Практикум для родителей"Как хвалить и наказывать ребенка"
консультация по теме

Систематизировать знания родителей о методах поощрения и наказания, ориентировать на использование эффективных приемов в воспитании детей дошкольного возраста на основе анализа педагогических ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nakazyvat_i_hvalit_rebenka.docx11.49 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей «Как хвалить и наказывать ребёнка»

Цель: систематизировать знания родителей о методах поощрения и наказания, ориентировать на использование эффективных приемов в воспитании детей дошкольного возраста на основе анализа педагогических ситуаций.

Ход мероприятия:

Воспитатель  здоровается с родителями, напоминает психологический смысл использования поощрений и наказаний:

Психологический смысл наказания – чтобы ребенок понял, осознал свою вину, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникшего во время проступка.

Психологический смысл поощрения – чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо. Также поощрение доставляет ребенку чувство радости от достигнутого успеха.

Родителям предлагается рассказать, как они поощряют и наказывают своего ребенка.

Упражнение «Какие бывают наказания».

На доске вывешиваются карточки с формами наказаний: физические, словом, изоляцией, лишением приятного.

 Родителям предлагается подумать, какие наказания можно отнести к каждой группе.

Физические – битье, шлепки обзывательства – приводит к страху, лжи, замкнутости;

Словом – крик, нотации, угрозы, насмешки, – приводит к эмоциональному стрессу;

Изоляцией – угол, молчание (бойкот, стул, одиночество – необходимо обязательное учитывать возраст и психологические особенности ребенка;

Лишением приятного – сладостей, просмотра телевизионных передач, отказ от совместной деятельности, гостей – являются наиболее эффективными способами наказания.

Упражнение «Какие бывают поощрения».

На доске вывешиваются карточки с формами поощрений:

физические, словом, временем, подарками.

Родителям предлагается подумать, какие поощрения можно отнести к каждой группе.

Физические – объятия, поглаживания, поцелуи, пожимание руки;

Словом – одобрение, похвала, предвосхищающая оценка, эмоциональная поддержка;

Временем – совместные игры, деятельность, чтение, прогулки, разговоры, посещение гостей;

Подарки – сюрпризы, сладости, игрушки.

Затем родители объединяются в две группы, и проводится упражнение «Правила поощрения», «Правила наказания».

Первая группа родителей обсуждает правила, которые необходимо соблюдать при использовании наказаний, вторая – при использовании поощрений.

Воспитатель подводит итоги:

Как нужно поощрять детей дошкольного возраста.

1. Оценивать поступок, а не личность!

2. Давать особо почетные поручения (когда ребенку поручается нечто большее, чем обычно) .

3. Поощрять не только за результат, но и за попытку достигнуть результата, за старание сделать хорошо.

4. Удачно подобранные слова и фразы могут служить поощрением.

5. Использовать минимальные вознаграждения, как символ успеха и достижения.

6. Чем разнообразнее и неожиданней поощрения, тем они действеннее!

7. Поощрения должны исполняться.

8. Можно использовать варианты «косвенного одобрения».

9. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, стоит начинать с похвалы!

10. Поощрения не должны быть чрезмерны!

11. Поощрений в количественном соотношении должно быть больше, чем наказаний!

Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста

1. Молчанием!

2. Лишением любви!

3. Физически! (вызывает страх, ответную агрессию)

4. Криком! (воспринимается ребенком как словесное битье)

5. Наказание должно быть значимо для ребенка!

6. Наказания должны выполняться, т. к. запугивание приводит к неверию ребенка в возможность наказания.

7. Наказание не должно быть отсроченным!

8. Наказывать должен тот, в чьем присутствии произошел случай.

9. За один раз – одно наказание.

10. За один и тот же проступок не наказывают дважды.

11. Нельзя наказывать деятельностью.

12. Наказание не должно затрагивать, унижать личность ребенка!

13. Наказание не должно совершаться в присутствии посторонних людей!

14. Наказание должно быть не нормой, а исключением!

Упражнение «Педагогические ситуации».

Психолог предлагает каждой группе родителей педагогическую ситуацию и просит найти наиболее эффективные способы поощрения – наказания ребенка.

Педагогические ситуации:

1) В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

2) Во время обеда ребенок постоянно вертится. В результате он проливает тарелку с супом. Как отреагирует мама? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

После обсуждения в группах происходит совместный поиск эффективных приемов решения ситуаций.

Упражнение «Правильно ли?»

Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.

1) После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая певица в группе!»

(Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты пела  хорошо!»)

2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, игрушки сложены».

(Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)

3) Мальчик играл с другом. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»

(Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты научился играть в шашки!»)

4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»

(Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты помог мне сегодня. Всё сделал, как было надо»).

Воспитатель подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........

Семинар-практикум для родителей "Как организовать день рождения ребенка"

Каждому родителю хочется, чтобы этот день был для малыша радостным. Вот поэтому я хочу помочь родителям и дать несколько советов....

Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».

Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптационных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей....

Семинар - практикум для родителей "Роль общения в жизни ребенка 2-3 лет"

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

·        Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.·        Привлечь внимания роди...