Прививаем детям любовь к чтению
материал по логопедии на тему
Рекомендации педагогам, советы родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privivaem_detyam_lyubov_k_chteniyu.docx | 716.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Прививаем детям любовь к чтению.
“Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя”.
В. Сухомлинский
В настоящее время актуальной проблемой всех развитых стран мира становится воспитание читающего поколения детей. Специалисты отмечают, что мы с вами становимся свидетелями очень интересного процесса современности – перехода чтения, особенно чтения классической и высокохудожественной литературы, в разряд элитных занятий. Цифры Аналитического центра Юрия Левады констатируют: несмотря на все старания, чтение в России идёт на убыль, число читающих детей неуклонно снижается. 52 % россиян не покупают книг, не читают – 37 %, а 34 % населения России вовсе не имеет дома книг.
Для чего мы учим детей читать?
По отношению к детям разного возраста ответ будет звучать по-разному.
Малыши читают не сами. Малышам читают. И это – одно из основополагающих условий развития: чтение формирует детскую речь. А речь – основа мышления.
В частности – логического мышления. Любой педагог всегда с первого взгляда отличит ребенка, которому читают, от ребенка, которому не читают, – по тому, как он умеет сосредотачиваться, удерживать внимание, слушать и слышать, понимать. Когда ребенок слушает книжку, он слышит не просто речь, а книжную речь. Книжная речь существенно отличается от речи устной. Она гораздо сложнее устроена, так как не связана с конкретной ситуацией общения, т.е. не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестикуляцией. Она оперирует гораздо большим количеством слов, чем устная речь, и ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции. А грамматика (способы построения высказывания, способы связывать слова, то есть формальные структуры языка) отражает способы человеческого мышления.
По отношению к ребенку начальной школы нам тоже довольно легко объяснить, зачем учить его чтению и побуждать читать книжки. Чтение было и остается базовым навыком обучения. Это, прежде всего, инструмент для извлечения информации.
Казалось бы, что можно еще добавить? Тренируй ребенка на технику – и получишь то, что хотел.
Но вот читает наш ребенок со скоростью 150 слов в минуту. И вроде нет у него никаких проблем с пониманием учебных текстов. А книги художественные он как не читал, так и не читает. И это нас почему-то сильно расстраивает – несмотря на его показатели техники чтения.
Почему?
Обсуждая эту у проблему с детьми, спросите, как они думают: зачем человеку читать?
Мы довольно быстро придем к выводу, что старая формула: «Читать, чтобы много знать» отпадает. Сегодня получать нужную информацию можно из других источников. В частности – из научно-популярных фильмов. «Чтобы умнеть» – причина более веская. Ведь читать сложнее, чем смотреть, и значит, чтение сильнее заставляет нас напрягаться – тренирует наше внимание, восприятие. Мы ведь во время чтения и «расшифровкой» знаков занимаемся, и одновременно должны представлять себе, какие образы и понятия стоят за словами и выражениями.
Но тогда можно было бы ограничиться чтением энциклопедий и научных книжек. А художественное зачем? Если только для развлечения – это кажется странным. Зачем развлекаться таким сложным образом, когда можно кино посмотреть?
И вот ребенок сказал: «Во время чтения я всегда представляю себя кем-то из героев. Когда я читаю, то могу быть и принцессой, и крокодилом. А в жизни я так не могу».
Вот оно! Именно так считали большие ученые. Великий психолог Лев Выготский, который жил в прошлом веке, написал, что искусство позволяет человеку в воображении проживать разные жизни и дает ему опыт, которого он никогда бы не смог получить в реальности. Благодаря книгам мы действительно можем побыть и принцессой, и крокодилом. И в результате мы понимаем, как сложно устроен мир и как сложно устроен человек. Или можно сказать еще короче словами Сухомлинского: «“Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя”.
Вот ради этого – ради понимания человеческой сложности – мы и должны читать книги. Чем больше людей это понимает, тем меньше ужасных действий совершается вокруг нас.
Что дает чтение ребенку вслух
Не существует какого-то единственного и безошибочного метода, который позволил бы нам вырастить читающего ребенка. Читающим ребенок (как и взрослый) становится в результате множества разных внутренних причин и внешних обстоятельств.
Зато точно известно, что можно делать, чтобы книга вошла в детскую жизнь.
Надо читать ребенку вслух.
Это не бог весть какое открытие. Мы все этим занимались и занимаемся. Но это надо было обосновать рационально. И сделали это «проклятые» американцы в 80-х годах ХХ века. Они раньше нашего пережили появление видеомагнитофонов «в каждой семье» и собственных телевизоров у детей и зафиксировали падение интереса к чтению. Это было еще до появления персональных компьютеров. Но их тревоги были основаны не на субъективных наблюдениях, фиксировавших исчезновение фонариков в детских спальнях, а на масштабных исследованиях. В 80-е годы в США ежегодно запускалось по 1200 исследовательских проектов, темой которых становилось детское чтение.
В 1983 году американцы создали Комиссию по чтению, которая в течение двух лет изучала результаты исследований и к 1985 году подготовила объемный доклад под названием «Стать читающей нацией» («Becoming a Nation of Readers»).
В этом докладе был сформулирован важнейший тезис: «Единственным наиболее важным фактором, необходимым для успешного чтения, является чтение детям вслух». За этим докладом последовали «эксперименты». К примеру, в одной из школ Бостона приглашенный энтузиаст стал каждую пятницу приходить в шестой класс и читать детям вслух. Через год учебные показатели этого класса заметно улучшились, а через два года взлетели вверх. Еще через год учащиеся класса имели наивысшие показатели по чтению в Бостоне, и образовалась огромная очередь из желающих попасть в эту школу.
В штате Коннектикут на работу пригласили шесть внештатных учителей-чтецов, которые три раза в неделю по 20 минут читали ученикам четвертых-шестых классов в разных по уровню школах. В результате у учеников возникла потребность в самостоятельном чтении. (Нечто похожее описал в своей книге «Как роман» французский педагог и писатель Даниэль Пеннак.)
Власть книги и чтение вслух как миссия
Конечно, и чтение детям вслух не может считаться панацеей от всех бед. Но это то, что в наших силах. И по отношению к детям любого возраста верно то, что было сказано о чтении маленьким детям: даже если ребенок сам и не станет читать, то, что ему прочитали, войдет в его культурный багаж.
Понятно, что начинать читать вслух подросткам уже поздновато (хотя и небесполезно, как показывает опыт Пеннака и Стивена Льюэнберга из бостонской школы). Правильнее начинать читать ребенку, когда он еще совсем маленький. И начинать с пониманием, что это важнейший из видов общения с ребенком.
Ситуация чтения объединяет троих – автора книги, ребенка и родителя (взрослого).
Ребенок еще не умеет читать сам. Взрослый, этим умением обладающий, выступает в роли медиума, посредника между книгой и ребенком, заменяя собой невидимого собеседника (автора). Родителя в момент чтения можно уподобить Моисею, спустившемуся с горы Синай с Книгой, осиянной высшим светом. Здесь наша культурная роль безусловна, наше воздействие зримо, наши средства обладают испытанной силой.
Взять хотя бы привычную для нас форму книги. Это гениальное изобретение человечества, сродни колесу. Книга в форме кодекса – четырехугольных пергаментных страниц, вложенных между деревянными дощечками, – появилась во II веке до нашей эры и постепенно вытеснила глиняные таблички и свитки. С тех пор менялся материал для изготовления страниц, способ украшения книг, было изобретено книгопечатание, – а форма книги осталась неизменной.
Книга-кодекс обладает способностью структурировать общение в пространстве и во времени. Она, к примеру, диктует вам, с какой стороны посадить ребенка. Вы посадите малыша справа от себя – так чтобы ему было удобно следить за открывающимися страницами с картинками. (Если вы читаете не одному, а нескольким детям, то справа вы наверняка посадите того, кто нуждается в наиболее комфортных условиях и телесном контакте с вами – скорее всего, младшего.)
Открывая книгу, вы примерно знаете, сколько времени потратите на чтение: главы, части, небольшой сказки или стихотворения.
Вам гарантировано качественное содержание общения. Не говоря о том, что в момент чтения вы с ребенком оказываетесь в поле общих переживаний.
Во время чтения ваш голос больше, чем просто голос. Как уже говорилось, вы позволяете автору говорить вашим голосом. Но, кроме того, вы еще и «разворачиваете» авторский голос в сторону ребенка. Благодаря вам автор обращается не к собирательному образу «благодарного потомка», не к читателям «вообще», а к конкретному, вашему ребенку.
