Проект "Осень"
проект по логопедии (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 2092 имени И.Н. Кожедуба
Дошкольное подразделение «Поколение» по адресу:
109559, г. Москва, ул. Маршала Кожедуба, д.16, к.2
тел.: (495)658-72-84;факс 658-84-84
e-mail: doy1417@bk.ru
Паспорт творчески –
познавательного проекта для детей младшего дошкольного возраста
«Осень»
Авторы проекта:
Иматшоева Нигина Мусофировна,
воспитатель второй
квалификационной категории
Рузанова Лилия Алиевна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Саполнова Елена Владимировна,
музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории
Москва 2014
1. Название проекта «Осень».
2. Вид проекта: познавательный, творческий.
3. Продолжительность: долгосрочный (с сентября по ноябрь 2014 г.).
4. Участники проекта: воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, дети, родители.
5. Цель проекта:
- создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе разработки образовательного проекта;
- формировать представление детей младшего дошкольного возраста об осени;
- развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;
- повышать эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании ребенка.
6. Актуальность проекта
Это проект помогает развивать образность речи детей, понимание значений образных слов и выражений, добиваться хорошего запоминания стихов, воспитывать интерес к поэзии, желание запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественной интонацией. А также обогащать словарь детей новыми словами; способствовать усвоению ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе; закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков; совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Новая получаемая информация предоставляет прекрасный материал для развития активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения по признакам, установления взаимосвязей, высказывания суждений.
7. Образовательные области:
∙ Познание;
∙ Социализация;
∙ Музыка;
∙ Художественное слово;
∙ Коммуникация;
∙ Художественное творчество.
8. Задачи образовательных областей:
∙ Расширить кругозор детей на примере произведений А. Барто «Наступили холода», А. Плещеева «Миновало лето»;
∙ Воспитывать интерес к художественной литературе;
∙ Развивать чувство такта, ритмичных движений, голосоведения, музыкального слуха;
∙ Развивать способность к целостному восприятию произведения;
∙ Учить детей понимать и оценивать образное содержание и идею произведения; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;
∙ Учить понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты.
Список литературы:
1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей. – М.: Баласс, 2001
2. Гербова.В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей. - М.: Просвещение, 2000.
3. Дьяченко В.Ю. Развитие речи. Тематическое планирование занятий.- Волгоград: Учитель, 2008.
4. Петрова Т.И, Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников: программа «Я – Человек».- Книга 1: младшая и средняя группы. – М.: Школьная пресса, 2004.
5. Картинки с изображением овощей, фруктов, осени.
Тема | Цели | Пути достижения цели | Оснащение | Преемствен ность: детский сад – семья в проектной деятельности |
1.»Ходит осень по дорожке» | - учить детей отвечать на вопросы; с помощью педагога пересказывать небольшие рассказы; - развивать умение употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительными; образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно-ласкательную форму существительных; - воспитывать интерес к занятию. | - слушание стихотворения «Скучная картина…» А.Плещеева и музыкального сопровождения к нему «Времена года» П.И.Чайковского; - дидактическая игра «Расскажи про осень», « Измени слово»; - рассматривание иллюстрации об осени | - иллюстрации об осени; - аудиокассета с записью произведения Чайковского П.И. | - рассматривание картин-пейзажей с изображением осенней природы |
2. Будем учиться заваривать чай | - показать и назвать действия, которые дети смогут перенести в игровую ситуацию; рассказать о назначении предметов (сахарница, молочник); - расширять и активизировать словарь детей; - воспитывать умение отвечать на вопросы | - рассматривание чайной посуды; - обследование заварки; - показ алгоритма действия заваривания чая педагогом; - игра «К нам гости пришли»; - психологический этюд «Горячий чай». | - чайный сервиз; - пачка чая, чайные пакетики; - скатерть, салфетки | - наблюдение за тем, как мама заваривает чай |
