Мониторинг общего и речевого развития детей группы коррекционной направленности. Разработано в соответствии с ФГОС ДО
презентация по теме
Мониторинг разработан в соответствии с ФГОС ДО.
наглядно -дидактический материал:
1. Методический комплект Н. В. Нищевой.
2. Пособие по обследованию речи дошкольников с ЗПР/ И.Д. Коненкова.
3. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М. Быховская; Н.А.Казова.
4. С.Ю Кондратьева; И.Н Лебедева «Карта развития дошкольника с ЗПР» Санкт - Петербург
Специальная и методическая литература.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С.Комаровой; М.А Васильевой 2014 год.
2. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет). Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Н.В. Нищева 2014 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015_god.docx | 74.31 КБ |
мониторинг | 304.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка»
г. Феодосии Республики Крым
Разработано
в соответствии
с ФГОС ДО
Утверждаю
Заведующий «Детский сад №23 «Улыбка»
________________Л.А. Шило
Приказ № _____________от
МОНИТОРИНГ
ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ГРУППЫ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
МБДОУ
«Детский сад №23 «Улыбка»
г. Феодосия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В целях оказания коррекционно – развивающей помощи дошкольникам с задержкой психического развития, поступающих в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать.
Задача мониторинга: выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми. Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет в группах коррекционной направленности и составить коррекционную программу с учётом особенностей ребёнка и разработать рекомендации родителям.
Мониторинг состоит из 5 - ти образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (мониторинг по физическому развитию проводит инструктор по физической культуре).
Методика мониторинга представляет цели, методы, исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель – логопед и воспитатели коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития по всем образовательным областям в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом.
Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между взрослым и ребёнком. Используются различные формы поощрения. При первых проявлениях усталости у ребёнка обследование переносится на следующий день. На каждое исследование затрачивается 5 – 10 минут (ребёнку 4 года); 10 - 15 минут (ребёнку 5 – 6 лет); 15 - 20 минут (ребёнку 7- 8 лет).
В качестве наглядно – дидактического обеспечения используются:
- Методический комплект Н. В. Нищевой.
- Пособие по обследованию речи дошкольников с ЗПР/ И.Д. Коненкова.
- Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М. Быховская; Н.А.Казова.
- С.Ю Кондратьева; И.Н Лебедева «Карта развития дошкольника с ЗПР» Санкт - Петербург
Специальная и методическая литература.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С.Комаровой; М.А Васильевой 2014 год.
- Примерная адаптированная коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет). Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Н.В. Нищева 2014 год
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
Учебный год _____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
МБДОУ __________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Группа ___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Количество детей__________________________________________________________________________________
Учитель – логопед __________________________________________________________________________________
Воспитатели _______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
I ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Социально – коммуникативное развитие»
№ | Фамилия, имя ребёнка | Анамнез и раннее психомоторное и речевое развитие | В обществе | самообслуживание | ОБЖД | Итоговое количество баллов | |||||||
Сентябрь | С | М | С | М | С | М | С | Май | |||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 |
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям I области – 20 баллов
Анамнез и раннее психомоторное и речевое развитие Критерии оценивания 5 баллов – Анамнез без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме или опережает её. 4 балла – в анамнезе имеются одно повреждающие воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастное нормы. 3 балла - в анамнезе имеются два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастное нормы. 2 балла - в анамнезе имеются повреждающие воздействия (токсикоз, стимуляция родов, кесарево сечение и др.), а также неврологические и психопатологические синдромы (перинатальная энцефалопатия, ММД, задержка моторного развития и др.) Отмечены хронические соматические заболевания сердечно – сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. отмечается задержка психофизического и речевого развития. 1 балл – в анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного и спинного мозга, тяжёлые асфиксии, нейроинфекции и пр.) отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития. | «Социально – коммуникативное развитие» Критерии оценивания 5 баллов – ребёнок общительный, легко входит в контакт, использует адекватные способы привлечения внимания. Речь понимает в полном объёме, умеет слушать, ответы на вопросы развёрнутые. Доброжелательный, спокойный, активный. Охотно играет со сверстниками. Любит различные игры. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности. Умеет задавать вопросы в ходе диалога. Эмоционально стабилен. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту. 4 балла - ребёнок достаточно контактен, однако в общении участвует по инициативе других, речь понимает в полном объёме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть недостаточно развёрнутыми, испытывает некоторые затруднения при формулировании вопросов. Играет со сверстниками. Навыки самообслуживания в стадии формирования. 3 балла - Ребёнок общительный, не всегда использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, иногда бывает конфликтным и плаксивым. Играет со сверстниками, но иногда требуется дополнительная стимуляция для вовлечения в игру. Предпочитает подвижные или дидактические игры. Проявляет познавательный интерес к отдельным видам деятельности. Преобладает эмоциональная стабильность. 