Проект "Веселая артикуляционная гимнастика"
проект по логопедии на тему
Проект "Веселая артикуляционная гимнастика" для детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednesrochnyy_proekt_v_podgotovitelnoy_logopedicheskoy_gruppe.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Веселая артикуляционная гимнастика»
в подготовительной логопедической группе
Тема: «Веселая артикуляционная гимнастика».
Автор проекта: Учитель-логопед Макарова Виктория Юрьевна
Время проведения проекта: среднесрочный проект с 15 сентября - 28 ноября 2014г Цели и задачи.
Цели проекта:
- сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
- сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Гипотеза:
Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.
Задачи проекта:
1.В доступной форме познакомить детей логопедической группы с органами речи, их назначением.
2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
3.Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Предполагаемые результаты.
- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении.
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
Актуальность проблемы.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.
Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.
Этапы реализации :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Содержание и структура проекта.
1 этап: подготовительный.
Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
Подготовка дидактических пособий и презентаций.
2 этап: основной.
1 Работа с родителями:
1. Сообщение в рамках родительского собрания «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного звукопроизношения».
2. Консультация «Формирование правильного звукопроизношения у детей. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?».
3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
4. Создание буклета "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков»
5 Задание родителям подобрать картинки для знакомства с артикуляционными упражнениями и придумать артикуляционные сказки.
2 Работа с педагогами:
1. Консультация «Нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика и ее значение в развитии речи детей»
2. Изучение основного комплекса артикуляционной гимнастики и комплексов упражнений для правильного произнесения конкретных групп звуков».
3. Составление сборника артикуляционных сказок
4. Изготовление «книжек – самоделок» по артикуляционной гимнастике
5. Изготовление дидактического материала для проведения артикуляционной гимнастики.
6 Изготовление картотеки артикуляционных упражнений
3 Работа с детьми:
1 Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков.
2. Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики и комплекса артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука.
3.Использование артикуляционных кукол «Лягушка», «Утенок», «Змейка» для изучения артикуляционных упражнений
4 Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах»
5. Сочинение артикуляционных историй со Смешариками.
6. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями
7. Изготовление артикуляционных кубиков
8 Просмотр презентаций по артикуляционной гимнастике
3 этап: заключительный.
Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.
Обобщение опыта работы по проекту и его представление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...