3. Составление описательного рассказа «Фрукты» | - познакомить детей с обобщающим словом «фрукты»; учить образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными; - воспитывать умение внимательно слушать рассказы других детей. | - артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке»; - д/и «Да-нет», «Что растет в саду»; - загадки о фруктах | - набор фруктов (муляжи); - фланелеграф; - картинки к дидактической игре | - разучивание загадок о фруктах |
4. Беседа по картинке из серии «Времена года» | - помочь детям понять содержание картины; - развивать умение отвечать на вопросы по содержанию; - воспитывать интерес к окружающему | - беседа по содержанию картины; - психогимнастика «Осенние звуки»; - загадка об осени; - чистоговорка на закрепление звука «ш» | - картинка «Времена года» | - чтение произведений об осени |
5. Составление описательного рассказа «Овощи» | - познакомить детей с обобщающим словом «овощи»; - учить образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными; - формировать умение отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ | - д/и «Узнай овощ по описанию»; - рассматривание овощей; - д/и «Чудесный мешочек»; - физкультминутка д/и «Узнай овощ по вкусу и форме»; | - набор овощей (муляжи) | -разучивание загадок об овощах |
6. Заучивание стихотворения В.Мирович «Листопад» | - учить выразительно рассказывать наизусть стихотворение; - формировать умение подбирать определение к заданному слову; - воспитывать умение выражать свои впечатления в рисунках и движениях | - беседа об осенних звуках во время листопада; слушание музыки «Звуки окружающего мира»; - д/и «Подбери слово» (прилагательные, глаголы); - чтение стихотворения В.Мирович, вопросы по содержанию; - психоэтюд «Листопад»; рисованию по эмоциональному восприятию | - букет из осенних листьев; - краски, листы бумаги, кисти; - аудиозапись «Звуки окружающего мира» | - совместные работы из осенних листьев; - прогулки в осенний парк |
7. Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, чистоговорки) | - продолжать знакомить детей с содержанием потешек; - формировать умение рассказывать потешки выразительно, ритмично; - воспитывать интерес к устному народному творчеству. | - рассматривание иллюстраций с разными природными явлениями (дождь, ветер, тучи) и беседа о явлениях природы; - чтение загадок, потешек; - заучивание потешки о дождике; - психоэтюды «Дождик», «Ветер», «Туча» (рисование руками в воздухе) | - иллюстрации с различными природными явлениями | - заучивание примет об осени. |
8. Чтение стихотворений А.Барто «наступили холода», А.Плещеева «Миновало лето» | - учить детей эмоционально воспринимать стихотворения и понимать содержание поэтических тактов; чувствовать ритм стихотворной речи; - развивать умение выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях; - воспитывать любовь к поэзии, природе | - беседа об осени; - рассматривание иллюстраций; - чтение стихотворения А.Барто; - вопросы по содержанию; - физкультминутка «Дождик льёт»; - психологический этюд «Холодно – тепло»; - чтение стихотворения А.Плещеева; - вопросы по содержанию; - итоговая беседа | - иллюстрации об осени | - чтение произведений и рассматривание картин об осени |
9. Обобщающие слова: овощи, фрукты (повторение) | - закрепить понятия «овощи» и «фрукты»; употреблять в речи прилагательные; - формировать умение группировать овощи и фрукты; - воспитывать быстроту реакции на слово педагога, выдержку | - рассматривание овощей и фруктов, загадки; - физкультминутка «Апельсин»; - д/и «Чудесный мешочек», «Собери урожай» | - две корзинки; - овощи, фрукты; - колокольчик; - «чудесный мешочек»; - салфетки | - разучивание загадок о фруктах и овощах |
10. рассказывание произведения Н. Калининой «В лесу» (отрывок) | - учить детей слушать произведение, не отвлекаясь, понимая смысл; - развивать умение участвовать в инсценировке; - воспитывать навыки пересказа | - беседа о лесе; - выразительное чтение рассказа; вопросы по содержанию; - д/и «Скажи правильно»; - физкультминутка «Ветер»; - повторное чтение; - упражнения с элементами театрализации | - прогулка по лесу или в парке в выходные дни | |
11. Рассказывание по картине из серии «Как мы провели лето» | - помочь детям понять содержание картины; - формировать навыки объяснительной речи; - воспитывать интерес к занятиям | - стихотворение А. Плещеева «Осень», загадки; - рассматривание картины, вопросы; - психологический этюд «Листопад»; - беседа из личного опыта (прогулка с родителями по лесу) | - картина из книги «Как мы провожали осень» (серия для самых маленьких) | - чтение стихотворений, рассказов, загадок об осени |