Дидактические игры по формированию речеслуховой памяти
методическая разработка по логопедии на тему
в данном материале описаны игры, направленные на формирование речеслуховой памяти на фонетических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_formirovaniyu_rechesluhovoy_pamyati_na_foneticheskih_zanyatiyah.docx | 14.33 КБ |
Предварительный просмотр:
На этапе постановки звука применяются следующие игры:
- «Ушки на макушке». Логопед называет 5-7 звуков. Ребенку необходимо запомнить и расположить в той же последовательности символические образы звуков.
- Логопед называет цепочку звуков. Ребенок должен прослушать и запомнить, каким по счету был назван изучаемый звук (упражнение проводится с детьми, которые умеют считать).
- Игра «Какой звук исчез?». Логопед проговаривает серию из 5-7 звуков. Ребенок слушает и запоминает названные звуки. Далее логопед еще раз проговаривает серию звуков, но уже изучаемый звук не называется. Учащемуся необходимо определить, какой звук исчез, и соотнести его с оральным и символическим образом звука.
На этапе автоматизации звука в слогах используются следующие игры и задания:
- «Ушки на макушке». Логопед называет 4-6 слогов. Ребенку необходимо прослушать, запомнить и воспроизвести в той же последовательности слоги.
- Логопед называет цепочку слогов. Ребенок должен прослушать и запомнить, каким по счету был назван слог с изучаемым звуком (упражнение проводится с детьми, которые умеют считать).
- Игра «Какой слог исчез?». Логопед проговаривает слоговой ряд из 5-7 слогов. Ребенок слушает и запоминает названные слоги. Далее логопед еще раз проговаривает слоговой ряд, но слог с изучаемым звуком не называется. Учащемуся необходимо определить, какой слог исчез, и назвать его.
- Игра «Ромашка». Для данной игры был подготовлен наглядный материал – цветок ромашка из цветного картона с отклеивающимися лепестками. На лепестках написаны слоги с изучаемым звуком или модели из оральных или символических образов звуков. Ребенку необходимо прочесть слоги, запомнить. Далее логопед отрывает один или два лепестка, а ребенку нужно воспроизвести недостающие слоги.
На этапе автоматизации звука в словах применяются следующие игры и упражнения:
- «Ушки на макушке». Логопед называет 5-7 слов. Ребенку необходимо прослушать, запомнить и воспроизвести слова в той же последовательности (*усложненный вариант – ребенок должен запомнить и воспроизвести слово, где изучаемый звук стоит в начале/середине/конце слова).
- Логопед называет цепочку из 7 слов. Ребенок должен прослушать и запомнить, и сказать, каким по счету было названо слово с изучаемым звуком (упражнение проводится с детьми, которые умеют считать).
- Игра «Какое слово исчезло?» Логопед проговаривает серию из 7 слов. Ребенок слушает и запоминает названные слова. Далее логопед еще раз проговаривает серию слов, но слово с изучаемым звуком не называет. Учащемуся необходимо определить, какое слово исчезло, и назвать его.
- Игра «Ромашка». Для данной игры был подготовлен наглядный материал – цветок ромашка из цветного картона с отклеивающимися лепестками. На лепестках изображены картинки с изучаемым звуком. Ребенку нужно назвать, что изображено на лепестках и запомнить. Далее логопед отрывает один или два лепестка, а ребенку нужно воспроизвести недостающие слова.
- «Палитра слов». Для данной игры было подготовлена таблица (5*5) с изображением картинок, в названии которых содержится изучаемый звук.
Детям необходимо рассмотреть картинки, назвать их. Далее логопед дает задание: назови, что изображено в верхнем ряду (среднем, нижнем ряду, по диагонали, в первом, во втором и т.д. столбце), и запомни. Затем логопед предлагает ребенку повторить за ним предложение. А далее просит назвать то, что было изображено в верхнем ряду.
На этапе автоматизации звука в предложениях и связной речи используются следующие игры и упражнения:
- Логопед зачитывает предложение. Ребенку необходимо прослушать, запомнить и воспроизвести все слова, в которых встречается изучаемый звук.
- Логопед читает рассказ. Ребенок слушает и запоминает слова, в которых встречается изучаемый звук. Далее ему необходимо вспомнить слова и выбрать картинки с данными словами (Усложненный вариант – после того, как ребенок отобрал картинки, логопед зачитывает еще раз рассказ и ребенок раскладывает картинки в той последовательности, в которой они встречаются в тексте).
На этапе дифференциации звуков в слогах используются следующие игры и задания:
- Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных звуков: са-ша-са.
-Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и разных гласных звуков: ла-ро-лу-ры.
- Перед ребенком разложены карточки со слогами, либо написанными, если ребенок умеет читать, либо смоделированные из оральных образов звуков. Перед ним стоит задача: прослушать слоговой ряд, запомнить и выложить карточки в той же последовательности.
На этапе дифференциации звуков в словах применяются следующие упражнения и игры:
- Запоминание и воспроизведение серии слов (4-6 слов) с оппозиционными звуками.
- Логопед зачитывает серию слов с дифференцируемыми звуками. Ребенок слушает, запоминает и повторяет. Далее логопед с ребенком проделывают пальчиковую гимнастику. Затем логопед просит ребенка повторить слова.
- Логопед ставит перед ребенком задачу: прослушай слова, посчитай, сколько слов встретилось со звуком [с], а сколько со звуком [ш]. После того, как ребенок прослушал слова, ему необходимо выложить столько красных кружков сколько слов встретилось со звуком [c] и выложить столько синих, сколько слов встретилось со звуком [ш].
- Перед ребенком лежат предметные картинки. Логопед зачитывает слова, ребенок должен прослушать и запомнить их. Далее ему предлагается отобрать из палитры картинок только те, которые он прослушал и запомнил.
На этапе дифференциации звука в предложениях и связной речи используются следующие игры и задания:
- Логопед зачитывает предложение. Ребенку необходимо прослушать, запомнить и воспроизвести все слова, в которых встречаются дифференцируемые звуки.
- Логопед читает рассказ. Ребенок слушает и запоминает слова, в которых встречается изучаемый звук. Далее ему необходимо вспомнить слова и выбрать картинки с данными словами и разложить их в разные корзинки, например в желтую положить все картинки со звуком [т], а в красную со звуком [д] (*усложненный вариант – после того, как ребенок отобрал картинки, логопед зачитывает еще раз рассказ и ребенок раскладывает картинки в той последовательности, в которой они встречаются в тексте).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА
Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...
Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника
О значимости дидактической игры для развития памяти...
Содержание коррекционной работы формирования речеслуховой памяти в структуре преодоления ОНР
В данном материале описаны основные направления формирования речеслуховой памяти...
Дидактические игры для формирования математической грамотности и развития зрительной памяти
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно через игру они познают мир и развиваются. Дидактические игры, используемые на занятиях, помогают сделать занятие более продуктивным и резу...
Дидактические игры для формирования мышления памяти и внимания у детей с депривацией слуха.
В работе дано описания дидактических игр и особенности развития у детей памяти, внимания и мышления....
Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.
Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...
Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.
Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...