Что нужно знать о заикании.
статья по логопедии на тему

Сальникова Людмила Васильевна

Заикание - болезнь неприятная, с далеко идущими отрицательными последствиями в более старшем возрасте. Поэтому от неё нужно  своевременно избавиться. Нет более подходящего периода для этого, нежели дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nuzhno_znat_o_zaikanii.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Что нужно  знать  о  заикании.

В 2-3 летнем возрасте у ребёнка формируется речь. Иногда  этот  процесс идёт более  быстро, чем обычно и уже к двум годам ребёнок  говорит  вполне  прилично, в других  случаях речь  формируется к  трём-четырём годам.

Несмотря  на  всевозможные  индивидуальные  различия, всех детей  этого  возраста  объединяет то, что речевой  аппарат у них  ещё не окреп, он  претерпевает изменения под влиянием  самых  незначительных причин. Лай собаки, громкий звук, большая речевая нагрузка-это и многое другое могут нарушить речь. Чаще всего результатом неблагоприятных воздействий  бывает заикание.

У одних речь начинает изобиловать вставными звуками или слогами (а,и,ну), а также паузами, незаконченными фразами. Другие дети сразу начинают повторять слоги (па-па-пароход), или звуки в слове (ппп-пойдём). Появление   в речи ребёнка  вставных  звуков , слов, повторение слогов или звуков в слове должно  насторожить  родителей. Ведь в дальнейшем  заикание может  приобрести стойкий  характер. Может оно также периодически ослабевать и снова  усиливаться  под  влиянием неправильного  режима жизни, семейных конфликтов, свидетелем   которых  становится  ребенок, страха  перед  наказанием, перенасыщения  впечатлениями, частых болезней, нервных потрясений и других  неблагоприятных  условий  жизни. Как только вы  заметите, что у ребёнка  возникают затруднения  в построении фразы, сразу же перестаньте  читать  ему, рассказывать сказки, учить с ним  стихи, не давайте  слушать  радио, смотреть телепередачи, не водите ребёнка  в кино, цирк, гости. Необходимо временно как бы приостановить развитие  ребёнка. Кроме того, при первых же признаках заикания установите для ребёнка  своеобразный  режим молчания не побуждайте его к разговору, не обращайтесь к нему с вопросами, особенно  касающимися  прошедших  событий. Не спрашивайте, например, придя вечером с работы, что он ел днём, чем занимался, с кем гулял. А если он сам захочет что-то рассказать вам, тактично  уйдите от разговора или, если он будет настаивать, предложите говорить

шёпотом-в том случае заикание обычно не проявляется. Но это не значит, что вы  не должны говорить с ним. Нужно только особое внимание обратить на свою речь. Фразы должны быть короткими, отделёнными друг от друга заметными паузами, чтобы ребёнок мог  вникнуть  в смысл каждой из них. Спустя какое-то время разрешите помогать вам закончить фразу:

- Откроем... - говорите вы, а он заканчивает  

- кран

Если он произносит слова без запинок, начинайте задавать такие вопросы, на которые можно ответить одним  словом. Чтобы ребёнку было интересно, постарайтесь облечь разговор в форму игры. Если вы воспользуетесь этими рекомендациями, как только заметите, что у ребёнка возникли запинки в речи, через некоторое время она, по всей  вероятности, нормализуется. Однако это не значит, что можно успокоиться. Говоря с ребёнком, продолжайте следить за своей и его речью. Если же заикание не поддаётся устранению этими методами, необходимо обязательно обратиться к логопеду, а также проконсультировать ребёнка у психоневролога или невропатолога. Заикание - болезнь неприятная, с далеко

идущими отрицательными последствиями в более старшем возрасте. Поэтому от неё нужно  своевременно избавиться. Нет более подходящего периода для этого, нежели дошкольный возраст.