Кинезиотерапия в работе учителя-логопеда
статья по логопедии (старшая группа) на тему
В статье раскрыто: что такое кинезиология, основная цель её. За что отвечает левое и правое полушарие головного мозга. Основатели "Гимнастики мозга"- Пол и Гейл Деннисоны. Отражены задачи кинезиологических занятий, какие условия необходимо учитывать в коррекционной работе. Представлены примеры упражнений и результаты работы в рамках здоровьесбережения в ГБДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кинезиотерапия в работе учителя-логопеда | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинезотерапия в работе учителя-логопеда
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга.
Основная цель кинезиологии:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
«Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого. Хочешь остаться в рядах такого большинства?»
(Мэрили Зденека, «Развитие правого полушария. Углубленная программа высвобождения сил вашего воображения»)
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.
Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:
Левое полушарие
- отвечает за логическое– аналитическое мышление
- анализирует факты
- обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление)
- обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза)
- обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму
- запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание
- способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем
- планирует будущее
- контролирует движения правой половины тела
- отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки
- отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами
- отвечает за планирование
Правое полушарие
- отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки
- отвечает за интуицию и интуитивную оценку
- может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации)
- реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа)
- обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах
- запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое
- способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию
- ориентируется в настоящем
- контролирует движения левой половины тела
- отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке
- отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству
- отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции
Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для 95% людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно 10%, определить труднее.
Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука). Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.
Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.
Пол и Гейл Деннисоны увидели огромный потенциал, заложенный в физические движения и который можно использовать для развития человека. Ими были выявлены два типа движений:
первый тип – это движение, пересекающее среднюю линию тела. Эти движения наиболее полно объединяют мысль и движение, активизируют естественные механизмы нашего тела и в десятки раз ускоряют передачу информации, способствуя оптимизации работы нервной системы, открывая возможность непроизвольности, непосредственности психофизических функций и обеспечивая легкость обучения.
второй тип – это одностороннее движение тела. Эти движения наоборот способствуют разъединению мысли и движения. Они требуют напряженной работы ума, приложение значительных усилий и затрат энергии тела и мозга. Этот тип движения приводит к статическому поведению, требующему сосредоточения и концентрации сознания, а также к стрессу.
Нам необходимы оба вида движения, поскольку обеспечивают механизмы, стоящие в основе познавательной деятельности мозга. Механизм, направленный на разъединение мысли и движения, используется на начальном этапе создания любого навыка. Затем, когда наступает этап автоматизации, он уступает место механизму объединения мысли и движения. К сожалению, сейчас чаще всего практикуется обучение, ориентированное на обездвиженность и линейную абстрактную логику. Мы забываем о природных способах формирования навыка и чаще всего используем механизм разъединения движения и мысли. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.
В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение). С этого времени Гимнастика Мозга начала распространяться по всему миру и принесла замечательные результаты в развитии учеников как общих, так и специальных учебных заведений.
В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.
"Гимнастика мозга" - это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.
Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Задачи кинезиологических занятий:
• Развитие межполушарной специализации.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.
• Устранение дислексии и дисграфии
Для результативности коррекционно развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- Занятия проводятся утром по 10-15 минут.
- Ежедневно или не менее 2-х раз в неделю.
- В доброжелательной обстановке.
- Точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
Упражнения для мозга собраны в четыре группы
Первая группа объединяет движения, которые пересекают среднюю линию тела. Они оказывают стимулирующее действие на крупную и мелкую моторику. Механизм, объединяющий движение и мысль, заложенный в основу этих движений, способствует повышению эффективности связей между правым и левым полушариями мозга, качества восприятия материала.
Вторая группа движений – это упражнения, направленные на растягивание мышц тела. Эти упражнения способствуют снятию напряжения с мышц и сухожилий. В результате применения этих упражнений мышцы принимают нормальное состояние и посылают в мозг сигнал о том, что они находятся в спокойном расслабленном состоянии и человек готов к познавательной работе. Если рассматривать это с точки зрения работы мозга, это означает возможность свободного перехода информации из задних отделов мозга (зон выживания) в передние (причинно-обусловливающие) через лимбическую систему, пропускающую знание в высшие отделы мозга.
Третья группа – это группа упражнений, направленных на энергетизацию тела, то есть обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга.
Четвертая группа представляет собой позовые упражнения, которые оказывают влияние на лимбическую и эмоциональную системы мозга. Они оказывают ритмическое и стабилизирующее действие на нервные процессы, способствуя эффективному обучению.
Комплексы упражнений включают в себя:
- Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения
- Телесные упражнения
- Упражнения для развития мелкой моторики
Примеры упражнений:
«Колечко»
Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца.
«Ухо – нос»
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».
«Зеркальное рисование»
Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы.
«Слон»
Рекомендуется выполнять это упражнение 3-5 раз каждой рукой для большего эффекта.
Встаньте прямо, плотно прижмите левое ухо к левому плечу и вытяните левую руку вперед. Это очень похоже на хобот слона. Колени не напряжены. Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, начиная от центра (как в упражнении 2). Помогайте верхней частью туловища двигаться вслед за рукой. Следите глазами за кончиками пальцев. Повторите то же с правой рукой.
Это одно из самых сильных упражнений для интеграции мозга. Если к нему добавить "слоновьи звуки", то возбуждаются слуховые механизмы еще и височных долей мозга. Упражнение стимулирует вестибулярный аппарат, концентрацию внимания, память.
«Сонный мишка»
Встаньте прямо, расслабьте руки, плечи, опустите подбородок к груди. Дышите глубоко, спокойно. Сначала медленно качайте головой из стороны и следом делайте небольшие круговые движения подбородком. Вы заметите, что после этого упражнения голос ребенка при чтении и говорении будет звучать сильнее и громче. Он будет гораздо увереннее в себе.
«Перекрестные шаги»
Шаги в медленном темпе. Коснитесь левым локтем правого колена, а теперь правым локтем левого колена. Особое внимание уделите движению глазами. Нужно смотреть максимально во все стороны, во всех направлениях. Можно показывать ребенку что-то интересное: картинку, игрушку, чтобы он следил за ней глазами.
Во время выполнения этого упражнения происходит очень мощная работа головного мозга. Одновременно активизируются большие области обоих полушарий, которые связаны через особое образование - мозолистое тело. Образуется большее количество дополнительных нервных связей между полушариями, а это помогает ребенку усилить процесс мышления. Развивается интеллект. Тренируется вестибулярный аппарат. Поэтому те, кто владеет этим секретным оружием, всегда использует его перед соревнованиями, экзаменами, перед началом спортивных занятий, танцами. Когда активизирована работа системы ИНТЕЛЛЕКТ-ТЕЛО с помощью этого нехитрого упражнения, вы и Ваш ребенок смогут просто наслаждаться процессом и контролировать ситуацию.
Как один из вариантов можно выполнять это упражнение в положении сидя. Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено - правый локоть.
“Горизонтальные восьмерки для письма”
Нарисуйте на бумаге А 4 или доске по 5 – 7 горизонтальных восьмерок (знак бесконечности). С максимально возможным размахом, но так, чтобы рисунок находился в зоне видимости глаз ребенка.
а) правой рукой
б) левой рукой
в) одновременно двумя руками.
Движение должно быть непрерывающимся. Начинайте от центра, двигайтесь против часовой стрелки влево вверх, обратно к центру, рисуя левую часть, затем по часовой стрелке к центральной точке.
Очень часто у нас функционирует либо правое, либо левое полушарие. Это замечательное упражнение помогает включить в гармоничную работу оба полушария. Применяйте его, если ребенок испытывает стресс во время выполнения контрольных работ, перед соревнованиями или важными выступлениями. Если под рукой нет бумаги, нарисуйте восьмерки просто пальцем на любой поверхности.
“Горизонтальные восьмерки в воздухе”
А теперь начертите восьмерки в воздухе в тех же направлениях, что и в предыдущем упражнении, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. Достаточно сделать по 3-4 раза. В положении стоя, большой палец руки поднят вверх (отлично!), рука немного согнута в локте.
Движения должны быть медленными и плавными. Если ребенок не может следить за своим пальчиком и его взгляд начинает уходить, вернитесь к месту «пробела» и помогите ребенку акцентировать внимание на этом месте. Скорее всего здесь сидит проблема. Нужно активировать эту часть мозга.
а) Следим за большим пальчиком одной руки
б) За большим пальчиком другой руки
в) Руки сцеплены в замок, большие пальцы образуют X. Взгляд ребенка должен быть сосредоточен на центре Х.
Кроме синхронизации работы головного мозга происходит укрепление глазных мышц и нервных связей. Улучшается зрение, снимается усталость с глаз.
«Энергитезатор»
Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить мышцы шеи и спины. Дыхание ровное, спокойное, глубокое.
Пробуждение организма после сна или долгого сидения за партой или компьютером. Длительность 3 – 7 минут.
В чем преимущество этого упражнения. Растягиваются мышцы, глубокое дыхание повышает уровень кислорода в крови; расслабленные мышцы шеи и плеч способствуют усилению тока спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. Активизируется вестибулярный аппарат, «пробуждается» мозг, улучшается слух.
«Кнопки мозга»
Положите одну руку ладошкой на пупок, а другой рукой (большим пальчиком с одной стороны и остальными с другой) легко массируйте углубления между первыми и вторыми ребрами под ключицами (в этом месте разветвляются две сонные артерии).
Упражнение стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. Они идут от сердца и несут обогащенную кислородом кровь в мозг.
Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у воспитанников:
- Память, внимание, речь
- Пространственные представления
- Мелкую и крупную моторику
- Снизить утомляемость
- Повысить способность к произвольному контролю
Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно – моторная координация, формируется пространственная ориентировка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
Кинезиотерапия в работе учителя-логопеда
Рассмотрены задачи кинезиологии. Подборка практических упражнений....
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов»
Выступление И.Н. Ломановой отличалось актуальностью выбранной темы, лаконичностью, продуманностью. Представленный материал был содержательным, насыщенным и доступным....
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...