Консультация для родителей ( законных представителей) «КТО ТАКОЙ БЕЗРЕЧЕВОЙ РЕБЁНОК»
консультация по логопедии на тему

В последнее время специалисты всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ot_zharkovoy.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 ( ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

«КТО ТАКОЙ БЕЗРЕЧЕВОЙ РЕБЁНОК»

Выполнила

Специалист Лекотеки

М.А. Жаркова

В последнее время специалисты всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.

Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребёнком?

Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельно нечётко произносимые обиходные слова, - не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребёнка, не выступает «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена.

Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – всё, что мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром. При наличии общности проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.

Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребёнок нуждается в особом внимании. Действительно, иной раз сложно определить сдерживающий фактор речевого развития дошкольника – либо это неумение или же просто нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребёнка и определения этапов квалифицированной помощи ему. Логопед поможет его родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего дошкольника. В этом случае важно не упустить ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребёнка, что поможет сформировать у неговорящего малыша не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

В настоящее время материал большинства пособий для работы с безречевыми детьми не отражает особенностей развития неговорящего ребёнка. В некоторых из них недостаточно чётко показана соотнесённость предлагаемых форм, методов, этапов коррекционного обучения с режимными моментами и спецификой общения с неговорящим дошкольником.

Как показывает опыт, многие родители неговорящих детей, неправильно ориентированы подобной литературой и слепо верят в «огромную пользу» различных новшеств и приёмов. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что введённые в заблуждение подобным образом мамы и папы заявляют нам: «Срочно нужен  зондовый массаж», «Мы заставляем повторять слова, а он их не повторяет», «Он может говорить, но не хочет, предпочитает общаться с помощью жестов», «Мы постоянно делаем пальчиковую гимнастику, а речь не развивается» и т.д.

Пальчиковая гимнастика, безусловно, способствует развитию мелкой моторики, что важно для формирования письма и может использоваться как вспомогательное средство в работе с безречевыми детьми. Однако в развитии пальцев ещё не стимулирует развитие языка, вербальную (устную) речь необходимо формировать в чистом виде.

Лечебная физкультура и логопедический массаж – часть комплексной коррекционно-развивающей работы, и, несомненно, нужны при определённых нарушениях речевого развития детей, но надо себе отдавать отчёт: для этого необходимо иметь серьёзную подготовку и знания в области анатомии и рефлексотерапии, - ведь любой массажный приём возбуждает сигналы в нервных окончаниях, которые передаются в ЦНС.

Зондовый массаж с использованием специальных приспособлений часто проводится без учёта нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому в ровной степени он может принести как пользу, так и вред.

Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребёнок усваивает материал активно.  Поэтому нужно создавать ситуации для развития речи, а не просто повторять заученный материал.

Очень часто не только от родителей, но и от логопедов можно услышать вопросы такого характера: с чего же начать работу по формированию речи, если с большим трудом удаётся организовать деятельность безречевого ребёнка, если его внимание крайне неустойчиво, налицо эмоциональная лабильность?

Не только формирование собственно речи, но и правильное эмоциональное развитие безречевого ребёнка, воспитание желания и потребности общаться с педагогами, родителями и сверстниками должно стать основой ваших занятий.

Поэтому вначале рекомендуется понаблюдать за ребёнком в игровой и бытовой деятельности. У неговорящего ребёнка необходимо уточнить состояние слуха. Это нужно для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и преимущественным нарушением восприятия. Далее следует выявить степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность. Успех работы будет зависеть от ответа на такие вопросы: как ребёнок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли он развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.

Очень значимо для безречевого ребёнка развитие личностных качеств – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям взрослых.

Основная задача родителей: создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения, закрепление полученных умений в течение всего дня. Неговорящий ребёнок должен вовлекаться в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников "Чем занять ребёнка дома"

Рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников "Чем занять ребёнка дома"...

Круглый стол с родителями (законными представителями) "Что такое хорошо, что такое плохо?"

Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей...

Консультация для родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста по теме "Влияние музыки на эмоциональное состояние ребёнка".

Консультация для родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста по теме "Влияние музыки на эмоциональное состояние ребёнка". ...

Консультация для родителей (законных представителей) "Культурно-гигиенические навыки ребёнка"

Рекомендации для родителей (законных представителей) по формированию культурно-гигиенических навыков....