Что делать если короткая уздечка языка?
консультация по логопедии на тему
Надо ли подрезать короткую уздечку языка? Как ее распознать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_raspoznat_i_kogda_podrezat_korotkuyu_uzdechku_u_rebenka.docx | 168.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК РАСПОЗНАТЬ И НАДО ЛИ ПОДРЕЗАТЬ
В последнее время такой дефект встречается довольно часто у детей. Для многих детей это является поводом для беспокойства. Так что же это за уздечка? Перепонку, которая находится под языком и соединяет язык с дном полости рта, называют подъязычной уздечкой. У разных людей уздечка под языком может быть разной длины. Аномалией считается короткая уздечка, которая часто встречается у новорожденных детей. Признаки короткой уздечки у новорожденного проявляются в том, что малыш с трудом берет грудь и сосет ее долго, "кусает" сосок и очень быстро отказывается от груди. Короткая уздечка в большинстве случаев встречается у мальчиков, чем у девочек. Очень часто дети с короткой уздечкой рождаются у родителей, которые сами имеют подобные проблемы.
Укороченная уздечка у новорожденного не является болезнью, этот дефект ротовой полости чаще всего врачи обнаруживают еще в роддоме. В этом случае процедуру подрезания уздечки проводят сразу же, хотя сегодня многие врачи-гинекологи отправляют маму с новорожденным к стоматологу. Процедура подрезания уздечки почти что безболезненная, так как у новорожденного ребенка в перепонке еще мало кровеносных сосудов и нет нервных окончаний. Поэтому уздечку у новорожденного подрезают без наркоза специальными ножницами.
Для остановки крови малыша сразу прикладывают к груди или дают попить из бутылочки. Короткую уздечку у детей до 9-ти месячного возраста рассекают ножницами под местной анестезией. У детей старше 9-ти месяцев уздечка становится более толстым, поэтому рассекают ее уже в поперечном направлении электроножницами или электрокоагулятором. Операция эта также достаточно простая, ранки заживают уже на следующий день. После подрезания уздечки новорожденные малыши начинают лучше сосать грудь, у них улучшается аппетит.
Короткая уздечка у ребенка не всегда требует подрезания, такая процедура проводится только при затруднении грудного вскармливания. Если же малыш нормально сосет грудь, то его выписывают из роддома без всякого подрезания и очень скоро родители сами начинают различать, что у ребенка есть отклонения в движении языка. Он не может высунуть изо рта язык, потому что уздечка тянет кончик языка вниз. Язык у малыша складывается желобком, что сопровождается щелкающим звуком.
Короткая уздечка у ребенка может стать причиной затруднения движений языка, в результате чего при разговоре у него возникают трудности с произношением шипящих звуков и буквы "Р". В некоторых случаях у ребенка нарушается дикция, он неразборчиво и неясно разговаривает. Короткая уздечка может привести к смещению центра языка и провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти. Все это способствует к развитию пародонтита и гингивита зубов.
Если вашему ребенку уже 5 лет, а он неправильно произносит шипящие звуки, букву "Р" и с трудом поднимает язык кверху, то попросите его открыть рот и проверьте уздечку. У ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть длиной не меньше 0,8 см. При подъеме наверх язык не должен раздваиваться в форме сердечка. Передний край уздечка должен быть прикреплен на несколько мм выше основания десневого сосочка, но не близко к кончику языка. Для более точного распознания короткого уздечка, попросите малыша языком облизать блюдце или же поцокать с помощью языка.
Если он без труда все это выполнит, то причина дефектов речи не в короткой уздечке. Даже при наличии проблем с уздечкой, ребенку старше 4-х лет хирург может отказать в проведении операции по рассечению короткой уздечки языка. Дело в том, что у детей этого возраста дефекты речи не проходят даже после оперативного вмешательства. Поэтому поздняя хирургическая помощь в этом случае часто бывает неэффективной. Но бездействовать в любой ситуации не стоит, нужно обратиться за консультацией к логопеду.
Существует комплекс упражнений на растягивание короткой уздечки. Например, предложите ребенку дотягиваться языком до подбородка, до кончика носа и облизать блюдце. Затем делайте упражнения в следующем порядке: открой рот, кончиком языка потянись к носу, теперь к подбородку, потом опять к носу и затем опять к подбородку. Следующее упражнение такое: малыш слегка приоткрывает рот, а языком двигает по верхней губе из стороны в сторону.
Его нижняя челюсть при этом неподвижна. Упражнений для растягивания уздечка можно придумать множество, но только регулярно выполняя их и постепенно увеличивая количество упражнений можно добиться нужного результата. И помните, чем раньше вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее растяните короткую уздечку. Детям старшего возраста иногда предлагают делать логопедический массаж для растягивания уздечка, который не очень нравиться детям потому, что процедура эта болезненная и неприятная.
ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА Р ПРИ УКОРОЧЕННОЙ УЗДЕЧКЕ ЯЗЫКА
Среди всех звуков, по моему мнению, постановка звука р является наиболее сложной, а также длительной работой. У меня это занимает от 1 месяца до 1 года. Особенно тяжело работать c [р], когда у ребенка дизартрия или укороченная уздечка. За 4 года своей работы в Минске и Заславле логопедом наиболее тяжелым у меня был случай постановки звука р с укороченной уздечкой. Так в у девочки, была подъязычная уздечка длинной окло 7 мм. И если звуки верхнего подъема, например [c], [ш] можно ставить когда подъязычная уздечка не растянута полностью, а в норме она составляет около 1,5 см, то звук р требует полной «свободы» языка. Хорошо, когда родители вовремя замечают проблему у ребенка в возрасте от 0 до года, тогда ее просто подрезают и проблем со звуками, как правило, нет, однако очень часто на данную проблему обращается внимание в период формирования звуковой культуры речи 3-4 года и ребенок не произносит некоторые звуки. Однако не во всех случаях следует обращаться к стоматологам-хирургам и подрезать уздечку языка ребенку, так как эта процедура в некоторой степени болезненна и неприятна для малыша. Существуют определенные методы и приемы для того что бы растянуть подъязычную связку(уздечку). В течении 4 лет я ей пользуюсь и она довольно эффективна.
Однако следует соблюдать определнные правила при выполнении упражений, а также при постановки звуков.
Правила выполнения упражнений
(по М.А. Поляковой [6]):
1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
1. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
2. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.
Правила постановки звуков при короткой уздечке
(М.А. Полякова [8])
- Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
- Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
- Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.
Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка
(Е. М. Косинова [4], Е. Н. Краузе [5], О.А.Новиковская [7]):
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д — д — д — д!»
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.
«Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.,
«Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.,
«Котёнок»
На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.,
«Грибок» с элементами самомассажа
Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.,
Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений
Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».
Массаж уздечки языка
Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.
Рот при этом раскрыт.
Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.
*****
Растягивание уздечки
• Прием Е.В. Новиковой [6]
Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)
Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)
Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.
Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).
Упражнение «Крот»
Прием Н.Г. Водовозовой [8]-
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
- Во дворе горка, -
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
- Под горкой норка. –
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.
- В этой норке
- Крот стережет норку.
Упражнение с резиновым колечком.
(Ф.Я. Хорошилкина [9])
На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.
«У моего ребенка дислалия…»
Учитель-дефектолог: Федорович М.А.
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Очень часто ко мне обращаются мамы и папы которые напуганы тем, что их ребенок не произносит какой либо звук или группу звуков. Чаще всего это дислалия и пугаться этого не стоит. Конечно же исправить все звуки желательно до поступления в школу, но если не получилось то обязательно обратитесь к школьному логопеду.
Помните, что до трех лет ставить хромающие звуки рано, но необходимо готовить ребенка, и его артикуляционный аппарат к правильному произношению, речи.
Логопедический массаж можно и нужно применять у детей с 2 месяцев, а логопедическую гимнастику – с двух лет.
Итак что же такое дислалия, каковы ее причины, классификация дислалии.
ДИСЛАЛИЯ( нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.) Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим.
Формы дислалии:
- Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч);
- Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш);
- Физиологическая (возрастная) — нарушение звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития;
- Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате;
- Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.
Причины функциональной дислалии:
- Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания);
- Социальные:
1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения);
2. Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»);
3. Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию).
- Выбор неправильной артикуляции;
- Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.
Причины органической (механической) дислалии:
- Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.);
- Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.);
- Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития;
- Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни;
Дислалия может проявляться в форме:
- наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т. п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т. п.);
- нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами имеющими самостоятельные терминологические оформления;
- нарушения произношения сонорных звуков л, ль, — ламбдацизм и параламбдацизм;
- нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], замены его на увулярное [R], [j], [l], [γ] или гортанную смычку [']. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Реализация фонемы /r/ как [R] во многих языках (например,французском, немецком) является нормой или вариантом нормы;
- нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами они объединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм»;
- нарушение звука «й» носит название йотацизм;
- редко встречаются нарушения других согласных звуков;
- дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение;
- дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.
В логопедии используют для более точной фиксации в речевой карте обозначения: (греч. название буквы)+суффикс (изм) для нарушений звукопроизношений и пара+(греч. название буквы)+суффикс (изм) для обозначения дефекта появляющегося в замене одного звука другим.
Проявления дислалии также называют дефектами звукопроизношения. Помимо дислалии к дефектам звукопроизношения относят дизартрию, ринолалию.
Дислалия сенсорная (сенсорное косноязычие) является следствием нарушений функций слухового аппарата.К возрастным особенностям развития относится неправильное произношение некоторых звуков до периода замены молочных зубов на постоянные — молочное косноязычие.
Когда обнаружен недостаток звукопроизношения, логопеды сталкиваются с проблемой что ребенок или не хочет произносить звук, потому что ему так удобно, или боится что не получиться ничего. Конечно здесь важен психологический настрой ребенка во время занятия, я например (если хорошая погода ) могу сказать: «Посмотри какой замечательный день сегодня, у нас с тобой точно получиться!». А тут важно не упустить момент и похвалить этого ребенка даже за самое малейшее усилие. Это конечно что же не «рецепт», каждый ребенок индивидуален, однако покажите ребенка который бы не любил компьютер или не интересовался им, а если это ноутбук, нетбук, планшета… Значит нужны компьютерные программы, которые помогут нам логопедам. Так ев работе у меня установлена программа «Игры для Тигры». Эта программа позволяет работать, как с детьми имеющими общее недоразвитие речи, дизартрию, дислалию и др. и конечно же эта программа будет полезна и вас родители, которые в домашних условиях могут по ней заниматься с ребенком.
Что же это за программа?
“Игры для Тигры”
Данная игра представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:
- компьютерную программу «Игры для Тигры»;
- методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).
Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.
В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".
Основные принципы, положенные в основу построения программы “Игры для Тигры”:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
- объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Таким образом, дорогие родители, надеюсь, что я немного приоткрыла вам дверь в логопедию. Теперь вы знаете, что такое дислалия, ее причины и формы. Теперь как говорят вы «предупреждены и вооружены», теми сведениями которые освещены в данной статье. Следующая статья будет посвящена упражнениям, направленным на профилактику и преодоление нарушения звукопроизношения при дислалии.
Если ребенку необходима пластика верхней уздечки, то наиболее удачным возрастом для ее проведения считается возраст от 5 до 9 лет. Однако бывают ситуации, в которых оперативное вмешательство требуется как можно раньше. Точно определить, когда лучше всего будет провести ребенку данную процедуру, может только детский стоматолог!
Бывает и так, что только во взрослом возрасте человек узнает о том, что у него дефект уздечки, соответственно, и пластика уздечки нижней губы (либо другая коррекция) будет выполнена в более позднем возрасте. Но беспокоиться не стоит – несмотря на то, что мы рекомендуем проводить процедуру до замены молочных зубов постоянными, взрослый человек также хорошо переносит процедуру, как и ребенок.
Пластика уздечки языка лазером – направление от логопеда или ортодонта
По роду своей деятельности именно эти специалисты (помимо детских стоматологов) чаще других обнаруживают у ребенка дефекты уздечки и дают родителям рекомендации выполнить пластику малышу.
Как правило, если есть такая необходимость, то пластика уздечки верхней губы должна быть выполнена до начала занятий с логопедом или установки брекетов или пластинок. Красота и здоровье Вашего ребенка – только в Ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?
Эта презентация для родителей, которые хотели бы узнать как определить у ребенка достаточной ли длины его подъязычная уздечка; что делать, если уздечка короткая; подрезать ее или нет? В презентации пр...
Короткая уздечка! Что делать?
КОРОТКАЯ УЗДЕЧКА! ЧТО ДЕЛАТЬ?Зачастую проблемы с короткой уздечкой языка у своего ребенка многие родители замечают лишь ближе к 3-4 годам, когда он не выговаривает звук «Р» или многие шипящие. Тогда-т...
буклет "Короткая уздечка языка. Что делать?"
В буклете размещён материал для родителей: Что такое подъязычная свазка? Как определить, достаточной ли длинны подъязычная связка? В каких случаях нужно подрезать уздечку? Подобран комплекс артикуляци...
"Что делать, если у ребенка короткая уздечка языка?"
Достаточно часто родители упускают из виду такую аномалию развития как укороченная уздечка языка (анкилоглоссия). Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка и, что делать с такой особенн...
Что делать, если у моего ребенка короткая подъязычная уздечка
Что делать, если у моего ребенка короткая подъязычная уздечка...
Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка"
Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка"...
Консультация для родителей "Что делать, если у ребенка короткая уздечка"
Консультация для родителей. Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка. Многие родители спрашивают: «Что делать, если у моего ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или ...
- Мне нравится (2)