Взаимодействие логопеда и воспитателя в логопедических группах ДОУ.
материал по логопедии по теме

Задания логопеда  воспитателям по развитию лексики, грамматики, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyal_logopeda_s_vospitatelyami.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь (3 неделя)

Осень. Деревья

Словарь.

Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Мелкая  моторика

Игра «Один - много».

   Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч.

    Например: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ – плащи, птица – птицы и т. д.

Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении.

«Прошло лето, и наступила... Дни стали... Подул... Стало... Люди одеваются... На деревьях... На землю... Моросит... Увядает... На юг... Люди собирают... Скоро наступит...»

Дети составляют рассказ вначале с  помощью взрослого, затем без помощи взрослого.

Осенние листья.

(Загибать пальцы по очереди, начиная с большого).

Раз, два, три, четыре, пять,

(Сжимать и разжимать кулаки).

Будем листья собирать

(Загибать пальчики, начиная с большого).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Сентябрь (4 неделя)

Огород. Овощи

Словарь.

Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Мелкая  моторика

Игра «Назови ласково».

Цель: развивать навык словообразования  существительных с помощью уменьшительно-ласкательных

суффиксов (лук - лучок, огурец -

огурчик и т. д.)

Составление предложений описательного характера об овощах.

Использовать прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый.

Глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.

 Овощи

Чищу овощи для щей.(Хлопаем в ладоши)

Сколько нужно овощей?

(Разводим руки в стороны)

Три картошки, две морковки,

(Загибаем пальцы)

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок. (Разгибаем пальцы)

Потеснись-ка ты, капуста,

(Ладошками отодвигаем капусту в сторону)

От тебя в кастрюле густо!

(Выставляем большие пальцы)

Раз-два-три, огонь зажжён –

Кочерыжка, выйди вон! (Хлопаем в ладоши).

Октябрь (1 неделя)

Сад. Фрукты

Словарь.

Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Один - много».

Цель: развивать навык образование множественного числа существительных (яблоко — яблоки,

огурец — огурцы).

Составление предложений описательного характера о фруктах (цвет, форма, вкус фрукта).

Использовать прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый.

Глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.

Пальчиковая гимнастика «Сливы».

(Поочередно загибать, а затем разгибать пальцы).

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец  - самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Октябрь (2 неделя)

Сбор урожая. Ягоды. Грибы

Словарь.

Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Что приготовим?» (по картинкам)

Я приготовлю из грибов грибной суп.

Я сварю из малины малиновое варенье.

Я сварю из черники черничное варенье.

Я сварю из земляники земляничное варенье.

Я сделаю из клюквы клюквенный морс.

Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

Обучение пересказу. Я.Тайц «По грибы».

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:

- Ну–ка, кто больше наберет!

Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:

- Бабушка, давай меняться лукошками!

- Давай!

Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:

- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!

Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:

- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.

Вопросы:

- Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?

- Зачем они пошли в лес?

- Что сказал дедушка, провожая их в лес?

- Что они делали в лесу?

- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?

- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?

- Что сказал дедушка, когда они вернулись?

- Что сказала Надя?

Пальчиковая гимнастика «Грибы».

(Шагаем пальчиками по столу)

 Топ-топ – пять шагов,

 (переплетая пальцы обеих рук – туесок, сжать кулачок)

  в туесочке пять грибов.

 (на каждую строчку разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)

  Мухомор красный – гриб опасный,

   А второй – лисичка, рыжая косичка.

   Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

   А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

   Пятый гриб – белый, ешь его смело!»

Ягодки

(Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ).

С ветки ягодки снимаю

(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку).

И в лукошко собираю.

(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой).

Будет полное лукошко.

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой).

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот).

Легким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

Октябрь (3 неделя)

Домашние птицы

Словарь.

Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Один - много» (с мячом)

Педагог бросает поочередно каждому ребенку мяч, произнося словосочетания.

 Дети образуют множественное число имен существительных, договаривая фразы:

гуляет гусь - гуляют... (гуси);

плавает утка - плавают... (утки);

ходит курица - ходят... (куры);

кричит петух - кричат... (петухи); бегает цыпленок - бегают... (цыплята).

Дети составляют предложения по картинкам (по вопросам).

Утята

Поочередно сгибать все пальцы рук, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Раз-два — шли утята.

Три-четыре — за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался

Громко-громко запищал:

- Пи-пи-пи — не пищи!

Мы тут рядом, поищи!

Октябрь (4 неделя)

Дикие птицы

Словарь.

Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «У кого кто?».

У всех птиц бывают птенцы, назовем их.

У кукушки - кукушата.

 У скворца - скворчата.

 У стрижа - стрижата.

 У диких уток - утята.

 У грача - грачата.

 У журавля - журавлята.

 У лебедей - лебедята.

 У диких гусей - гусята.

Игра «Отгадай, какую птицу мы загадали?».

На доске - картинки птиц (3 - 4 штуки). Воспитатель описывает одну из птиц, дети отгадывают. Затем наоборот.

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Ноябрь (1 неделя)

Домашние животные

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Как животные помогают людям?»

 Как животные помогают людям?

 Ответы фразой:

 Корова дает молоко.

 Лошадь возит грузы.

 Кошка ловит мышей.

 Собака сторожит дом.

 Овца дает шерсть.

 Коза дает молоко и шерсть и т. д

Игра «Отгадай и назови»

 Перед детьми выставлены картинки с изображением лесных животных.

По описанию воспитателя дети отгадывают животное, показывают его на выставленной картинке среди других и называют.

Затем описывают животного сами.

Киска

 Киска ниточки мотала

(вращать руками, как бы наматывая нить на клубок)

И клубочки продавала.

(вытянуть обе ладони вперед)

Сколько стоит?

Три рубля.

 Покупайте у меня!

(показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони).

        

Ноябрь (2 неделя)

        Дикие животные наших лесов

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Охотники» (с мячом)

 Воспитатель, бросая мяч каждому из детей, называет дикое или домашнее животное.

Дети - охотники, они должны ловить мяч только тогда, когда воспитатель назвал дикое животное.

Игра «Загадай загадку»

Вызванный ребенок получает картинку по теме и, не показывая ее другим детям, старается описать животное так, чтобы дети догадались, кто изображен на картинке. Воспитатель задает при необходимости наводящие вопросы

Три медведя

Три медведя шли долой,

 дети идут по кругу,

 Папа был большой-большой,

(руки  -  вверх),

 Мама - чуть поменьше ростом,

(руки на уровне груди),

 А сынок - малютка просто,

(присели),

 Очень маленький он был,

(покачивание в приседе),

 С погремушками ходил.

(хлопают в ладоши над головой).

Ноябрь (3 неделя)

Звери зимой. Подготовка к зиме

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Кто с кем пришел?»

Воспитатель: Ребята! У лисы сегодня день рождения. Она пригласила друзей.

С кем живет лиса? (лиса живет с лисятами).

 В гости к лисе пришли:

Заяц с зайчонком (зайчатами).

Еж с ежонком (ежатами).

Медведь с медвежонком  (медвежатами).

Белка с бельчонком (бельчатами).

Волк с волчонком (волчатами).

 

Что лиса приготовила гостям?

Белке – орехи, грибы, шишки.

Медведю – мед, ягоды.

Волку – рыбку.

Зайцу – морковь, капусту, кору деревьев.

Ежу – яблоки, грибы.

Заучивание стихотворения.

Есть у каждого свой дом.

У лисы в лесу густом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

Внимательный мишка.

По полянке мишка шел        

(пальцы одной руки шагают по ладони другой)

И в бочонке мед нашел.        

(царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)

Лапкой мед он доставал,        

(надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки)

Язычком его лизал.        

(круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)

Нету меда!        

(крепко зажать кулаки)

Где же мед?        

(выпрямить напряженные пальцы)

Ищет мишка – не найдет.        

(ладони на щеках, качаем головой)

Hyжнo обязательно

Мишке быть внимательным.        

(указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы).

        

Ноябрь (4 неделя)

Животные северных и южных стран 

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Скажи правильно» с мячом.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку задает вопрос на сравнение и называет двух животных.

Ребенок должен сравнить животных и ответить одним предложением.

Пример вопросов:

Кто быстрее черепаха или кобра? Ответ:  «Кобра быстрее черепахи».

Кто тяжелее крокодил или кенгуру?

Кто сильнее тигр или зебра?

Кто больше слон или лев?

Кто выше жираф или тигр?

Игра «Зачем?».

Оборудование: игрушки диких животных жарких стран.

Ход игры: воспитатель раздает игрушки детям, и в зависимости, какая игрушка у ребенка задает вопрос, касающийся этого животного. Приветствуются и обсуждаются любые ответы ребенка.

Примеры вопросов:

Зачем обезьянке хвост?

Зачем слону хобот?

Зачем тигру клыки?

Это звери

У зверей четыре лапы.        

(поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках)

Когти могут поцарапать.

(пальцы двигаются как коготки)

Не лицо у них, а морда.        

соединить пальцы двух рук,

(образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз)

Хвост, усы, а носик мокрый.        

(волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)

И, конечно, ушки        

(растираем ладонями уши)

Только на макушке.

(массажируем две точки на темени).

Декабрь (1 неделя)

Зима

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Детям нужно подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос, какой? какая?

 Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

 Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

 

 День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

     Детям предлагается нарисовать зимнюю картину, а затем по этой картине составить предложение или рассказ.

Зима

Пришла зима,        

(трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз.        

(пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима,        

(трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос.        

(ладошкой массажируем кончик носа)

Снег,        

(плавные движения ладонями)

Сугробы,        

(кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед.        

(ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед!        

(одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем))

Теплые штаны наденем,        

(ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки.        

(ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем        

(круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики.        

(ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Зимний месяц называй!        

(ладони стучат по коленям)

Декабрь, Январь, Февраль.

(кулак, ребро, ладонь).


Декабрь (2 неделя)

Зимующие птицы.

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Беседа.

Зимующие птицы - почему их  так называются; чем они питаются; где живут; в чём их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.

Синичка

Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Ей было очень холодно. У окна стояли дети. Они открыли форточку, и синичка влетела в комнату. Птичка была очень голодна, она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили птичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.

 Обсуждение прочитанного рассказа.

-Каково было синичке зимой? (холодно, голодно, она замерзала)

-Что сделали дети? (впустили синичку, накормили, оставили у себя жить)

-Почему они это сделали? (пожалели синичку)

-Что дети сделали весной? (выпустили синичку на волю)

-Как синичка отнеслась к поступку детей? (обрадовалась, весело запела)

Десять птичек – стайка

(Поочередно разгибать пальчики)

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это – развеселый чиж.

Ну а это – злой орлан.

Птички-птички, по домам!

(обе ручки быстро сжать в кулачки, "пряча птичек")


Декабрь (3 неделя)

Зимние забавы.

Новогодний праздник.

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Один - много».

Конек - коньки,

 клюшка - клюшки,

шайба - шайбы,

снежинка - снежинки,

сугроб - сугробы,

сосулька - сосульки,

горка - горки,

 мороз - морозы,

метель - метели,

вьюга - вьюги,

снежок - снежки,

 Снегурочка - Снегурочки...

Прочитать детям стихотворение.

Зимние забавы.

К нам пришла зима, зима!

 Все в снегу - земля, дома.

 Посмотри-ка, снегопад,

 Ой, снежинки к нам летят!

На деревья, на машины,

 Очень белая картина!

 Возле дома - снеговик,

 Нос морковкою торчит.

Кто его слепил? - Детишки,

 И девчонки, и мальчишки.

 А  зимой у нас снежки,

 Санки, лыжи и коньки!

На елке

 Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

(Ритмичные хлопки в ладоши).

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

(«Шагать» средним и указательным пальцем по столу).

Дал большущие пакеты,

В них же - вкусные предметы:

(Ритмичные хлопки в ладоши).

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

(Загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная с большого).

        

Декабрь (4 неделя)

Одежда

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Жадина».

Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Чьи  брюки?».

Ребенок бросает мяч обратно и говорит: «Мои синие брюки».    

Чье платье? Мое красивое платье.    

Чей свитер? Мой теплый свитер

и т. д.    

Игра  «Кто во что одет».

 Ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать eё.

Например: «У Маши - платье,  у Пети - рубашка и брюки»; взрослый может помогать детям  наводящими вопросами.

Магазин одежды

 Открываем магазин,        

(соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)

Протираем пыль с витрин.

(ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)

В магазин заходят люди,        

(подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)

Продавать одежду будем.        

(костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки, дети называют различную одежду)

Магазин теперь закроем,        

(фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)

Каждый пальчик мы помоем.        

(массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки)

Потрудились мы на «пять» -        

(потираем ладони)

Пальцы могут отдыхать.        

(поглаживаем каждый палец).


Январь (3 неделя)

Головные уборы

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Беседа «Головные уборы».

Цель: активизация и обогащение предметного словаря.

Ход игры:  воспитатель с помощью детей проводит беседу о головных уборах. Какая   бывает (летняя, зимняя, осенняя, весенняя).

Выучить стихотворение.

Шапка

-А шапка? Куда моя шапка пропала?

 Неужто  шапка сегодня сбежала?

 -Заяц, замёрзший вчера не на шутку,

 Взял твою шапку и сшил себе шубку.