2 балла- ребёнок самостоятельно не общается, требуется стимуляция. Общение избирательное. Характер общения: безразличен, негативен или навязчив. Конфликтный, шумный. Часто бросает начатое, не доводя его до конца. Любыми средствами стремится к лидерству или, наоборот, безропотно подчиняется. Часто жалуется, что его кто – то обижает. Предпочитает подвижные игры с простым сюжетом. Речевая активность в играх недостаточная. Двигательная активность в играх повышенная или, наоборот, пониженная. Познавательный интерес снижен. Импульсивен. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме. 1 балл – Отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Игровые и межличностные предпочтения отсутствуют. Часто наблюдается неадекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций. Познавательный интерес к чему – либо не проявляет. Навыками самообслуживания не владеет. |
II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Познавательное развитие»
А) СОСТОЯНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
№ | Фамилия, имя ребёнка | Слуховое внимание | Зрительное восприятие | Зрительно - пространственный гнозис и праксис | Итоговое количество баллов | ||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 |
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II области – 15 баллов
Слуховое внимание Критерии оценивания 5 баллов – Ребёнок уверенно дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука, воспринимает и воспроизводит ритм в соответствии с возрастными нормативами и с опережением возрастных нормативов. 4 балла – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе. 3 балла - задание выполняется в замедленном темпе. Дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Затрудняется при восприятии и воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм воспроизводит. 2 балла - ребёнок все задания выполняет неуверенно, ошибается. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов. 1 балл – Задания не выполняет совсем. | Зрительное восприятие Критерии оценивания 5 баллов – ребёнок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы. 4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе. 3 балла - ребёнок соотносит цвета. Затрудняется пи определении предмета нужного цвета или геометрической формы. 2 балла – ребёнок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы. 1 балл – Задания не выполняет совсем. | Зрительно - пространственный гнозис и праксис Критерии оценивания 5 баллов – Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти. 4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе. 3 балла – Ребёнок неуверенно ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется помощь. 2 балла – Ребёнок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти. 1 балл – задание не выполняет совсем. |
II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Познавательное развитие» Б) СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
№ | Фамилия, имя ребёнка | ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Итоговое количество баллов | |||||||||||||||||||||||
матрёшка | пирамидка | Рамки Монтессори | «Чего не стало?» | Кубики (картинки) | Классификация «16 фигур» | «4 ый лишний»: обобщающие понятия | Серия сюжетных картин | Нелепица | ||||||||||||||||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | |||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||
10 |
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II области – 4 года (20 баллов); 5 лет (35 баллов); 6 лет (45 баллов)
5 баллов - справился самостоятельно. 4 балла - справился с помощью. 3 балла – справился после обучения. 2 балла – совмещённые действия. 1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности.
II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.
«Познавательное развитие»
В) ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
№ | Фамилия, имя ребёнка | Величина форма | Количественный счёт | Порядковый счёт | Сравнение множеств | Состав числа | Обратный счёт | Знание цифр | Решение и составление задач | Ориентировка на плоскости | Итог | ||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 |
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II области – (45 баллов)
5 баллов - выполняет задания самостоятельно.
4 балла - выполняет задания с помощью.
3 балла – выполнил задание после обучения.
2 балла – совмещённые действия.
1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности.
II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Познавательное развитие»
Г) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ. ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
№ | Фамилия, имя ребёнка | Представления об окружающем | Времена года | Части суток | Дни недели | Месяцы года | Итог | ||||||
сентябрь | май | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям II области – (25 баллов)
Критерии оценивания. Временные представления
5 баллов - выполняет задания самостоятельно.
4 балла - выполняет задания с помощью.
3 балла – выполнил задание после обучения.
2 балла – задания выполняет с многочисленными ошибками, даже после обучения. Некоторые задания недоступны.
1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности
Критерии оценивания. Представления об окружающем
5 баллов – вопрос понимает верно, отвечает самостоятельно на вопрос. Умеет вести диалог. Представления об окружающем сформированы по возрасту.
4 балла - вопрос понимает верно, отвечает на вопрос, хотя ответы недостаточно развёрнутые. Испытывает затруднения при диалоге. Представления об окружающем сформированы недостаточно.
3 балла – не всегда понимает вопрос, отсутствует дистанция при общении со взрослыми, перебивает собеседника. Ответ с опорой на наглядность. Диалог в стадии формирования. Требуется помощь и побуждение. Представления об окружающем не соответствуют возрастным нормам.
2 балла – ребёнок малоактивен и малоразговорчив, вопрос понимает плохо. Не умеет вести диалог. Ответы односложные или вообще не отвечает, не может сформулировать вопрос. Скован во время общения со взрослым. Представления об окружающем не сформированы.
1 балл – в контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм. Вопрос не понимает. Диалог отсутствует.
III ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Речевое развитие»
№ | Фамилия, имя ребёнка | Произносительная сторона речи | Фонематические процессы | Импрессивная речь | Экспрессивная речь | Итоговое количество баллов | |||||||||||||||||||||||||
Анатомия | Звукопроизношение | Дыхание и голос | Просодика | Фонематическое восприятие | Фонематический анализ и синтез | Звукослоговая структура слова | Пассивный словарь | Понимания форм словоизменения | Понимания предложений и связной речи | Общая характеристика | Активный словарь | Грамматический строй речи | Связная речь | ||||||||||||||||||
C | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям III области – 70 баллов
Критерии оценивания произносительной стороны речи Исследования анатомического строения артикуляционного аппарата 5 баллов – патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует. 4 балла – имеется одно нарушение, не влияющие на двигательную способность органов артикуляции (прогнатия, прогения, высокое узкое твёрдое нёбо, редкие кривые зубы, очень крупные зубы, отсутствие зубов) 3 балла – имеются 2 и более нарушений, не влияющие на двигательную способность органов артикуляции. 2 балла – имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляции (расщелины верхней губы, открытый боковой, открытый передний и перекрёстный прикусы, укороченная подъязычная связка и др.). 1 балл – имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата (расщелина твёрдого нёба, отсутствие маленького язычка) Критерии оценивания произносительной стороны речи Исследование состояния звукопроизношения 5 баллов – все звуки произносятся правильно. 4 балла – 1- 2 звука недостаточно автоматизированы. 3 балла – нарушено произношение одной группы звуков, но не более пяти звуков. 2 балла - нарушено произношение двух – трёх групп звуков, но не более десяти звуков. 1 балл – нарушено произношение более 10 звуков. | Критерии оценивания произносительной стороны речи Исследование состояния дыхательной и голосовой функции 5 баллов – нарушений со стороны дыхательной и голосовой функции отсутствуют. 4 балла – тип физиологического дыхания: смешанный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха несколько снижена: 3 слова – 4 года, 4 слова – 5 лет, 5 слов – 6 лет. 6 слов – 7 лет. Голос нормальный, модулированный. 3 балла – Тип физиологического дыхания: верхнеключичное (поверхностное). Объём дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха- 2 слова – 4 года, 3 слова – 5 лет, 4 слова 6 лет, 3 слова – 7 лет. Голос тихий или громкий, маломодулированный. 2 балла - Тип физиологического дыхания: верхнеключичное (поверхностное). Объём дыхания недостаточный. Речевое дыхание не сформировано Голос тихий или громкий, маломодулированный. 1 балл – грубые нарушения физиологичекого и речевого дыхания и голоса. Критерии оценивания произносительной стороны речи Исследование состояния просодики 5 баллов – темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой и эмоциональной интонации (4 года – повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть; 5 – 7 лет - ….+ удивление, испуг) 4 балла – темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке, испытывает незначительные трудности при использовании некоторых видов эмоциональной интонации. 3 балла – Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нарушена. В речи преобладает повествовательная интонация. 2 балла – темп речи ускоренный или замедленный, отмечаются элементы дисритмии. Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует. 1 балл – грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная. |
Критерии оценивания фонематического восприятия 5 баллов – все задания выполнены правильно 4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения пар (рядов) слогов. 3 балла - задания выполняются в замедленном темпе, большинство заданий воспроизводятся неточно. 2 балла – большинство заданий выполняется после повторных проговариваний. 1 балл – задания не выполняет. Критерии оценивания состояния фонематического анализа и синтеза 5 баллов – задания выполняет правильно. 4 балла – в основном все задания выполняет правильно, иногда ошибается. 3 балла – задания выполняет с ошибками, темп выполнения замедлен. 2 балла – при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна, даже после разбора образца. 1 балл – задания не выполняет совсем. Критерии оценивания состояния звукослоговой структуры слов 5 баллов - все слова (фразы) воспроизводятся правильно. 4 балла – в основном все слова (фразы) воспроизводятся точно, темп несколько снижен, запинки. 3 балла –слова (фразы) воспроизводятся в замедленном темпе, 1 -2 слова (фразы) с искажением слоговой структуры. 2 балла – многочисленные искажения слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала. 1 балл - задания не выполняет. Отказ от деятельности. | Критерии оценивания (пассивный словарь, понимания предложений и связной речи)
5 баллов – объём пассивного словаря соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки. Хорошо понимает вопрос, показывает соответствующие картинки 4 балла – объём пассивного словаря приближён к возрастной норме. В обобщении встречаются единичные ошибки. Понимает содержание знакомой сказки, возможны незначительные неточности. 3 балла – объём пассивного словаря ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. С помощью ориентируется в содержании знакомой сказки. Не всегда понимает вопрос, требуется повторить вопрос. 2 балла – объём пассивного словаря резко ограничен. Владеет отдельными простейшими обобщениями. С трудом ориентируется в содержании знакомой сказки. Вопрос понимает плохо, даже после повторений. 1 балл – задания не выполняет. Критерии оценивания импрессивной речи (понимания форм словоизменения) 5 баллов – хорошо понимает различные формы словоизменения 4 баллов – единичные ошибки в понимании. 3 балла – задания выполняет с помощью. 2 балла – понимает только простые формы словоизменения, требуется значительная помощь, многие задания недоступны. 1балл – невыполнение
|
Критерии оценивания экспрессивной стороны речи Общая характеристика речи. 5 баллов- речь ребёнка понятная, чёткая, интонированная, связная, грамматический строй соответствует возрасту, звукослоговая структура слов не нарушена. 4 балла – Разборчивость речи несколько снижена, возможны незначительные нарушения грамматического строя или звукослоговой структуры сложных слов. 3 балла – Речь невнятная, смазанная, монотонная, возможны нарушения темпа, ритма, дыхания, голоса. Фразовая речь с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Затрудняется распространять простые и строить сложные предложения. 2 балла – Разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Состоит из простой фразы из 2-3 слов. Простые конструкции предложений. Высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. 1 балл – Речь понятна только близким. Фраза отсутствует. Ребёнок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями. Критерии оценивания. Активный словарь. 5 баллов - Словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) соответствует возрастной норме. 4 балла – словарный запас в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 балла – словарный запас ниже возрастной нормы. Преобладает номинативный и предикативный словарь. Неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов. Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка). 2 балла – словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы. Ограничен предикативный и атрибутивный словарь. Не знает названия основных цветов, форм размеров, частей предметов. Большинство заданий не выполняет. 1 балл – словарный запас резко ограничен. Может использовать номинативный словарь, в пределах обихода. Предикативный почти отсутствует. | Критерии оценивания. Грамматический строй речи. 5 баллов – грамматический строй речи сформирован по возрасту. Ребёнок правильно выполняет задания по словоизменению и словообразованию. 4 балла – грамматический строй речи сформирован в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 балла – грамматический строй речи сформирован недостаточно. Правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных. Пропускает и заменяет предлоги. Ошибки в ударениях и падежных окончаниях. 2 балла – грамматический строй речи не сформирован. Смешение падежных форм, употребление существительных в И.п., а глаголов в инфинитиве; отсутствует согласование (прилагательное + существительное; числительное +существительное); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода, глаголов, в изменении имён существительных по числам. Не владеет навыком словообразования. 1 балл - фразовая речь отсутствует. Использует однословные слова – предложения. Задания недоступны. Критерии оценивания. Связная речь. 5 баллов - связная речь соответствует возрастной норме. Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико – грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, рассказ соответствует изображённой ситуации. Соблюдены грамматические нормы языка. 4 балла - связная речь в пределах возрастной нормы. Пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов. Недостаточная развёрнутость высказывания. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет. Рассказ соответствует изображённой ситуации. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности воспроизведения. Допускает ошибки в грамматическом оформлении, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса. 3 балла – связная речь требует дальнейшего развития. Пересказ составлен с помощью. Отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, отмечается аграмматизм. Серию сюжетных картин раскладывает с ошибками. 2 балла – связная речь в стадии формирования. Пересказ составлен по вопросам, ответы односложные. Связность высказывания нарушена. Аграмматизм. Соскальзывание на побочные темы. Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам. Рассказ представляет собой перечисление предметов, изображённых на картинках. 1 балл – связная речь не сформирована. Пересказ и рассказ даже по вопросам не доступен. Неадекватные ответы. Серию картинок не раскладывает. |
IV ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.
«Художественно – эстетическое развитие»
Фамилия, имя ребёнка | Лепка | Аппликация | Рисование | Конструирование | Музыкальное воспитание | Итоговое количество баллов | |||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 |
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям IVобласти – 25 баллов
Критерии оценивания художественно – эстетического развития (лепка, аппликация, конструирование, рисование)
5 баллов – выполняет задания самостоятельно. Использует изученные приёмы. Правильно передаёт форму и пропорции предметов. Уровень развития рисунка сформирован по возрасту. Умеет пользоваться карандашом, кистью, ножницами. Умеет действовать на основе инструкций. Леворукость отсутствует.
4 балла – выполняет задания с помощью. Испытывает незначительные трудности в использовании изученных приёмов, передаёт форму и пропорции предметов. Уровень развития рисунка приближён к норме. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом, кистью, ножницами недостаточно развиты.
3 балла – выполняет задания после обучения. Уровень развития художественно – эстетической деятельности не соответствует возрастной норме. Навыки работы с карандашом, кистью, ножницами развиты слабо.
2 балла – совмещённые действия. Не умеет держать карандаш, кисть, ножницы. Не передаёт форму предметов.
1 балл – задания не выполняет совсем. Отказ от деятельности.
V ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Физическое развитие»
МОТОРИКА
№ | Фамилия, имя ребёнка | Общая моторика | Мелкая моторика | Артикуляционная моторика и мимическая мускулатура | Графо – моторные навыки | Итоговое количество баллов | |||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 |
Максимальное количество баллов по оцениваемым показателям Vобласти – 20 баллов
Общая моторика Критерии оценивания 5 баллов – ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный. 4 балла – ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость несколько снижена, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. 3 балла – ребёнок движения выполняет не в полном объёме, требуется помощь. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. 2 балла – Для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение. Некоторые движения не удаются. 1 балл – невыполнение, отказ от деятельности. . Мелкая моторика и графо – моторные навыки Критерии оценивания 5 баллов - ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Умеет действовать на основе инструкции. 4 балла - ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость несколько снижена, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом недостаточно развиты. 3 балла - ребёнок движения выполняет не в полном объёме, требуется помощь. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Навыки работы с карандашом развиты слабо. 2 балла - Для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение. Некоторые движения не удаются. Не умеет держать карандаш. Не умеет действовать на основе инструкции. 1 балл – задание не выполняет совсем. | Артикуляционная моторика. Мимическая мускулатура. Критерии оценивания 5 баллов - ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный. Синкинезии отсутствуют. Мышечные тонус в норме. Может длительно удерживать язык, губы в заданном положении. Гиперсаливация отсутствует. 4 балла – ребёнок движения выполняет, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены. Синкинезии отсутствуют. 3 балла - ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный. Темп выполнения и переключаемость снижены. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус слегка понижен или повышен. Длительно удерживать язык, губы в заданном положении затрудняется. Гиперкинезы отсутствуют. Гиперсаливация не наблюдается. 2 балла – ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые неточные. Темп замедленный или быстрый. При переключении с одного движения на другое наблюдается длительный поиск позы. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии и гиперкинезы. Наблюдается гиперсаливация. Быстрая истощаемость. 1 балл - Движения не выполнят совсем |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНО- ГРУППОВОГО МОНИТОРИНГА
№ | Фамилия, имя ребёнка | I образовательная область 20 баллов | II Образовательная область 150 баллов | III образовательная область 70 баллов | IV образовательная область 25 баллов | V образовательная область | Итоговое количество баллов | Уровень общего и речевого развития |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 |
Максимальное количество баллов по всем оцениваемым показателям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам мониторинга учитель – логопед и воспитатели, определяют уровень общего и речевого развития по данной формуле:
Уровень общего и речевого развития = Итоговая сумма балов/ максимальное количество баллов х 100%
Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребёнка:
Высокий уровень 80-100%. Средне – высокий – 71 -79% Средний уровень -50 -70% Низкий уровень – 49% и ниже
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПОДГРУПП ДЕТЕЙ С УЧИТЕЛЕМ – ЛОГОПЕДОМ, ВОСПИТАТЕЛЕМ ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА
дата__________________________________________________
№ | Низкий уровень | № | Средний уровень | № | Средне – высокий уровень | № | Высокий уровень |
1 | 1 | 1 | 1 | ||||
2 | 2 | 2 | 2 | ||||
3 | 3 | 3 | 3 | ||||
4 | 4 | 4 | 4 | ||||
5 | 5 | 5 | 5 | ||||
6 | 6 | 6 | 6 | ||||
7 | 7 | 7 | 7 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В целях оказания коррекционно – развивающей помощи дошкольникам с задержкой психического развития,поступающих в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Задача мониторинга: выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми. Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет в группах коррекционной направленности и составить коррекционную программу с учётом особенностей ребёнка и разработать рекомендации родителям. Мониторинг состоит из 4-х образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (моторика). Методика мониторинга представляет цели, методы, исследования и критерии оценки развития ребёнка с тяжёлым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель – логопед и воспитатели коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития по всем образовательным областям в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Во время мониторинга создаётся положительный эмоциональный фон взаимодействия между взрослым и ребёнком. Используются различные формы поощрения. При первых проявлениях усталости у ребёнка обследование переносится на следующий день. На каждое исследование затрачивается 5 – 10 минут (ребёнку 4 года); 10 - 15 минут (ребёнку 5 – 6 лет); 15 - 20 минут (ребёнку 7- 8 лет). В качестве наглядно – дидактического обеспечения используются: Методический комплект Н. В. Нищевой . Пособие по обследованию речи дошкольников с ЗПР/ И.Д. Коненкова. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М. Быховская; Н.А.Казова . С.Ю Кондратьева; И.Н Лебедева «Карта развития дошкольника с ЗПР» Специальная и методическая литература. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы ; Т.С.Комаровой; М.А Васильевой 2014 год. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет). Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Н.В. Нищева 2014 год
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА Учебный год _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ МБДОУ __________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ Группа ___________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ Количество детей________________________________________________________________________________ Учитель – логопед _______________________________________________________________________________ Воспитатели ___________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________
I ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально – коммуникативное развитие» Максимальное количество баллов - 20 № Фамилия, имя ребёнка Анамнез и раннее психомоторное и речевое развитие В обществе самообслуживание ОБЖД Итоговое количество баллов Сентябрь С М С М С М С Май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Анамнез и раннее психомоторное и речевое развитие 5 баллов – Анамнез без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме или опережает её. 4 балла – в анамнезе имеются одно повреждающие воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастное нормы. 3 балла - в анамнезе имеются два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастное нормы. 2 балла - в анамнезе имеются повреждающие воздействия (токсикоз, стимуляция родов, кесарево сечение и др.), а также неврологические и психопатологические синдромы (перинатальная энцефалопатия, ММД, задержка моторного развития и др.) Отмечены хронические соматические заболевания сердечно – сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. отмечается задержка психофизического и речевого развития. 1 балл – в анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного и спинного мозга, тяжёлые асфиксии, нейроинфекции и пр.) отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ «Социально – коммуникативное развитие» 5 баллов – ребёнок общительный, легко входит в контакт, использует адекватные способы привлечения внимания. Речь понимает в полном объёме, умеет слушать, ответы на вопросы развёрнутые. Доброжелательный, спокойный, активный. Охотно играет со сверстниками. Любит различные игры. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности. Умеет задавать вопросы в ходе диалога. Эмоционально стабилен. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту. 4 балла - ребёнок достаточно контактен, однако в общении участвует по инициативе других, речь понимает в полном объёме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, хотя иногда ответы могут быть недостаточно развёрнутыми, испытывает некоторые затруднения при формулировании вопросов. Играет со сверстниками. Навыки самообслуживания в стадии формирования. 3 балла - Ребёнок общительный, не всегда использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, иногда бывает конфликтным и плаксивым. Играет со сверстниками, но иногда требуется дополнительная стимуляция для вовлечения в игру. Предпочитает подвижные или дидактические игры. Проявляет познавательный интерес к отдельным видам деятельности. Преобладает эмоциональная стабильность. 2 балла - ребёнок самостоятельно не общается, требуется стимуляция. Общение избирательное. Характер общения: безразличен, негативен или навязчив. Конфликтный, шумный. Часто бросает начатое, не доводя его до конца. Любыми средствами стремится к лидерству или, наоборот, безропотно подчиняется. Часто жалуется, что его кто – то обижает. Предпочитает подвижные игры с простым сюжетом. Речевая активность в играх недостаточная. Двигательная активность в играх повышенная или, наоборот, пониженная. Познавательный интерес снижен. Импульсивен. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме. 1 балл – Отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Игровые и Межличностные предпочтения отсутствуют. Часто наблюдается неадекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций. Познавательный интерес к чему – либо не проявляет. Навыками самообслуживания не владеет.
II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Максимальное количество баллов – 15 А) СОСТОЯНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ № Фамилия, имя ребёнка Слуховое внимание Зрительное восприятие Зрительно - пространственный гнозис и праксис Итоговое количество баллов сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Слуховое внимание 5 баллов – Ребёнок уверенно дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука, воспринимает и воспроизводит ритм в соответствии с возрастными нормативами и с опережением возрастных нормативов. 4 балла – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе. 3 балла - задание выполняется в замедленном темпе. Дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Затрудняется при восприятии и воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм воспроизводит. 2 балла - ребёнок все задания выполняет неуверенно, ошибается. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов. 1 балл – Задания не выполняет совсем.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Зрительное восприятие 5 баллов – ребёнок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы. 4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе. 3 балла - ребёнок соотносит цвета. Затрудняется пи определении предмета нужного цвета или геометрической формы. 2 балла – ребёнок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы. 1 балл – Задания не выполняет совсем.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Зрительно – пространственный гнозис и праксис 5 баллов – Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти. 4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе. 3 балла – Ребёнок неуверенно ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется помощь. 2 балла – Ребёнок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти. 1 балл – задание не выполняет совсем.
II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Познавательное развитие» Максимальное количество баллов – 45 баллов 4 года -20 баллов; 5 лет – 35 баллов. Б) СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ № Фамилия, имя ребёнка ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Итоговое количество баллов Матрёшка (4 года) Пирамидка (4 года) Рамки Монтессори (4года) «Чего не стало ?» (4 года) Кубики (картинки ) 5 лет Классификация «16 фигур » 5 лет «4 ый лишний»: обобщающие понятия 5 лет Серия сюжетных картин (6 лет) Нелепица 6 лет С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 баллов - справился самостоятельно. 4 балла - справился с помощью. 3 балла – справился после обучения. 2 балла – совмещённые действия. 1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности.
II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Познавательное развитие» Максимальное количество баллов – 45 баллов В) ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ . № Фамилия , имя ребёнка Величина форма Количественный счёт Порядковый счёт Сравнение множеств Состав числа Обратный счёт Знание цифр Решение и составление задач Ориентировка на плоскости Итог с м с м с м с м с м с м с м с м с м с м 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 баллов - выполняет задания самостоятельно. 4 балла - выполняет задания с помощью. 3 балла – выполнил задание после обучения. 2 балла – совмещённые действия. 1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности.
II ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Познавательное развитие» Максимальное количество баллов – 25 баллов Г) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ. ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. № Фамилия, имя ребёнка Представления об окружающем Времена года Части суток Дни недели Месяцы года Итоговое количество баллов С М С М С М С М С М С М 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Временные представления 5 баллов - выполняет задания самостоятельно. 4 балла - выполняет задания с помощью. 3 балла – выполнил задание после обучения. 2 балла – задания выполняет с многочисленными ошибками, даже после обучения. Некоторые задания недоступны. 1 балл - задание не выполняет совсем. Отказ от деятельности Представления об окружающем 5 баллов – вопрос понимает верно, отвечает самостоятельно на вопрос. Умеет вести диалог. Представления об окружающем сформированы по возрасту. 4 балла - вопрос понимает верно, отвечает на вопрос, хотя ответы недостаточно развёрнутые. Испытывает затруднения при диалоге. Представления об окружающем сформированы недостаточно. 3 балла – не всегда понимает вопрос, отсутствует дистанция при общении со взрослыми, перебивает собеседника. Ответ с опорой на наглядность. Диалог в стадии формирования. Требуется помощь и побуждение. Представления об окружающем не соответствуют возрастным нормам. 2 балла – ребёнок малоактивен и малоразговорчив, вопрос понимает плохо. Не умеет вести диалог. Ответы односложные или вообще не отвечает, не может сформулировать вопрос. Скован во время общения со взрослым. Представления об окружающем не сформированы. 1 балл – в контакт не вступает, проявляет избирательный негативизм . Вопрос не понимает. Диалог отсутствует.
№ Фамилия, имя ребёнка Произносительная сторона речи Фонематические процессы Импрессивная речь Экспрессивная речь Итоговое количество баллов Анатомия Звукопроизношение Дыхание и голос Просодика Фонематическое восприятие Фонематический анализ и синтез Звукослоговая структура слова Пассивный словарь Понимания форм словоизменения Понимания предложений и связной речи Общая характеристика Активный словарь Грамматический строй речи Связная речь C М С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М С М 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 III ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. « РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ » Максимальное количество баллов – 70 баллов
Критерии оценивания произносительной стороны речи Исследования анатомического строения артикуляционного аппарата 5 баллов – патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует. 4 балла – имеется одно нарушение, не влияющие на двигательную способность органов артикуляции ( прогнатия , прогения , высокое узкое твёрдое нёбо, редкие кривые зубы, очень крупные зубы, отсутствие зубов) 3 балла – имеются 2 и более нарушений, не влияющие на двигательную способность органов артикуляции. 2 балла – имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляции (расщелины верхней губы, открытый боковой, открытый передний и перекрёстный прикусы, укороченная подъязычная связка и др.). 1 балл – имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата (расщелина твёрдого нёба, отсутствие маленького язычка)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Исследование состояния звукопроизношения 5 баллов – все звуки произносятся правильно. 4 балла – 1- 2 звука недостаточно автоматизированы. 3 балла – нарушено произношение одной группы звуков, но не более пяти звуков. 2 балла - нарушено произношение двух – трёх групп звуков, но не более десяти звуков. 1 балл – нарушено произношение более 10 звуков.
Критерии оценивания произносительной стороны речи Исследование состояния дыхательной и голосовой функции 5 баллов – нарушений со стороны дыхательной и голосовой функции отсутствуют. 4балла – тип физиологического дыхания: смешанный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха несколько снижена: 3 слова – 4 года, 4 слова – 5 лет, 5 слов – 6 лет. 6 слов – 7 лет. Голос нормальный, модулированный. 3 балла – Тип физиологического дыхания: верхнеключичное (поверхностное). Объём дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха- 2 слова – 4 года, 3 слова – 5 лет, 4 слова 6 лет, 3 слова – 7 лет. Голос тихий или громкий, маломодулированный . 2 балла - Тип физиологического дыхания: верхнеключичное (поверхностное). Объём дыхания недостаточный. Речевое дыхание не сформировано Голос тихий или громкий, маломодулированный . 1 балл – грубые нарушения физиологичекого и речевого дыхания и голоса.
Критерии оценивания произносительной стороны речи Исследование состояния просодики 5 баллов – темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой и эмоциональной интонации (4 года – повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть; 5 – 7 лет - ….+ удивление, испуг) 4 балла – темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке, испытывает незначительные трудности при использовании некоторых видов эмоциональной интонации. 3 балла – Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нарушена. В речи преобладает повествовательная интонация. 2 балла – темп речи ускоренный или замедленный, отмечаются элементы дисритмии . Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует. 1 балл – грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная.
Критерии оценивания фонематического восприятия 5 баллов – все задания выполнены правильно 4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения пар (рядов) слогов. 3 балла - задания выполняются в замедленном темпе, большинство заданий воспроизводятся неточно. 2 балла – большинство заданий выполняется после повторных проговариваний . 1 балл – задания не выполняет.
Критерии оценивания состояния фонематического анализа и синтеза 5 баллов – задания выполняет правильно. 4 балла – в основном все задания выполняет правильно, иногда ошибается. 3 балла – задания выполняет с ошибками, темп выполнения замедлен. 2 балла – при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна, даже после разбора образца. 1 балл – задания не выполняет совсем.
Критерии оценивания состояния звукослоговой структуры слов 5 баллов - все слова (фразы) воспроизводятся правильно. 4балла – в основном все слова (фразы) воспроизводятся точно, темп несколько снижен, запинки. 3 балла – слова (фразы) воспроизводятся в замедленном темпе, 1 -2 слова (фразы) с искажением слоговой структуры. 2 балла – многочисленные искажения слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала. 1 балл - задания не выполняет. Отказ от деятельности .
Критерии оценивания (пассивный словарь, понимания предложений и связной речи) 5 баллов – объём пассивного словаря соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки. Хорошо понимает вопрос, показывает соответствующие картинки 4 балла – объём пассивного словаря приближён к возрастной норме. В обобщении встречаются единичные ошибки. Понимает содержание знакомой сказки, возможны незначительные неточности. 3 балла – объём пассивного словаря ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. С помощью ориентируется в содержании знакомой сказки. Не всегда понимает вопрос, требуется повторить вопрос. 2 балла – объём пассивного словаря резко ограничен. Владеет отдельными простейшими обобщениями. С трудом ориентируется в содержании знакомой сказки. Вопрос понимает плохо, даже после повторений. 1 балл – задания не выполняет.
Критерии оценивания импрессивной речи (понимания форм словоизменения) 5 баллов – хорошо понимает различные формы словоизменения 4 баллов – единичные ошибки в понимании. 3 балла – задания выполняет с помощью. 2 балла – понимает только простые формы словоизменения, требуется значительная помощь, многие задания недоступны. 1балл – невыполнение
Критерии оценивания экспрессивной стороны речи Общая характеристика речи. 5 баллов- речь ребёнка понятная, чёткая, интонированная, связная, грамматический строй соответствует возрасту, звукослоговая структура слов не нарушена. 4 балла – Разборчивость речи несколько снижена, возможны незначительные нарушения грамматического строя или звукослоговой структуры сложных слов. 3 балла – Речь невнятная, смазанная, монотонная, возможны нарушения темпа, ритма, дыхания, голоса. Фразовая речь с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Затрудняется распространять простые и строить сложные предложения. 2 балла – Разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Состоит из простой фразы из 2-3 слов. Простые конструкции предложений. Высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. 1 балл – Речь понятна только близким. Фраза отсутствует. Ребёнок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами , звукоподражаниями.
Критерии оценивания. Активный словарь. 5 баллов - Словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) соответствует возрастной норме. 4 балла – словарный запас в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 балла – словарный запас ниже возрастной нормы. Преобладает номинативный и предикативный словарь. Неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов. Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка). 2 балла – словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы. Ограничен предикативный и атрибутивный словарь. Не знает названия основных цветов, форм размеров, частей предметов. Большинство заданий не выполняет. 1 балл – словарный запас резко ограничен. Может использовать номинативный словарь, в пределах обихода. Предикативный почти отсутствует.
Критерии оценивания. Грамматический строй речи. 5 баллов – грамматический строй речи сформирован по возрасту. Ребёнок правильно выполняет задания по словоизменению и словообразованию. 4 балла – грамматический строй речи сформирован в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. 3 балла – грамматический строй речи сформирован недостаточно. Правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных. Пропускает и заменяет предлоги. Ошибки в ударениях и падежных окончаниях. 2 балла – грамматический строй речи не сформирован. Смешение падежных форм, употребление существительных в И.п., а глаголов в инфинитиве; отсутствует согласование (прилагательное + существительное; числительное +существительное); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода, глаголов, в изменении имён существительных по числам. Не владеет навыком словообразования. 1 балл - фразовая речь отсутствует. Использует однословные слова – предложения. Задания недоступны.
Критерии оценивания. Связная речь . 5 баллов - связная речь соответствует возрастной норме. Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико – грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, рассказ соответствует изображённой ситуации. Соблюдены грамматические нормы языка. 4 балла - связная речь в пределах возрастной нормы. Пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов. Недостаточная развёрнутость высказывания. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет. Рассказ соответствует изображённой ситуации. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности воспроизведения. Допускает ошибки в грамматическом оформлении, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса. 3 балла – связная речь требует дальнейшего развития. Пересказ составлен с помощью. Отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, отмечается аграмматизм . Серию сюжетных картин раскладывает с ошибками. 2 балла – связная речь в стадии формирования. Пересказ составлен по вопросам, ответы односложные. Связность высказывания нарушена. Аграмматизм . Соскальзывание на побочные темы. Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам. Рассказ представляет собой перечисление предметов, изображённых на картинках. 1 балл – связная речь не сформирована. Пересказ и рассказ даже по вопросам не доступен. Неадекватные ответы. Серию картинок не раскладывает.
