастики;

- обеспечить развитие интонационной выразительности речи;

- обеспечить развитие слухового внимания и восприятия;

- совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;

-  обеспечить развитие зрительно-пространственного и буквенного гнозиса;

- способствовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений.

Образовательные:

- расширять, уточнять лексику по темам «Весна», «Перелётные птицы», «Наш город»;

- совершенствовать навыки суффиксального словообразования существительных

- способствовать закреплению умения составлять описательный рассказ.

Воспитательные:

- побуждать к активности, вызывать интерес к совместной деятельности;

- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания, согласно инструкции;

- пробудить интерес к достопримечательностям родного города, к творчеству А.С. Пушкина.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

Материал:  зеркало-«ручеёк»; пёрышки из плотной бумаги с заданиями (5 шт.), пёрышки из тонкой бумаги; пластиковые прищепки «Птички»;  массажные коврики; макет-план фрагмента Екатерининского парка; фотографии павильона Адмиралтейства, разрезанные на части; фотографии пяти мраморных мостов на листах бумаги ; схема описательного рассказа о Камероновой галерее (презентация);   контейнеры с фасолью; пластиковые буквы на магнитах; мяч; цветные карандаши; фотографии для выставления на макете парка (Адмиралтейство, Мраморный мост, Камеронова галерея, Грот); CD-проигрыватель, записи на CD, ноутбук, проектор.

Предварительная работа: беседа о Екатерининском парке, рассматривание фотографий достопримечательностей парка, составление описательного рассказа о Камероновой галерее по схеме; чтение сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане».

Ход НОД

I.        Организационный этап.

Звучит музыка («Форель», Штраус). Дети входят в зал.

Логопед:  

Весна идёт сторонкой,

Да где ж она сама?

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна …

                                            (А. Блок)

Звучит запись «Ручей».

Логопед: Что вы сейчас услышали?

Дети: Шум ручья (журчание ручейка).

II. Основной этап.

  1. Самомассаж (элементы массажа Ауглина).

Логопед: Ребята, посмотрите, какой прозрачный ручей. В нём можно увидеть своё отражение.

Дети садятся перед зеркалом, логопед произносит стихотворный текст, дети выполняют соответствующие движения.

Логопед:  

Пальцы-лучики проснулись,

К нашим ушкам прикоснулись.

(Тянут мочки ушей вниз)

Солнышко проснулось,

К щёчкам прикоснулось.

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги по контуру щёк)

Солнышко проснулось,

К нашим глазкам прикоснулось.

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги вокруг глаз)

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось.

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги по контуру лба и на подбородке)

Первые капели в полдень зазвенели,

Стал мороз весною слаб.

Снегу жарко: кап, кап, кап, кап.

(Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимают на точки: 1 – на переносице, 2 – на середине носовой кости, 3 – у края носовой кости, 4 – под ноздрями).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

- Улыбнёмся солнышку (улыбаются, показывая сомкнутые зубы).

- Покажем, какой длинный клюв у журавля (вытягивают губы вперёд трубочкой).

- Снег растаял, и образовались большие лужи (открывают рот, показывают широкий язык на нижней губе).

- Капель стучит по крыше (поднимают кончик языка за верхние зубы и произносят «т-д, т-д, т-д).

- Лопаются почки на деревьях («цокают» языком).

  1. Самомассаж пальцев рук.

Звучит запись «Звуки леса».

Логопед: Что вы сейчас слышали?

Дети: Пение птиц.

Логопед: Правильно. А первыми весной прилетают грачи (раздаёт детям пластиковые прищепки-птички).

Грачи на веточках сидят,

И друг с другом говорят.

Дети: Кра-кро-кру-кры? (на каждый слог прищепкой поочерёдно «кусают» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу на правой руке).

Кры-кру-кро-кра! (на каждый слог прищепкой поочерёдно «кусают» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу на левой руке).

  1. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Ребята, смотрите, какая-то птичка потеряла пёрышко. Оно плывёт по нашему ручейку (берёт пёрышко). Оно не простое, на нём что-то написано:

В этом парке чудо есть,

Что нельзя и глаз отвесть:

Там тенистые аллеи,

И из камня галереи.

Павильоны и мосты,

И зеркальные пруды.

Вдоль аллей скульптуры в ряд –

Посетить сей парк велят!

Чтобы к парку путь найти,

Ты за пёрышком иди!

Логопед раздаёт детям пёрышки из тонкой бумаги:

Вы подуйте на перо –

В парк укажет путь оно!

Дети сдувают пёрышки с ладошек.

Летите, пёрышки, летите,

Нам дорогу покажите!

  1. Координация речи с движением, массаж ступней.

Логопед: А вот и дорожка. Но какие большие лужи! Чтобы ножки нам не замочить, мы пойдём босиком по камешкам.

Дети разуваются и проходят по массажным коврикам, произнося стихотворный текст:

Мы по камешкам пройдём,

В парк мы быстро попадём.

  1. Развитие зрительно-пространственного гнозиса.

Звучит запись «Утренние птицы».

