Презентация Развитие слуховой и зрительной памяти у детей с ОВЗ.
презентация по логопедии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_avgust.ppt | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: Понятие «память».Развитие зрительной и слуховой памяти дошкольников в онтогенезе. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ. Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с ОВЗ. Особенности развития зрительной и слуховой памяти детей с ОВЗ. Планирование логопедической работы по развитию зрительной памяти у дошкольников с нарушением речи. 6. Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти у дошкольников с нарушением речи. 7. Комплекс игр направленных на развитие зрительной и слуховой памяти (требования к дидактическим играм). 8. Блоки игровых заданий по коррекции и развитию слухоречевой и зрительной памяти.
. Память — это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств. Память — это «процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)»
. Мнемическая деятельность - активная деятельность человека, направленна на запоминание и воспроизведение материала.. Выделяют (В. Я. Ляудис, 1976 ) 4 операции мнемического действия : 1) ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры; 2) поиск и выделение соответствующего материалу способа группировки; 3) группировка элементов, перестройка материала на основе внутригрупповых связей, которые были установлены предшествующими операциями; 4) установление межгрупповых связей.
. Сензитивный период - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
ПАМЯТЬ Зрительная - связана с сохранением и воспроизведе нием зрительных образов. Слуховая - способность качественно и эффективно воспринимать звуковую информацию, удерживать в памяти и воспроизводить по памяти.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимы данного понятия "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети"
Классификация предложенная В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым 1 . Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2 . Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3 . Дети с нарушением речи (логопаты); 4 . Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5 . Дети с умственной отсталостью; 6 . Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8 . Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью ).
Основные функции комплексной помощи. Диагностика проблемы. Информация о проблеме и путях ее решения. Консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы. Помощь на этапе решения проблемы.
Основные принципы содержания и формы работы. 1.Соблюдение интересов ребенка. 2.Системность. 3.Непрерывность. 4. Вариативность и рекомендательный характер. 5. Индивидуальный подход.
ЗАДАЧА Создать адекватные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.
Сравнительный анализ процесса памяти. У дошкольников, имеющих речевые проблемы, выявились такие особенности : трудности в переработке зрительной информации, недоразвитие пространственного синтеза, снижение слухоречевой памяти, связанные с замедлением темпов созревания коры головного мозга. менее сформирован процесс опосредованного смыслового запоминания.
Особенности развития зрительной и слуховой памяти детей с ОВЗ . значительное ослабление памяти (ограниченный объем запоминания; снижена продолжительность запоминания смысловой информации; склонность к механическому бездушному заучиванию материала; сложности с воспроизведением словесного материала; сложности в самоорганизации мнемонической деятельности. Следствия нарушения памяти трудности в усвоении программы; снижение продуктивного потенциала; школьная дезадаптация.
Пути и средства педагогической поддержки. учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух); организация смыслового запоминания на основе выделения главного; визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем); многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию; определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения); обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.
Планирование логопедической работы по развитию зрительной памяти у дошкольников с нарушениями речи . Второй этап работы. Уточнение и расширение объема зрительной памяти . Первый этап работы . Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). восприятия цвета восприятия формы восприятия величины и размера развитие буквенного гнозиса
Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти у дошкольников с нарушениями речи. Формирование фонетико-фонематических компонентов. развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи; обработка этих дифференцировок в произношении; закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; обучение грамоте.
Формирование лексических компонентов. уточнение и расширение значений слов формирование семантической структуры слова введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь
Требования к дидактическим играм . процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятие, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как цвет, форма, величина, пространственное расположение и т.д.; процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предметов; должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр; необходимо обеспечивать развития самоконтроля; игра должна способствовать развитию произвольной памяти.
Заключение Логопедическая работа по развитию слуховой и зрительной памяти состоит из коррекционной работы самих общих нарушений речи и коррекции нарушений слуховой и зрительной памяти. Мероприятия по развитию слуховой и зрительной памяти включают в себя комплекс упражнений и игр, способствующих развитию данных видов памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слуховой и зрительной памяти у детей с ОВЗ.
Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются...
Развитие слухового и зрительного восприятия у детей раннего и дошкольного возраста.
Внимание и память-процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.Поэтому задача взрослого состоит в том, чт...
Интерактивная игра на развитие внимания и зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста "Найди мою тень"
Интерактивная игра на развитие внимания и зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста "Найди мою тень"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДО...
Презентация "Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей с ЗПР"
Выступление на педагогическом совете...
«Игровая технология и её значение в развитии слуховой и зрительной памяти ребёнка» Методические рекомендации
Данные рекомендации предлагают алгоритм использования игровых технологий для развития у детей 5,5-7 лет слуховой и зрительной памяти. Предложенные серии дидактических игр наилучшим образом реализуют п...
Развитие слуховой и зрительной памяти у дошкольников с ОВЗ
Практический материал для родителей и педагогов....
Развитие слухового и зрительного внимания у детей с нарушениями речи
Развитие слухового и зрительного внимания у детей с нарушениями речи...