Роль двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления
статья по логопедии на тему

Между двигательной и речевой функциональными системами существуют опосредованные отношения, складывающиеся при нормальном их развитии определенным образом на каждом из этапов раннего онтогенеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_i_rech.odt22.75 КБ

Предварительный просмотр:

  Роль двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.

Положение об исключительной роли двигательного анализатора в развитии высших психологических функций человека опираются на многочисленные данные отечественных и зарубежных исследователей. Исследования И.И. Сеченова, И.Л. Павлова, А.А. Ухтомского, В.И. Бехтерева, М.М. Кольцова, Н.И. Жинкина, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления.

Данные многих авторов показывают, что различные виды деятельности, как и поведение человека, обеспечиваются двигательными действиями и непременным языковым опосредованием. Именно через движение и слово прежде всего ребенок  познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром, формирование «сенсорно-моторного уровня сознания» как начального этапа становления личности. Движения, моторные действия и речь как средство общения обеспечивают возможность осуществления различных видов деятельности и вместе с тем могут выступать в качестве самостоятельной психомоторной или речевой деятельности.

Становление двигательной и речевой функциональных систем осуществляется в раннем онтогенезе и имеет поэтапный характер. Оно определяет первые поведенческие реакции ребенка, а так же все его последующее психофизическое развитие.

Первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. Развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, определяемый положительным созреванием ЦНС, а также многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни. Развитие движений в онтогенезе представляет собой процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта, которым ребенок в момент рождения не обладает. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребенка в целом формирование всех основных движений завершается.

В 7-8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу. Под контролем и участии слуха и зрения, которые интенсивно развиваются в первые месяцы жизни ребенка, начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет. Простые действия с игрушкой превращаются в несложные предметно-игровые: кубики кладет в коробку, мяч бросает, куклу убаюкивает.

На фоне оживленных движений рук и ног возникают голосовые реакции, лежащие в основе развития речи. Функция речедвигательного анализатора строится на ранних филогенетических функциях двигательного анализатора: неречевые голосовые реакции, сосание, жевание и другие.

По мере усвоения детьми действий с игрушками постепенно устанавливается связь между предметом, действием и словами, их обозначающими. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. В процессе разнообразной деятельности дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам. Посредством активной деятельности и взаимодействия с предметами постепенно накапливается активный словарь, происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций.

 Последовательность усвоения звуков также подчиняется закономерностям развития речедвигательного анализатора. На эту последовательность могут оказывать влияние те комплексы движений, которые связаны с безусловно-рефлекторными реакциями. Сторонники моторной теории развития речи выдвигают идею, согласно которой ребенок усваивает целые речедвигательные комплексы, соответсвующие словам и фразам. Затем, когда эти комплексы образуются в произношении, речедвигательный анализатор становится способным оказывать решающую роль слуховому анализатору в процессе восприятия речи. Само развитие мышечной чувствительности, способность различения тех или иных движений, предполагает наличие дифференцированности в слуховом, зрительном и других сенсорных анализаторах.

Постепенность перехода от простых артикуляторных комплексов к сложным связано с поэтапным созреванием моторных систем мозга. Произносительная сторона речи обеспечивается четко координированными движениями органов периферического отдела речевого аппарата. Даже при восприятии звучащей речи имеют место соответствующие микродвижения.

Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов. Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то можно отметить, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является собственно ее частью. По результатам исследований, у детей, которым была дана возможность ежедневно свободно передвигаться, попытки звукоподражания появлялись раньше, чем у детей, движения которых были ограничены.

Как считают многие исследователи детской речи, двигательная речевая область расположена совсем рядом не только с двигательной областью. Площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны, а речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому при изучении речевого онтогенеза особого внимания заслуживают исследования, доказывающие корреляцию между степенью развития моторики кисти рук и уровнем развития речи у детей. Так, М.М. Кольцова и В.И. Лубовский считают, что развитие движений в преддошкольном возрасте оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на формирование речи. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, т. е. совместная активность моторной и речевых зон. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитии речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Такая взаимообусловленность двигательной и речевой функциональных систем в их становлении в дошкольном онтогенезе и активное взаимодействие в последующие возрастные периоды носят сложный опосредованный характер. Сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, а в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми. По мнению Л. С. Выготского индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям взрослых, а затем слово становится для ребенка средством организации собственного двигательного поведения.

Таким образом, между двигательной и речевой функциональными системами существуют опосредованные отношения, складывающиеся при нормальном их развитии определенным образом на каждом из этапов раннего онтогенеза и превращающиеся в дальнейшем в сложное функциональное взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль картины в развитии речи и мышления детей раннего возраста

Занятие с картинками необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В  первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Оно играет стратегически важную роль в развитии вы...

Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом раз...

Деловая игра «Роль логико- математических игр в развитии памяти и мышления у детей с ОНР.»

Логико-математические игры играют большую роль в развитии умственных способностей у детей с ОНР, развивают память и мышление. Использование занимательной математики позволяет укреплять не только...

Проект." Использование метода ТРИЗ «Системный анализатор» в развитии речи детей среднего дошкольного возраста."

Овладевая языком, ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает совершенное орудие для обмена мыслями. В своей работе по развитию речи с детьми я выбрала...

«Играем – речь развиваем!» (игры для развития речи и мышления у дошкольников с задержкой психического развития)

Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать ...

Роль пересказа в развитии речи и мышления

Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца....

Роль двигательного анализатора в развитии речи

Аннотация: в статье рассмотрены особенности движения пальцев рук впсихоречевом развитии ребенка, а также приведены развивающие игры играфические упражнения для развития пальчиковой моторики, зрительно...