"Учим детей рассказывать"
консультация по логопедии на тему
Речь дана ребенку с рождения, но ее необходимо развивать. Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс. Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_detey_rasskazyvat.odt | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учим детей рассказывать»
Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная и в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так ребенок подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты нескольких сказок, усваивает последовательность действий.
Учить детей пересказу хорошо помогает отраженный пересказ. Ребенок включает в рассказ взрослого, повторяя слово или предложение: «Жили-были дед и ...» - «Баба», «Была у них...» - «Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» - «Зайчика», «Какую песенку он ему спел?» и т.д.
После того как ребенок овладел пересказом сказки, можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов — рассказы Л.Н.Толстого для детей.
А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Очень любят дети рассматривать игрушки. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде чем сравнить, ему придется внимательно рассмотреть кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить чем они похожи и чем различаются.
Овладел ребенок описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность, целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести — семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов. Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которыми они встретятся в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Учим детей рассказывать»
материал предназначен для родителей....
Учим детей рассказывать.
Формирование связной речи детей....
«Учите детей рассказывать». Консультация для родителей.
Формирование связного высказывания – одна из основных задач развития речи детей, так как умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться, понимать литера...
Консультация для родителей «Учим детей рассказывать»
Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний —...
7 беседа логопеда с родителями. Учим детей рассказывать.
Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний —...
«Учим детей, рассказывать»
Консультация...
Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"
Консультация для родителей детей с ТНР "Учим детей рассказывать"...