НОД по звукопроизношению "Звук [З]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытой непосредственно- образовательной деятельности по развитию звукопроизношения в логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: «Звук [з]». Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с.Терновка» Третьяченко Н.В. |
Цель занятия: закрепить навык чёткого произнесения звука [з] в слогах, в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
-познакомить детей со звуком [з] с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
-учить детей давать характеристику звука;
-упражнять в определении наличия- отсутствия звука [з] в словах, в определении позиции звука в словах;
-автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематическое восприятие;
-развивать высшие психические функции: память, зрительное и слуховое внимание, мышление;
-развивать абстрактно-логическое мышление посредством загадок;
-совершенствовать грамматический строй речи (учить строить правильные простые предложения);
-развивать двигательную активность детей, общую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе деятельности;
-воспитывать навыки аккуратности и самостоятельности;
-воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, не перебивая их.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинка для звукоподражания; предметные картинки со звуком [з] (зарядка, звезда, глаза, змея, замок, зайцы); разноцветные неваляшки; предметные картинки без звука [з] (цыпленок, собака); предметные картинки для проведения физминутки (зайцы, козы, замочки);дидактическое пособие «Веселый паровозик», шкатулка с игрушками (зайчик, змея, замочек, зебра, коза, звезда, кузнечик).
Раздаточный материал: зеркала, звуковые решетки, кораблики, сюжетная картинка «Зайчик», треугольники разных размеров.
Ход образовательной деятельности:
I.Орг. момент: повторение темы предшествующего занятия и называние детьми слов на звук [н].
II. Объявление темы:
1.Загадывание загадки.
Логопед: Ребята! Отгадайте загадку:
Нос долог, голос звонок,
Летит – пищит, сядет – замолчит.
О ком эта загадка? ( Ответы детей).
Какой звук он издает при полете?
Дети: Звук з-з-з-з-з-з-з!
Логопед: Правильно, молодцы!
2.Артикуляция звука (Губы улыбаются, зубы «заборчиком» со щелью, язычок – горкой и упирается кончиком в нижние зубки).
3.Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий).
4.Игра «Поймай комарика»- выделение детьми на слух звука [з] в звуковых и слоговых цепочках.
Звуки: с, з, ц, с, з, ч, ц, з, с, з, щ и т.д.
Слоги: со, зу, за, сы, ца, чу,зо, сы, зы, цо, зу и т.д.
5.Дид. игра «Четвертое лишнее». Дети выбирают из ряда слов лишнее слово (без звука [з]).
Замок, змея, собака, зонт.
Зарядка, цыпленок, глаза, звезда.
6.Упражнение «Звуковой кораблик»- определение позиции звука [з] в словах (в начале, в середине или в конце).
III.Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Давайте хлопнем столько раз,
Сколько козочек у нас.
Теперь присядем столько раз,
Сколько зайчиков у нас.
Сколько видим мы замочков –
Столько делаем прыжочков.
IV.Закрепление произношения звука [з] в словах:
1.Дид.игра «Веселый паровозик». Деление слов со звуком [з] на слоги.
Дети называют картинки, выставленные на доске. В зависимости от количества слогов, расставляют картинки по вагончикам паровозика.
2.Игра «Волшебный сундучок». Отгадывание детьми предметов со звуком [з] по описанию.
Совсем как огуречик, зелененький он был. (Кузнечик)
Мама козленка. (Коза)
Полосатая лошадка. (Зебра)
Серенький пушистый трусишка с длинными ушами. (Зайчик)
Она может быть и на небе, и на верхушке елки. (Звезда)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Длинная,извивается. Ядовитой называется. (Змея)
V. Закрепление звука в предложениях.
Дид.игра «Незнайкины предложения» ( преобразование деформированной фразы). Дети составляют грамматически правильные простые предложения из слов со звуком [з].
Язык показывает Незнайку. (Незнайка показывает язык)
Глаза закрыли Лизу. (Лиза закрыла глаза)
У зубов заболела Зоя. (У Зои заболели зубы)
Газон зацвел на незабудках. (Незабудки зацвели на газоне)
Ваза завяла в хризантеме. (Хризантема завяла в вазе)
VI. Аппликация «Зайчик» (индивидуальная работа).
VII. Итог занятия.
Логопед: Ребята! Какой звук издает комар при полете? (Ответы детей).
Правильно! Сегодня мы познакомились со звуком [з].
Где находится кончик язычка при произнесении звука [з]? (Ответы детей).
Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий).
Назовите слова со звуком [з]. (Ответы детей).
VIII. Оценка работы детей.