Логопед: Вот мы и пришли в парк. Посмотрите, здесь указан наш маршрут (дети рассматривают план парка, на котором стрелками указан путь движения, лежат пёрышки с заданиями). Мы должны собрать все пёрышки. Вперёд!

Логопед читает задание на втором пёрышке:

Кирпичный красный павильон,

Похож на старый замок он.

Сложи картинку из частей –

Узнай название скорей!

Логопед раздаёт детям конверты с фотографиями павильона Адмиралтейства, разрезанными на части. Дети собирают картинки из частей, называют павильон.

Логопед ставит на план парка фотографию Адмиралтейства, вместо пёрышка.

  1. Развитие грамматического строя речи, фонематических процессов, графо-моторных навыков.
  1. Словообразование относительных прилагательных.

Логопед читает задание на третьем пёрышке:

Этот мост красив и строен,

Его видно издали.

Из чего же он построен?

Ты скорее назови!

Логопед: Давайте с вами подумаем, из чего может быть сделан мост?

Игра с мячом «Что из чего?»:

Мост из кирпича – кирпичный мост

Мост из бронзы – бронзовый мост

Мост из мрамора – мраморный мост

Мост из гранита – гранитный мост

  1. Умение выделять звук на фоне слова.

Логопед: Какой звук повторяется во всех этих словах – кирпичный, бронзовый, мраморный, гранитный?

Дети: Звук [р].

Логопед: В нашем парке стоит тот мост, в  названии которого два звука [р]. Какой это мост?

Дети: Мраморный.

  1. Согласование существительного и прилагательного с числительным.

Игра «1,2,3,4,5»

Логопед: В мире много мраморных мостов. Давайте их посчитаем (раздаёт детям листы бумаги, на которых изображены пять разных мостов).

Дети: Один мраморный мост, два мраморных моста, три мраморных моста, четыре мраморных моста, пять мраморных мостов.

  1. Работа с карандашом.

Логопед: Какой же мостик стоит в нашем парке? Возьмите карандаши и обведите нужный мраморный мост.

Дети выполняют задание. Логопед  ставит на план парка фотографию Мраморного моста, вместо пёрышка.

  1. Составление описательного рассказа.

Логопед читает загадку на четвёртом пёрышке:

В парк старинный гости будут

Приезжать со всех сторон.

Галерею для прогулок

Подарил нам …

Дети: Камерон.

Логопед: А в честь архитектора галерея называется…?

Дети: Камеронова галерея.

Логопед: Мы с вами составляли рассказ о Камероновой галерее. Давайте посмотрим на план рассказа. Он поможет вспомнить, о чём нужно рассказывать.

На экране появляется фотография галереи и схема описательного рассказа. Дети по очереди рассказывают о галерее:

- Это Камеронова галерея.

- Лестница здания украшена огромными бронзовыми статуями.

- Слева расположена статуя Геркулеса.

- Справа расположена статуя Флоры.

Логопед  ставит на план парка фотографию Камероновй галереи, вместо пёрышка.

  1.  Развитие кинестетических ощущений, языкового синтеза.

Логопед читает задание на пятом пёрышке:

Стою на берегу пруда,

И с трёх сторон моих вода.

На мне дельфины, Посейдон –

Морской красивый павильон.

Ребята, буквы вы найдите,

Моё название сложите!

Логопед раздаёт детям контейнеры с фасолью, в каждом из которых дети находят по одной букве  (Г, Р, О, Т). Из букв дети составляют и читают название павильона Грот.

Логопед  ставит на план парка фотографию Грота, вместо пёрышка.

Итог.

Логопед: Вот и закончился наш путь.

Звучит фрагмент произведения «Лебедь» Сен-Санса. В зале появляется царевна-лебедь:

Молодцы, все пёрышки мои собрали!

А из какой я сказки, вы узнали?

Дети: Из «Сказки о царе Салтане».

Царевна-лебедь: Правильно. А кто я такая?

Дети: Царевна-лебедь.

Царевна-лебедь: Да. А кто написал про меня сказку?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин.

Царевна-лебедь: Правильно (вручает детям книги):

Сказки Пушкина читайте,

и меня вы вспоминайте!

Звучит музыка. Дети благодарят царевну-лебедь и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есть такая улица.

Фотографии скульптур на улице Кирова в Челябинске....

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Есть такая профессия – Родину защищать»

Цели праздника: • способствовать гармонизации детско-родительских отношений; • знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества; • закреплять знания о военных профессиях, названиях ...

Музыкально-спортивный праздник ко Дню Защитника Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать» - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"

Музыкально-спортивный праздник ко Дню Защитника Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать»                          ...

Спортивно-музыкальный праздник - "Есть такая профессия - Родину защищать"

Сценарий может быть полезен инструктору по физической культуре, воспитателю, организатору досуговой деятельности детей в детском учреждении. Цель: расширять представления детей о профессии военный, го...

Музыкально-спортивный праздник ко Дню Защитника Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать»

«Безопасность», «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье». Праздник посвящен Дню Защитников Отечества с целью воспитания патриотического воспитания у детей, двигательных навыков во время соревновани...

Проект: «Есть такая профессия - Родину защищать»

Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т.д. Одни...

"На свете есть такое чудо..."( Сказочный дворец)

Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе...