Консультация для родителей старшей группы
олимпиадные задания по логопедии (старшая группа) по теме
Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 6 - лет, определить навыки и умения ребенка старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_rechi_detey_6-7_let_moya.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей старшей группы
ГБОУ СОШ № 633 СПДО 3
Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 6 - 7 лет, определить навыки и умения ребенка старшего дошкольного возраста.
Характеристика речевого развития ребёнка 6 – 7 лет
В норме к 6-7 годам, в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные, для ребенка, новые слова и фразы, насыщенные сочетаниями звуков, которые ребенок еще не дифференцирует. К 7 годам ребенок овладевает всеми компонентами речи.
Навыки и умения ребенка старшего дошкольного возраста:
(то, что ребенок должен знать и уметь)
- Фамилия, имя, отчество ребенка.
- Фамилия, имя, отчество родителей.
- Дата рождения ребенка (время года).
- Домашний адрес.
- Времена года, месяцы, части суток.
6. Уметь образовывать множественное число существительных, Р.п. мн. числа существительных.
Кошка – кошки – много кошек.
Лампа – лампы – много ламп.
Вагон – вагоны – много вагонов.
Стол – столы – много столов.
Гриб – грибы – много грибов.
Стул – стулья – много стульев и т.д.
7. Уметь образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных:
Ключ – ключик
Пуговица – пуговичка.
Рука – ручка.
Глаз – глазик.
Стол – столик.
Стул – стульчик.
Собака – собачка
Лиса – лисичка.
Штаны – штанишки.
Шапка – шапочка.
Чашка – чашечка и т.д.
8. Уметь согласовывать существительные с числительными:
Одно ухо, два уха, три уха, четыре уха, пять ушей.
Одна пуговица, две пуговицы, три пуговицы, четыре пуговицы, пять пуговиц.
Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев.
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Одно окно, два окна, три окна, четыре окна, пять окон.
Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол.
Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей.
Одна кисть, две кисти, три кисти четыре кисти, пять кистей.
Одно весло, два весла, три весла, четыре весла, пять весел.
Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек и т.д.
9. Знать обобщающие понятия. Называть предметы (животных) одним словом или называть слова, относящиеся к одежде, посуде, животным, овощам, фруктам, птицам, мебели и т.д.:
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки - одежда.
Сапоги, туфли, тапочки, валенки – обувь.
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка – посуда.
Помидор, огурец, морковь, капуста – овощи.
Яблоко, персик, груша, лимон – фрукты.
Кошка, собака, корова – домашние животные.
Голубь, ворона, воробей – дикие птицы.
Шкаф, стол, кресло, тумбочка – мебель.
Автобус, электричка, трамвай, самолет – транспорт.
10. Уметь подбирать антонимы:
Широкий – узкий.
Веселый – грустный.
Прямой – кривой.
Длинный – короткий.
Светлый – теплый.
Сухой – мокрый.
Высокий – низкий.
Больной – здоровый.
Холодный – горячий.
11. Уметь образовывать прилагательные от существительных:
Ручка из пластмассы – пластмассовая.
Матрешка из дерева – деревянная.
Сумка из кожи – кожаная.
Шуба из меха – меховая.
Крепость из снега – снежная.
Шапка из шерсти – шерстяная.
Кружка из глины – глиняная.
Куртка из пуха – пуховая.
Ведро из железа – железное.
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Сок из апельсина – апельсиновый.
Пюре из яблок – яблочное и т.д.
12. Знать названия детенышей животных, птиц:
МАМА - ПАПА - ДЕТЕНЫШ - ДЕТЕНЫШИ
ЛИСА (ЛИСИЦА) – ЛИС – ЛИСЕНОК – ЛИСЯТА
ВОЛЧИЦА – ВОЛК – ВОЛЧОНОК – ВОЛЧАТА
МЕДВЕДИЦА – МЕДВЕДЬ - МЕДВЕЖОНОК – МЕДВЕЖАТА
БЕЛКА – БЕЛКА – БЕЛЬЧОНОК – БЕЛЬЧАТА
ЗАЙЧИХА – ЗАЯЦ – ЗАЙЧОНОК – ЗАЙЧАТА
ЕЖИХА – ЕЖ – ЕЖОНОК – ЕЖАТА
СЛОНИХА – СЛОН – СЛОНЕНОК – СЛОНЯТА
ТИГРИЦА – ТИГРА – ТИГРЕНОК – ТИГРЯТА
КОШКА – КОТ – КОТЕНОК – КОТЯТА
КОРОВА – БЫК – ТЕЛЕНОК – ТЕЛЯТА
ЛОШАДЬ – КОНЬ – ЖЕРЕБЕНОК – ЖЕРЕБЯТА
УТКА – СЕЛЕЗЕНЬ – УТЕНОК – УТЯТА
ГУСЫНЯ – ГУСЬ – ГУСЕНОК – ГУСЯТА
КУРИЦА – ПЕТУХ – ЦЫПЛЕНОК – ЦЫПЛЯТА И Т.Д.
13. Уметь образовывать притяжательные прилагательные:
У лисы – лисий хвост – лисьи лапы – лисья мордочка – лисьи уши.
У волка – волчий хвост – волчьи лапы – волчья мордочка – волчьи уши.
У медведя – медвежий хвост – медвежьи лапы – медвежья голова – медвежьи уши.
У белки – беличий хвост – беличьи лапы – беличья мордочка – беличьи уши.
У зайца – заячий хвост – заячьи лапы – заячья мордочка – заячьи уши.
У тигра – тигриный хвост – тигриные лапы – тигриная голова – тигриные уши.
У кошки – кошачий хвост – кошачьи лапы – кошачья мордочка – кошачьи уши.
У собаки – собачий хвост – собачьи лапы – собачья мордочка – собачьи уши.
14. Уметь повторят за взрослым цепочку слогов, слов:
ДА-ТА-ДА КОТ-ГОД-КОТ
КА-ГА-ХА ТОМ-ДОМ-КОМ
ЛА-РА-ВА БАК-БОК-БЫК
ША-СА-ЖА ТАК-ТОК-ТУК
ЗА-СА-ЖА БАЛКА-ПАЛКА-БАЛКА
ЦА-СА-ЧА ТУШЬ-ДУШ-ТУШЬ
ЩА-ТЯ-ЧА ТОК-ДОК-ТОК
ЦА-ЧА-ЩА И Т .Д. МАК-БАК-ТАК И Т.Д.
15. Произносить слова сложного слогового состава:
СТРОИТЕЛЬСТВО, ВЕЛОСИПЕД, МИЛИЦИОНЕР, АКВАРИУМ, СКОВОРОДА, ЭКСКУРСИЯ, СКОРОВАРКА, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, РЕГУЛИРОВЩИК, ДРЕССИРОВЩИК, БАЛЕРИНА, МЕТРОПОЛИТЕН И Т.Д.
16. Уметь повторять скороговорки:
Шесть мышат в камыше шуршат. Ты нас мама, не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.
Накроши в окрошку
Картошки и горошку. Щипцы да клещи -
Вот наши вещи.
Из кармашка у Аркашки
Вечно сыплются бумажки. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон. Ловкие уловки у лентяя.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон. Слава съел сало, да сала было мало.
Ксюша скушала сушку, У елки иголки колки.
а Соня ватрушку.
Около кола – колокола.
Сашенька с Антошкой несут лукошко.
Вкусна халва, халве хвала.
У сынишки игрушка – смешная погремушка.
В лесу – лось, в воде – лосось;
Ласковое солнышко высушило стеклышка. У лося в лесу – лосята,
У лосося – лососята.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Очень тонко режет Жанна Стоит воз овса, а за нм овца.
Кожуру у баклажана.
Зайка – зазнайка в гостях у Незнайки.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке. Лара любит мармелад,
А Клара шоколад.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока. У орла крыло, а у лошади седло.
У кольца нет конца. Проворонила ворона вороненка.
Щегол в гнезде считал, Зачерпнула цапля чашкой
Щегол считалку щебетал: Чай целебный из ромашки.
«Щегленок – раз, щегленок – два. Целый чан у цапли чая.
Счастливей в роще нет щегла». Цапля-врач больных встречает.
17. Фонематический слух. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Например, скажи слово на М (мама, море). Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л: ЛУК, ПЛОТ, КРЮК, ЛЮК, КОЛ, КОТ.
18. Фонематические процессы, слоговая структура слов. К семи годам ребёнок может выполнить простой разбор трехсложных слов (называет первый и последующие звуки, определяет их местоположение). НАПРИМЕР, МА- ГА- ЗИН -Какой звук в этом слове первый? (М) - Какой звук в этом слове последний? (Н) - После какого звука идёт звук А? (после М и после Г). Звук И в начале, в конце или в середине слова? (в середине). Определить кол-во слогов в слове, их последовательность.
К семи годам ребенку необходимо усвоить, что предложение состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Дети должны уметь определять кол-во гласный и согласных звуков в слове. Уметь определять кол-во слов в предложении, слогов и звуков в слове.
19. Связная речь. Дети 6 - 7 лет могут пересказывать прочитанные им рассказы и сказки, составлять рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. Самостоятельно могут придумать развернутый рассказ - описание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка консультаций для родителей Старшая группа
содержит консультации для родителей...
консультация для родителей старшей группы "РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ: ГОТОВ ЛИ ОН?"
Выражать свои чувства, понимать других, общаться. Для этого необходимо больше играть с ребенком, Поощрять его игры со сверстниками, подталкивать ребенка к выбору самых различных ролей. ...
Консультация для родителей старшей группы "Лечимся спортом"
Консультация для родителей старшей группы "Лечимся спортом"Как выбрать нужный вид спорта для ребенка дошкольного возраста...
Консультация для родителей старших групп с элементами практической работы «Как преодолеть детские страхи»
Цель консультации: Предоставить информацию родителям о причинах, возрастных особенностях проявления страхов и простых способах коррекции детских страхов....
консультация для родителей старшей группы
В детском саду мы приучаем детей к ЗОЖ...
Консультация для родителей старшей группы Консультация для родителей старшей группы «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей»
Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики рук для речи детей"...
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности "Развитие произвольного внимания у старших дошкольников"
В данной консультации раскрываются причины нарушения внирмания у детей; описываются приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников....