ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ.
консультация по логопедии на тему
Советы родителям и педагогам по развитию мелкой моторики дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paltsy_pomogayut_govorit.docx | 13.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ.
Мельникова Наталья Вячеславовна
учитель-логопед МБДОУ № 87 г. Мурманск
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 - 7 месяцев.
В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 -3 минуты ежедневно.
С 10 - месячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски любую бумагу - малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя - тремя пальцами. Начиная с 1,5 лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, - получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.
Можно также использовать следующие виды деятельности:
* наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
* наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
* цветные клубочки ниток для перематывания;
* деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик);
* мозаика по возрастающей сложности;
* нанизывание бус, бисера, пуговиц;
* наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
* наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
* дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
* пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
* лепка из глины или пластилина;
* игра "Театр пальчиков" с 1,5 лет.
Развитие и тренировка мелких мышц пальцев рук – одно из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста. Игры и упражнения, рекомендуемые ниже, помогут вам развить тонкокоординируемые движения рук ребёнка, совершенствовать его зрительное восприятие и зрительную память, а значит, подготовить ребёнка к письму.