ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ.
консультация по логопедии на тему

Мельникова Наталия Вячеславовна

Советы родителям и педагогам  по развитию мелкой моторики дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paltsy_pomogayut_govorit.docx13.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЦЫ  ПОМОГАЮТ  ГОВОРИТЬ.

Мельникова  Наталья  Вячеславовна

учитель-логопед  МБДОУ № 87  г. Мурманск

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 - 7 месяцев.

В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 -3 минуты ежедневно.

С 10 - месячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски любую бумагу - малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя - тремя пальцами. Начиная с  1,5  лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, - получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Можно также использовать следующие виды деятельности:

* наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

* наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;

* цветные клубочки ниток для перематывания;

* деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик);

* мозаика по возрастающей сложности;

* нанизывание бус, бисера, пуговиц;

* наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

* наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);

* дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;

* пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

* лепка из глины или пластилина;

* игра "Театр пальчиков" с 1,5 лет.

Развитие  и  тренировка  мелких  мышц  пальцев  рук – одно  из  важнейших  направлений  развития  детей  дошкольного  возраста. Игры  и  упражнения, рекомендуемые  ниже, помогут  вам  развить  тонкокоординируемые  движения  рук  ребёнка, совершенствовать  его  зрительное  восприятие  и  зрительную  память, а  значит, подготовить  ребёнка  к  письму.