Конспект занятия "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
План – конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по речевому развитию Тема: «Поможем весне»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vesna.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Омска «Детский сад комбинированного вида № 87»
План – конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
по речевому развитию
Тема: «Поможем весне»
Учитель – логопед: Лобанцова
Светлана Александровна
Высшая квалификационная категория
Омск – 2015
Интеграция: познавательное, социально – коммуникативное, физическое развитие.
Формы организации: решение проблемной ситуации, беседа.
Тема занятия: «Поможем Весне».
Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и
активизировать словарь детей по данной теме.
Задачи:
- Коррекционно – образовательные:
- Учить детей образовывать родственные слова;
- Учить образовывать качественные прилагательные;
- Коррекционно – развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление;
- Развивать общую и артикуляционную моторику;
- Развивать навыки чтения.
- Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.
Материалы и оборудование:
1.Аудиозапись: звуки весны;
2.Картинки с изображением примет весны;
3.Солнышко с короткими лучиками, занавешенное прозрачной тканью со
снежинками;
4.Картинки с изображением сороки, ёжика, зайчихи;
5.Зеркала (на каждого ребёнка);
6.Массажные шарики су – джок;
7. 4 конверта: с капельками, лужами, листочками и солнышками;
8. «План – карта» с потерянными зайчатами;
9. Подставки с карандашами;
10.Картинки – символы: солнышко, тучка, солнце закрыто тучей.
Предварительная работа: Чтение рассказа Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце», чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Дети заходят в группу и становятся у доски полукругом. Логопед предлагает прослушать запись (на ноутбуке: запись звуков весны).
Логопед: - Звуки какого времени года вы услышали? (Ответы детей: Мы услышали звуки весны)
- Как вы об этом догадались? (Ответы детей: Мы слышали голоса птиц, капли воды и т.д.)
- А какие ещё приметы весны вы знаете? Начинайте свой ответ со слова: Весной …(Дети называют приметы весны, логопед выставляет картинки с изображением примет весны. Картинка с изображением солнца закрыта прозрачной тканью со снежинками).
Логопед: - Какие вы молодцы, сколько много примет вспомнили. Дети, а какая примета весны самая главная? Без этой приметы не наступит весна. Вспомните, пожалуйста, рассказ Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» (Ответы детей)
Логопед: - Конечно, дети, без тёплого солнышка не наступит весна. Посмотрите на
нашу доску – зима не хочет уступить место весне и занавесила солнышко снежной шторой. Его лучики маленькие, они не греют. Как же быть? Надо помочь солнышку растопить снежную штору – увеличить лучики, чтобы они стали длинными. А для этого я предлагаю отправиться в лес. Именно там лежат лучики, которые солнышко сложило осенью. А лесные жители нам помогут. Ну что, согласны отправиться в путь? (Ответы детей)
2.Сообщение темы НОД.
- Сегодня, во время путешествия мы с вами будем:
- Закреплять приметы весны;
- Развивать внимание, мышление, общую и артикуляционную моторику;
- Учиться подбирать семейку слов к слову «вода»,
- Учиться подбирать слова, отвечающие на вопрос: какая?;
- Продолжать учиться читать;
- Продолжать учиться помогать друг другу, работая вместе.
- А теперь: раз, два, три ты налево повернись и в лесу ты очутись.
3.Основная часть НОД.
а) Артикуляционная гимнастика.
Появляется картинка – сорока.
Сорока: - И я пойду с вами, и я пойду с вами.
Логопед: - Подожди, сорока, не трещи. Ребята, для того, чтобы разговаривать также быстро и хорошо как сорока, она предлагает нам вместе с ней выполнить артикуляционную гимнастику.
(Дети подходят к столам, на которых лежат зеркала).
- Наступила весна, и в небе засветило солнышко (Открыть рот, облизать губы 3р. В одну сторону, 3р. в другую). От его тепла звонко закапала капель (щёлкать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шёл не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «ку – ку – ку» - куковала кукушка весело на ели (звукоподражание). «Д – д – д» - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) (Повернитесь друг к другу и посмотрите, правильно ли выполняет ваш сосед) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть - 5 раз). Язычок поспешил домой, к маме.
Сорока: - Молодцы, молодцы! Мне понравилось! Куда вы идёте, куда?
Логопед: (Или кто – то из детей) Мы идём выручать солнышко из беды. Ищем его лучики, чтобы они стали длинными и растопили снежную штору.
Сорока: - Я знаю, я знаю! Видела я две длинные золотые ленточки. Хотела себе на праздник повязать – да вам они нужнее.
(Сорока отдаёт детям два лучика – прищепки и улетает, два ребёнка прицепляют прищепки к солнышку).
б) Беседа о весне.
Логопед: - Ребята, сорока так громко трещала, что разбудила маленького, колючего … (дети: ёжика), который спал в норке под ёлкой.
(Появляется картинка ёж)
Ёж: - Разбудила меня сорока. А мне просыпаться надо весной. Разве весна наступила?
Логопед: ( обращаясь к детям)
1.После какого времени года наступает Весна?
2.Какие весенние месяцы вы знаете?
3.Названия весенних месяцев спрятались в конверты. Посмотрите, дети на первый конверт и скажите, что на нём изображено?
Дети: На конверте изображены капельки.
Логопед: Что вы видите на втором конверте?
Дети: На втором конверте лужи.
Логопед: На третьем конверте?
Дети: На третьем листочки.
Логопед: Ну и на четвёртом?
Дети: А на четвёртом солнышко.
Логопед: Нужно достать из каждого конверта предметы, которые там изображены и выложить их от большого к маленькому. Если вы выложите правильно, то вы прочитаете слово, которое спряталось в конверт.
(Дети работают в парах: 1 – я пара выкладывает из капелек слово: март;
2 – я пара из луж слово: апрель;
3 – я пара из листочков слово: май;
4 – я пара из солнышек слово: весна).
Логопед: - Дети, прочитайте слова, которые у вас получились. Какое слово лишнее и почему? (Ответы детей)
( Оценка: Как быстро справились с заданием Стёпа и Слава, Даниил и Андрей первыми прочитали слово)
Ёж: - А куда вы идёте?
Дети: - Идём выручать из беды солнышко. Ищем лучики.
Ёж: - Помню я, как осенью солнышко складывало лучики. Пойду, поищу. (Ёж выносит корзинку с шариками су – джок. На дне корзинки – лучики. Два ребёнка прикрепляют лучики к солнцу).
в) Пальчиковая гимнастика с шариком су – джок.
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил – был маленький ёжик.
(Показать шарик в открытой ладони)
Ёж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
(Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком)
Однажды ранним весенним утром захотел ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.
(Катать шарик по ладони вперёд – назад)
Долго бежал Ёж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.
(Круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против)
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шажок, потом второй, третий, четвёртый, пятый – и перебрался на другой берег!
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого)
А там поляна – большая, круглая, красивая!
(Круговые движения шариком по ладони)
На поляне видимо – невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать – и – мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка)
Ёжику очень понравилась поляна, он её обошёл, ступил на мостик – один шаг, второй, третий, четвёртый. Пятый … и он на другом берегу!
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого)
Быстро побежал Ёж – сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!
(Катать шарик по ладони вперёд – назад)
А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном!
(Зажать шарик в ладошке).
(Шарики положить в подставки с карандашами)
г) Физкультминутка.
Логопед: - Чтобы ёжик почувствовал весну, давайте выйдем и поиграем в хороводную игру «Весеннее солнце»
«Весеннее солнце»
Солнце, солнце, выходи Дети взявшись за руки, отходят от
центра круга.
И всю землю освети! Идут по кругу, взявшись за руки.
Чтоб весна скорей настала, Останавливаются и опускают руки вниз.
Чтобы нам теплее стало, Перекрещивают руки на груди и трут плечи.
Чтоб капели звонко пели, Движение кистей рук, имитирующие
падение капель.
Чтоб весной ручьи звенели, Волнообразно двигают руками перед
грудью («ручей»).
Чтоб цветочки распускались, Поднимают руки над головой и опускают
их через стороны вниз, ладонями вверх, до
уровня плеч.
С юга птицы возвращались. Взмахивают руками.
Солнце, солнце, землю грей! Хлопают в ладоши на каждое слово.
Пусть весна придёт быстрей! «Зовут» весну (руками).
д) Образование качественных прилагательных и родственных слов.
Появляется картинка – Зайчиха.
Логопед: - Посмотрите, дети, кто это?
Дети: - Это зайчиха.
Логопед: - Но почему она плачет? Что случилось? Дети, как вы думаете? (Ответы детей: У неё болит лапка, потерялись детки, испугал волк и т. д.)
Логопед: - У мамы – зайчихи потерялись детки. Маленькие зайчата. Мама плачет, потому что с ними может случиться беда? Как вы думаете, что с ними может случиться? (Ответы детей: они будут голодные, их съест волк, они заболеют и т.д.). Давайте поможем маме – зайчихе отыскать зайчат. Подойдите к столам и посмотрите, у вас у каждого лежит карта леса, на которой мама – зайчиха и её детки. Сколько зайчат вы будете искать? (Ответы детей) Возьмите в руки красный карандаш и помогите зайчатам вернуться к маме – проведите их по нужной дорожке.
(Дети выполняют задание)
Логопед: - А теперь поменяйтесь картами со своим соседом и проверьте, правильно ли они показали зайчатам дорогу домой, к маме.
(Дети обмениваются листами и проверяют своих соседей)
Логопед: - Дети, зайчата ещё маленькие, они появились совсем недавно и не знают, какая бывает весна. Давайте им расскажем. Подберите к слову «весна» слова, которые отвечают на вопрос: какая?
Дети: - Ранняя, поздняя, солнечная, долгожданная, тёплая, и т.д.
Логопед: - Когда мама – зайчиха обняла своих зайчат, то увидела, что у них мокрые лапки. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Придумайте к слову «вода» семейку слов: Водичка, водица, водяной, наводнение, водолаз, водохранилище, наводнение и т.д. Какие вы молодцы, а Андрей и Слава придумали больше всех слов. Зайчата когда бегали по лесу играли в прятки и под большой ёлкой они нашли … (четыре лучика). Сколько лучиков нашёл каждый зайчонок?
(Зайчата отдают лучики – прищепки детям и четыре ребёнка прицепляют их к солнышку).
4.Итог НОД:
Логопед: - Посмотрите дети, мы помогли солнышку растопить снежную штору
зимы?
Дети: - Да.
Логопед: - Во время нашего путешествия мы справились со всеми заданиями? Что мы делали?
- Закрепляли приметы весны;
- Развивали внимание, мышление, общую и артикуляционную моторику;
- Учились подбирать семейку слов к слову «вода»,
- Учились подбирать слова, отвечающие на вопрос: какая?;
- Продолжали учиться читать;
- Продолжали учиться помогать друг другу, работая вместе.
- А теперь: раз, два, три ты направо повернись и в детском саду ты очутись.
Логопед: - Ребята, у вас на столах лежат картинки. Положите их перед собой.
Теперь подумайте и оцените себя. А затем покажите мне. Если вы
сегодня выполнили все задания правильно и без ошибок то
поднимите картинку – солнышко, если с чем – то вы не справились,
затруднились, то покажите солнышко, которое немного закрыла тучка,
ну, а если совсем ни с каким заданием не справились – тучку.
(Дети поднимают символы и объясняют свой выбор).