IV ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «Художественно – эстетическое развитие» Максимальное количество баллов – 25 баллов Фамилия, имя ребёнка Лепка Аппликация Рисование Конструирование Музыкальное воспитание Итоговое количество баллов сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Критерии оценивания художественно – эстетического развития (лепка, аппликация, конструирование, рисование) 5 баллов – выполняет задания самостоятельно. Использует изученные приёмы. Правильно передаёт форму и пропорции предметов. Уровень развития рисунка сформирован по возрасту. Умеет пользоваться карандашом, кистью, ножницами. Умеет действовать на основе инструкций. Леворукость отсутствует. 4 балла – выполняет задания с помощью. Испытывает незначительные трудности в использовании изученных приёмов, передаёт форму и пропорции предметов. Уровень развития рисунка приближён к норме. Возможна леворукость . Навыки работы с карандашом, кистью, ножницами недостаточно развиты. 3 балла – выполняет задания после обучения. Уровень развития художественно – эстетической деятельности не соответствует возрастной норме. Навыки работы с карандашом, кистью, ножницами развиты слабо. 2 балла – совмещённые действия. Не умеет держать карандаш, кисть, ножницы. Не передаёт форму предметов. 1 балл – задания не выполняет совсем. Отказ от деятельности.
V ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» МОТОРИКА Максимальное количество баллов – 20 баллов № Фамилия, имя ребёнка Общая моторика Мелкая моторика Артикуляционная моторика и мимическая мускулатура Графо – моторные навыки Итоговое количество баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Общая моторика 5 баллов – ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный. 4 балла – ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость несколько снижена, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. 3 балла – ребёнок движения выполняет не в полном объёме, требуется помощь. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. 2 балла – Для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение. Некоторые движения не удаются. 1 балл – невыполнение, отказ от деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Мелкая моторика и графо – моторные навыки 5 баллов - ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Умеет действовать на основе инструкции. 4 балла - ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость несколько снижена, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Возможна леворукость . Навыки работы с карандашом недостаточно развиты. 3 балла - ребёнок движения выполняет не в полном объёме, требуется помощь. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Навыки работы с карандашом развиты слабо. 2 балла - Для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение. Некоторые движения не удаются. Не умеет держать карандаш. Не умеет действовать на основе инструкции. 1 балл – задание не выполняет совсем.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Артикуляционная моторика. Мимическая мускулатура. 5 баллов - ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость хорошая, движения точные, координированные, темп выполнения нормальный. Синкинезии отсутствуют. Мышечные тонус в норме. Может длительно удерживать язык, губы в заданном положении. Гиперсаливация отсутствует. 4 балла – ребёнок движения выполняет, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены. Синкинезии отсутствуют. Гиперсаливация отсутствует. 3 балла - ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный. Темп выполнения и переключаемость снижены. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус слегка понижен или повышен. Длительно удерживать язык, губы в заданном положении затрудняется. Гиперкинезы отсутствуют. Гиперсаливация не наблюдается. 2 балла – ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые неточные. Темп замедленный или быстрый. При переключении с одного движения на другое наблюдается длительный поиск позы. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии и гиперкинезы. Наблюдается гиперсаливация . Быстрая истощаемость. 1 балл - Движения не выполнят совсем .
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНО- ГРУППОВОГО МОНИТОРИНГА максимальное количество баллов по всем оцениваемым показателям – 265 баллов № Фамилия, имя ребёнка I образовательная область 20 баллов II Образовательная область 150 баллов III образовательная область 70 баллов IV образовательная область 25 баллов V образовательная область 20 баллов Итоговое количество баллов Уровень общего и речевого развития 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
По результатам мониторинга учитель – логопед и воспитатели, определяют уровень общего и речевого развития по данной формуле: Уровень общего и речевого развития = Итоговая сумма балов/ максимальное количество баллов х 100% Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребёнка: Высокий уровень 80-100%. Средне – высокий – 71 -79% Средний уровень -50 -70% Низкий уровень – 49% и ниже
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПОДГРУПП ДЕТЕЙ С УЧИТЕЛЕМ – ЛОГОПЕДОМ, ВОСПИТАТЕЛЕМ ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА дата ______________________________ № Низкий уровень № Средний уровень № Средне – высокий уровень № Высокий уровень 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 5 5 5 5 6 6 6 6 7 7 7 7
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика определения уровня речевого развития детей группы коррекционной направленности
Диагностика является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда.Мной разработана диагностическая карта, а также критерии оценки при определении уровня речевого развития....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ по основной образовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности Разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования...
Результаты мониторинга общего и речевого развития детей.
Результаты мониторинга общего и речевого развития детей в виде графиков....
МОНИТОРИНГ ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР
Презентация предназначена для учителей-логопедов ДОУ. Возможность её использования на родительских собраниях в групппах компенсирующей направленности с нарушением речи....
Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР по А.М Быховской за 2018-2021 учебный год
Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР по А.М. Быховской за 2018-2021...
Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР по А.М Быховской за 2019-2020 учебный год
Количественный мониторинг общего и речевого развития для детей с ОНР по А.М. Быховской за 2019-2020 учебный год...
Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР по А.М Быховской за 2020-2021 учебный год
Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР по А.М Быхавской за 2020-2021 учебный год...