Консультация для родителей
консультация по логопедии на тему
Что седует знать о раннем речевом развитии?Как предотвратить речевые нарушения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_sleduet_znat_roditelyam_o_rannem_rechevom_razvitii.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Что следует знать родителям о раннем речевом развитии?
Развитие речи начинается с самого раннего возраста. Раннее речевое развитие родители могут наблюдать с 3-х месячного возраста в ответ на эмоциональное общение с родителями: улыбку!
Раннее речевое развитие выражается в речевых звуках «агу», «аку», когда ребёнок лежит на спинке и корень его язычка под воздействием силы тяжести прилегает cзади, и у малыша получается произносить задненёбные звуки. Это первые речевые реакции ребёнка, выраженные обратными слогами. Это ещё не слова, они не имеют никакого смысла, это просто звуковые реакции на положительные эмоции, и они возможны именно тогда, когда ребенку хорошо, то есть малыш сухой, сытый и у него ничего не болит. Но если у ребёнка нет таких речевых проявлений, родителям надо обратить внимание. Это диагностический момент, который говорит о каких-то несформированностях : могут быть незрелыми клеточки мозга, которые созреют позднее.
Вот как об этом говорится в книге Е.Н. Винарской «Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии».
К 2,5 – 3 месяцам жизни коммуникативно и познавательно опосредованные комфортные состояния внутренней среды становятся потребностью ребёнка, поэтому он снова и снова воспроизводит тот комплекс поведенческих реакций, который, как свидетельствует его опыт, стимулирует мать к эмоциональному общению с ним».
Речь идёт о «комплексе оживления», который выражается при контакте с ребёнком в подёргивании ручками и ножками, поворотами головы, движений глазными яблоками , улыбках и вокализаций , адресованных матери.
Как понятно из приведённой цитаты, взрослый, заинтересованный в хорошем развитии речи своего ребёнка, будет стремиться разговаривать с ним ласковым голосом, то есть голосом средней громкости, доброжелательно, неторопливо, с мягким тембром и мелодичными модуляциями.
Знаменитый лингвист А.Н. Гвоздев характеризовал гуление в отличии от криков как «согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определённые с точки зрения их места образования.
Расцвет гуления падает на 4-6 месяцев жизни. Видимо к этому времени ребёнок полностью усваивает национальную специфику эмоционально-выразительного вокализма родной речи, что и объясняет такой факт: взрослые американцы, датчане и китайцы могут опознать своих соотечественников среди 6-месячных младенцев по издаваемым ими звукам гуления.
Раннее речевое развитие продолжается периодом лепета. Этот период начинается с 6-7 месяцев и длится до 1 года. Различают период раннего лепета 5-6 месяцев и до 9-10 мес. В это время возникают такие эмоциональные выразительные реакции как смех и плач. Эти проявления имеют генетическую связь с криками «удовольствия» и «голода». Интересно, что физиологически эти проявления связаны с различиями количества артериальной крови, протекающей через мозг и насыщенностью крови кислородом, при смехе повышенной, следствием чего становится повышение возбудимости нервных клеток и обогащение ассоциативных процессов».
Лепет выражается в произнесении повторяющихся слогов, типа: ма-ма-ма-ма; ньа-ньа-ньа-ньа.
Ах-ах-ах-ах; мъ-мъ-мъ ; тъа-тъа-тъа и другие. Очень трудно воспроизвести звуковые комплексы, которые производит ребёнок, потому что они могут содержать любые звуки, совсем даже не похожие на звуки русской речи. Вот как об этом пишут учёные:
«…в спонтанном лепете встречаются самые разнообразные типы звучности: восходящей, нисходящей, восходящее-нисходящей (CV, VC, CVC) , а также трудно поддающиеся схематизации. Зашумлённых вокальных сегментов особенно много в начале периода лепета, что и дало основание Р.Якобсону заметить, что лепет начинается с неопределённых звуков, которые ещё не являются ни согласными, ни гласными, или, что тоже самое, являются и тем и другим одновременно».
Раннее речевое развитие продолжается периодом лепетных псевдослов (9-10, 12-14 месяцев). Получая от матери (или ухаживающего взрослого) эмоции и воспринимая взрослую речь, у ребенка в головном мозге фиксируются звукокомплексы и ударные слоги, выделяемые взрослым.
Малыш развивается, благодаря анализу и синтезу тех «образов ситуаций», которые он переживает в контакте со взрослым. У него фиксируются все ощущения в нерасчленённый единый образ, по наблюдениям Клапереда. Подражая матери, которая стимулирует его к этому своими «эмоциональными метками» - обращает внимание на те или иные предметы окружающей действительности. Ребёнок усваивает эти эмоциональные метки предметов вместе с их звуковыми образами. Подражая матери и используя уже доступные ему цепочки лепетных сегментов, он воспроизводит лепетные псевдослова, по форме всё более приближающиеся к звуковой форме слов родного языка. Лепетные цепочки постепенно совершенствуются и становятся разнообразнее: ма-ля, дига-дига-дига, да-да-ля; тё-тя-те; па-на; па-па-на; а-ма-на; ба-ба-на и так далее.
Период позднего мелодического лепета (12-14, 18-20 месяцев). У ребёнка кроме всей предыдущей речевой активности, возникают псевдосинтагмы. «Кратчайший отрезок речи, который мы можем выделять, нисколько не нарушая, и который в данном контексте и в данной ситуации соответствует единому понятию», соответствующему определённой ситуации - таково определение синтагмы. Псевдосинтагмы - звуковые комплексы эмоционально-выразительного поведения, в которое входят наряду с ними взорные и мимические движения, жесты и пантомима. В процессе общения ребёнок пропевает определённые мелодические рисунки, интонируя и выделяя ударные слоги. Это выглядит как бубнёжка или что-то нечленораздельное, но это встроено в поведение мылыша и звучит в ответ на какие–либо инструкции или требования взрослого. Рекомендуется игра "В козу", "Ладушки", "Сорока" и др.
Следует заметить, что ребёнок так успешно развивается, если он слышит собственную речевую продукцию и соотносит её с образцами речи взрослых. Ребёнок должен находиться в тишине или слушать тихую музыку, колыбельные или потешки, когда он бодрствует. Но периоды тишины обязательны. Нельзя кроватку ребёнка ставить рядом с источником звука (громкоговорящим радиоприёмником, например.) Это может надолго сохранить у ребёнка оборонительную мотивацию от внешней среды, и может замедлить формирование коммуникативно-познавательных мотивов раннего развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...