Иными словами, благодаря родительскому голосу, озвучивающему авторскую речь, возникает ситуация личной обращенности автора к малышу.
А личная обращенность – важнейший фактор развития.
Психологи сделали интересное наблюдение: в группах раннего возраста, которые посещают дети, не достигшие трех лет, невозможно сказать: «Дети! Подойдите скорее ко мне!» Дети не отреагируют. Нужно непременно каждого назвать по имени: «Ванечка, подойди ко мне скорее! Машенька, иди сюда!»
Ситуация прямого личностного взаимодействия ребенка со взрослым первична по отношению к собственно речевому общению, предопределяет саму возможность развития речи. Поэтому, например, речь «техническая» (записанная на магнитофон, звучащая из телевизора и т.д.) никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Если вы установите в Доме малютки магнитофон, и он будет петь по 10 часов кряду колыбельные песни или что-нибудь говорить, это никак не отразится на психическом развитии несчастных младенцев.
Конечно, ребенок постарше будет с удовольствием слушать и детские передачи по радио, и аудиокниги. Но слушание технически воспроизведенной речи возможно и целесообразно только в уже «разработанном» пространстве речи. И оно, конечно же, не может полностью заменить живого, личностно обращенного чтения.
Личностная обращенность в передаче информации сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека. Именно поэтому, например, индивидуальные занятия с педагогом по какому-нибудь предмету (и особенно – занятия языком) более эффективны, чем групповые. Именно поэтому так важно, чтобы у подростков был человеческий контакт с педагогом и т.п.
Поэтому, видимо, и чтение детям вслух в любом возрасте оказывается действенным механизмом развития.
Поэтому
ЧИТАЙТЕ
ДЕТЯМ
ВСЛУХ!
Злотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в учительском, и даже не в библиотечном кармане, а в кармане читающего родителя. Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить ситуацию с чтением в стране к лучшему. Ради успешного настоящего и будущего своего ребёнка родители готовы горы свернуть, в том числе и гору, называемую “Чтение”. Надо лишь убедить их, что в этой “горе” и заключено счастье их детей и внуков, если понимать счастье как полноту жизни, радость творчества, способность мечтать, любить, самостоятельно думать, быть благодарным родителям и полезным обществу. Также психологи утверждают, что привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей.
Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнок не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили, чтобы ему сопутствовала удача. Но для этого, прежде всего, он должен научиться читать.
Мировой опыт подсказывает, что необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению – кладези знаний, идей и мудрости.
Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Всё чаще мы слышим, что пятибалльная система изжила себя. На смену ей идёт другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности как в рамках школьной программы, так и вне её. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.
В “портфель” достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность ребёнка: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения и др.
От того, что и как читают наши дети, и читают ли вообще, зависят их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.
КАК ЖЕ СТАТЬ РОДИТЕЛЯМИ ЧИТАЮЩЕГО РЕБЁНКА?
Вот несколько важных советов, как правильно организовать детское чтение дома.
Дошколёнок не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.
Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать, начинает складываться начитанность, и в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Еще лучше, если сама обстановка усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, читаем сказку в затенённой комнате, и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Чтобы мобилизовать внимание ребёнка, очень полезно иметь в режиме дня постоянное время для чтения. Это вечерние часы перед сном как успокоение и тихое, задушевное общение с книгой и мамой.
СОВЕТ ВТОРОЙ
Никогда не переутомляйте малыша. Ребёнок в возрасте до двух лет может сосредоточиться на книге 1–2 минуты, но и детям постарше читают не более 15–20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. И как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Конечно, речь идёт об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребёнок может слушать много дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком – мамой, папой, бабушкой, – малыш то отключается, то слушает вновь. Вообще исходите из натуры своего ребёнка.
СОВЕТ ТРЕТИЙ
Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ведь именно поэзия вызывает первый интерес к чтению, а сказки для маленьких близки к стихам. Ритм, музыка речи, чарует маленького. Трёхлетняя Даша требовала, чтобы ей вновь и вновь читали сказку “Аленький цветочек”, повергая родных в изумление (сказка ей недоступна). Наконец, поняли: дочка наслаждалась напевностью старинного русского сказа. Аналогичные наблюдения есть у К.И. Чуковского.
Детское ухо чутко воспринимает интонацию. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей (медведя, заиньки, комара и др.), а также смешную, грустную или страшную ситуацию, но не перебарщивайте. Знаменитый артист И. Ильинский рассказывал, что однажды, читая сыну басни, стал их разыгрывать. Но мальчик прервал его: “Не надо, папа, читай просто”. Очевидно, драматизация мешала ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. А ведь именно в этом и состоит главное очарование книги.
СОВЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ
Помните – ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Малыши это очень любят. “Давай вместе (хором) рассказывать сказку “Репка” (“Колобок”, “Теремок”)”. Любят дети и чтения-беседы
“Вопрос – ответ”, похожие на игру: “Кто это?” – “Мышка-норушка”,
“А это кто?” – “Лягушка-квакушка”. А вот чтение-беседа по книжке В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”: Когда гулять плохо? (“Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, каждый знает – это вот для прогулок плохо”). Когда гулять хорошо? (“Дождь покапал и прошёл, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям”) и т. д. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребёнок попеременно то отвечает, то сам задаёт вопросы. Короткими репликами выражайте своё отношение к героям и событиям, например: “Вот молодец!”, “Как страшно!”, “Какой негодник!” и т. д. Иногда, когда малыш неправильно реагирует на произведение, это просто необходимо. Так, слушая сказку “Гадкий утёнок” Андерсена, дети смеются, когда полумёртвый, обледенелый утёнок, попав в крестьянскую избу, упал в бачок с мукой. Чтобы подправить восприятие, хватает одной реплики: “Бедный утёнок, мука попала ему в глазки”.
СОВЕТ ПЯТЫЙ
Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально доводит своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё всё одно и то же произведение. Подобно тому, как мы тем больше наслаждаемся любимой оперой, симфонией, чем лучше знаем её, так и дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: детей волнуют и сюжет, и герои, и образные, поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т. д. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей. Однако детская природа противоречива: малыш любит повторения, но он жаждет и новизны впечатлений, всё новых и новых книг.
СОВЕТ ШЕСТОЙ
Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать. Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладеет грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У него ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Так, в шесть-семь лет ребёнок с упоением слушает “Робинзона Крузо” (с купюрами), а сам одолеет лишь “Курочку Рябу”.
Читайте ребёнку вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие
книги, с которыми ему самому не справиться.
Как беседовать с детьми о книгах
Младенец ещё не говорит, а мы уже показываем ему картинки в книге, побуждая называть слова. Но как только маленький сын (дочь) начинает овладевать активной речью, у него появляется страстное желание говорить, только он пока не знает, о чём и как. Вот тут-то беседы о книгах точно бальзам на его душу, потому что дают поводы для разговоров.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ
Беседы о книгах с детьми от двух до пяти лет – это чтение с пояснениями, где главная цель – помочь воспринять содержание, осваивая язык. Дальше эта задача, конечно, сохраняется, но к ней прибавляется
и другая – ребёнка побуждают выражать своё отношение к прочитанному: “О чём эта книга? Она тебе понравилась? Почему? А что больше всего понравилось? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется?” и т. д.
СОВЕТ ВТОРОЙ
Дети сильно переживают книги, бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребёнка перемежались вашими впечатлениями. “Какое место в книге понравилось тебе больше всего? А мне...” или: “Когда ты смеялся? Когда тебе было страшно? А вот мне...”. Непринуждённость и создает близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.
СОВЕТ ТРЕТИЙ
Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. На прогулке ребёнок с удивлением увидел дождевого червя, и вы говорите: “Это червяк, без него не росли бы ни цветы, ни травы, ни деревья. Ведь для этого надо землю рыхлить, перевёртывать. Только я не знаю, как же он это делает, ведь у него нет лапок. Пойдём в библиотеку и возьмём книгу “Подземный путешественник” (Н. Романовой)”. Возбуждая любознательность, накапливаем у ребёнка вопросы: Почему осенью опадают листья? Почему бывает день и ночь? Почему на автомобиле попеременно зажигается то одна, то другая фара? и т. д. “Пойдём в библиотеку, найдём в книгах ответы на эти вопросы”. Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, писателях и художниках, об исторической эпохе и т. д.
СОВЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ
Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления, через день, два. Впрочем, здесь нет твёрдых правил и не исключено, что ребёнок сам захочет сразу поговорить о книге, взволновавшей его.
СОВЕТ ПЯТЫЙ
Дети любят делиться своими впечатлениями, только не превращайте беседу в экзамен. Плохо, если они уловят её проверочный характер. Разговаривайте так, чтобы ребёнок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удаётся, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать.
СОВЕТ ШЕСТОЙ
Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребёнка (о чём эта книга?), и стройте её так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы – детский пересказ, о чём образно и точно сказал современный педагог И.Я. Линкова: “Часто разговоры с ребятами о книгах превращаются в бесконечный детский монолог. Дети ведь очень любят поговорить, поделиться тем, что узнали. Только мы их редко слушаем! Стоит иногда лишь спросить: “Ну и про что же там написано?” – из мальчишки так и хлынет: “Этот пошёл..., а тот сказал..., а тогда этот ка-ак стукнет!!” – целый поток не слишком связных, не слишком вразумительных слов. Не перебивайте. Пусть говорит. Это очень ему полезно. Если хотите, это тоже одна из целей вашего книжного разговора – развитие речи, логического мышления”.
Дети действительно часто говорят сумбурно, но это не значит, что они не способны к связной передаче сюжета. Напротив, стоит попросить ребенка рассказать по порядку, и он сразу и охотно стремится сделать это, особенно по иллюстрациям.
СОВЕТ СЕДЬМОЙ
Внимательно слушая пересказ, вы можете осторожно направить внимание ребёнка на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность (меткую характеристику героя, изображение пейзажа, образное, поэтическое слово).
Вообще надо сказать, что маленькому читателю должен быть доступен главный смысл произведения. Что касается частностей, иногда прекрасных, то они могут быть и не восприняты и объяснять их не надо. Люди потому и перечитывают книги, что каждый раз видят в них что-то новое, не замеченное прежде.
СОВЕТ ВОСЬМОЙ
Проведение бесед требует чувства меры, иначе они могут вызвать скуку и разрушить впечатление. Поэтому в беседе избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.
Дети любят общаться с нами, а беседа – высшее духовное общение: это и возможность показать себя перед мамой и папой в лучшем свете (“Какой умный у вас сын (дочь)”!), это и радость открытия (“Увидел то, чего не заметили другие”), это и счастье утверждения (“Я понял!”, “Я знаю!”, “Я могу!”).
Только повторяем, не превращайте беседу в экзамен, что пугает ребятишек, отбивает веру в свои силы, отвращает от чтения.
СОВЕТ ДЕВЯТЫЙ
Если ваш ребёнок делает первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. Полезно родителям обзавестись специальными пособиями по обучению детей технике чтения. Сейчас таких пособий на книжном рынке появилось огромное множество.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Памятки для родителей
- Обязательно к прочтению всем родителям и взрослым.
Французский писатель Даниэль Пеннак, автор эссе “Как роман”,
составил 10 прав читателя:
- Право не читать.
- Право перескакивать страницы.
- Право не дочитывать книгу.
- Право перечитывать.
- Право читать что попало.
- Право на боваризм.
- Право читать, где попало.
- Право втыкаться.
- Право читать вслух.
- Право молчать о прочитанном.
- Памятка для родителей.
- Начинайте читать малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал “чтения после обеда” или “на ночь”. Читайте ребёнку вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
- Воспользуйтесь психологическим принципом “неоконченного действия”: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (“Ах, прости, я должен уйти, мы остановились вот тут”) и оставьте ребёнка наедине с книгой... А через некоторое время спросите: “Ну, расскажи, что там было дальше, мне очень интересно!”
- Читайте сами “про себя” у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
- Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового он из неё узнал.
- Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему?
- Чему учит эта книга?
- Предложите нарисовать картинку к самому интересному
отрывку из книги или выучить его наизусть.
- Хвалите ребёнка за чтение.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
- Подпишите его на какой-нибудь журнал: о футболе, конном спорте… Одним словом о том, что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
- Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
- Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории... Может быть, он просто ещё не нашёл то, что ему по вкусу.
- Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
- Запишите его в детскую или районную библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор.
- Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребёнок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим её, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями.
- “Недельное чтение” – это маленькие подсказки для мам и пап, что читать и чем заниматься со своим ребёнком в каждый день недели: понедельник: мама читает, я слушаю; вторник: мама читает, я запоминаю; среда: мама читает, я спрашиваю; четверг: мама читает, я сочиняю;
пятница: мама читает, я рисую; суббота: мама читает, я играю;
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙУважаемые родители! Если вы столкнулись с проблемой отсутствия у вашего ребёнка интереса к чтению, ответьте на следующие вопросы:
- Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Читаете ли Вы ребёнку?
- Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?
- Какие книги он предпочитает?
- Как вы поощряете его читательские стремления?
- Дарите ли вы своему ребёнку книги?
- Есть ли у вас на этот счёт какие-то убеждения?
- Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
- Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?
- Как Вы поступаете, если ребёнок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?
- Есть ли у ребёнка личная библиотека? Сколько в ней книг?
- Какие детские газеты и журналы Вы выписываете для своего ребёнка?
- Какие книги вызывают наибольший интерес у Вашего ребёнка?
- Какие произведения читались вслух или обсуждались в семье?
- Рассказывает ли ребёнок Вам о прочитанных книгах?
- Отведены ли в режиме ребёнка специальные часы для самостоятельного чтения?
- О чём бы вы хотели узнать на собрании?
На большинство вопросов вы ответили: “Нет” или “Не знаю”? Не расстраивайтесь, наши совместные старания дадут добрые всходы, ваш ребёнок будет уметь и любить читать, каждый день вашей семьи будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аромштам, М. С. Три вариации на тему детского чтения /
М. С. Аромштам // Библиотека в школе. – 2010. – № 01. – С.16-21. - Кашкаров, А. Углубленное понимание личностного интереса ребёнка как детерминирующего фактора развития гармоничной лично-сти / А. Кашкаров // Библиотечное дело. – 2011. – № 13. – С. 42-43.
- Кушарева, Т. Е. Школа, семья, библиотека : грани сотрудничества в приобщении ребёнка к чтению / Т. Е. Кушарева // Школьная библиотека. – 2011. – № 8. – С. 6-17.
- Лукзен, Л. Растим читателя / Л. Лукзен // Семейное чтение. – 2010. – № 4, № 5. – С.24-27.
- Пеннак, Д. Читаем. Неотъемлемые права читателя [Текст] /
Д. Пеннак // Библиотека в школе. – 2005. – № 1. – С. 2-7. - Петтер, Г. Магический куб. Чтение и психологическое развитие ребёнка / Г. Петтер // Библиотека в школе. – 2010. – № 05. – С. 32-36.
- Чаусова, С. А. Для чего люди читают? Громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя / С. А. Чаусова // Библиотека в школе. – 2009. – № 01. – С. 9-17.
8. Информация об исследовательских проектах по детскому чтению в США и о докладе «Becoming a Nation of Readers» взята из статьи известного американского педагога Джима Трилиза «Новое руководство по чтению вслух» (перевод с английского Н. Гончарук», сборник материалов «Чтение с экрана и «на слух»: опыт России и других стран» - М.: «Русская библиотечная ассоциация», 2009)
- Семейное чтение в год семьи / сост. Т. Д. Жукова. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320 с.
- Родительское собрания по детскому чтению / сост. Т. Д. Жукова. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. –
288 с. - Праздник книги и чтения : сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией / Российская государственная детская библиотека. – Москва : Школьная библиотека, 2005. – 288 с.
- Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти : энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н. Тимофеева. – Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2000. – 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Прививаем детям любовь к чтению» Памятка для родителей.
В материале даны советы родителям дошкольников, которые помогут приобщить ребенка к чтению, пробудят интерес к книге.Например:-Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и по...
Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению»
Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, ег...
Прививаем детям любовь к чтению
Памятка для родителей, как привить детям любовь к чтению...
Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению»
Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношен...
Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Памятка для родителей«Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Рекомендации «Прививаем детям любовь к чтению»
Прививаем детям любовь к чтению...
Консультация для родителей «Прививаем детям любовь к чтению»
laquo;Человек, любящий и умеющий читать, -счастливый человек.Он окружен множеством умных,добрых и верных друзей.Эти друзья — книги.»(К. Паустовский)...