Магазин одежды

 Открываем магазин,        

(соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)

Протираем пыль с витрин.

(ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)

В магазин заходят люди,        

(подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)

Продавать одежду будем.        

(костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки, дети называют различную одежду)

Магазин теперь закроем,        

(фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)

Каждый пальчик мы помоем.        

(массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки)

Потрудились мы на «пять» -        

(потираем ладони)

Пальцы могут отдыхать.        

(поглаживаем каждый палец).

Январь (4 неделя)

Обувь

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Беседа «Что обуем  на прогулку?».

Цель: активизация и обогащение предметного словаря.

Ход игры: воспитатель с помощью детей проводит беседу об обуви. Какая  обувь бывает (летняя, зимняя, осенняя, весенняя), а также знакомит с деталями  обуви.

Прочитать стихотворение.

Ботинок

 Попросила мама сына:

 - Зашнуруй-ка свой ботинок:

 Раз-два — вправо,

 Раз-два — влево!

 — Он не хочет шнуроваться, —

 Митя думал оправдаться.

 И чтоб это доказать,

 Узелочки стал вязать:

 Раз-два — справа,

 Раз-два — слева.

 — Вот! Мешают узелочки

 Мне продергивать шнурочки!

Новые кроссовки

Как у нашей кошки

(Загибают по одному пальчику).

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка  -

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

(Шагают пальчиками).

Новые кроссовки.


Февраль (1 неделя)

Мебель

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Повтори за мной».

Цель: настроить детей на тему на занятия.

Оборудование: стульчики.

Ход игры: дети стоят у стульев и по инструкции воспитателя выполняют различные действия.

Например: «Я кладу руки на спинку стула, убираю руки со спинки стула. Я обхожу стул, сажусь на него, встаю со стула...». Сначала психолог говорит и показывает, дети повторяют. Затем психолог показывает, дети выполняют действия и обговаривают их.

Выучить стихотворение

Мебель

В нашей комнате – столовой

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

 Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне

Есть для платьев шкаф зеркальный

Две широкие кровати, с одеялами на вате,

И березовый комод

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке  - центр музыкальный.

Мебель

Это стул – на  нем сидят

(левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол – за ним сидят

(левая в кулачке, правая  открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат

(руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем

(имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем

(пальчики обеих рук шагают по коленкам)

Февраль (2 неделя)

Посуда

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Отгадай загадку».

Цель: активизация предметного словаря и словаря прилагательных.

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник).

Рыба в море, а хвост на заборе. (Ковш).

Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. (Хлебница).

Круглая, как блин, а сверху ручка. (Сковорода).

Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако, это не река. (Тарелка).

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень -

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож).

Составление описательного рассказа о посуде по схеме:

Что это?

Какого цвета?

Какого размера?

Из какого материала сделана?

Например:

Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нём кипятят воду.

Помощник

(Поочередно загибать, а затем разгибать пальцы).

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже

Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали.


Февраль (3 неделя)

Транспорт

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра – заучивание «Шутки».

Цель: усвоение глагола «ехать» с разными приставками.

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до речки доехали,

Мост переехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до дома доехали,

Во двор заехали, вот и приехали.

Выучить стихотворение.

Шофер

 На нитке машину гулять поведу.

 На нитке домой я ее приведу.

 Почищу ей кузов, кабину, мотор —

 Машину беречь должен каждый шофер.

Путешествие

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук.      

(возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)

Вот ладошечки шуршат,           (потирание ладоней друг о друга)

Наши пальчики трещат.          (потирание кулачков друг о друга)

Теперь в ладоши громко бей,        (хлопки)

А теперь ты их согрей.                 (ладони на щеки)

К путешествию готовы?                (кулаки на коленях)

Да!                                               (руки вверх, ладони раскрыть)

В путь отправимся мы снова:        

(вращательные движения кистями)

Сядем мы на самолет

И отправимся в полет.

(руки вытянуты в стороны, ладони напряжены)

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне.        

(ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)

Едет поезд,        

(ребром ладони двигаем по коленям или по столу)

Колеса стучат.        

(кулачки стучат по коленям или по столу)

С поезда много веселых ребят (зверят).        (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол)

Перечислить имена детей (зверей).

( Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу).


Февраль (4 неделя)

Профессии

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Кому это нужно?».

Цель: образование существительных единственного числа дательного падежа.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и называет орудие труда. Ребенок должен сказать, кому нужно это орудие и на каждое слово ударяет мячом об пол.

Например:

Ножницы – ножницы нужны портнихе.

Градусник – градусник нужен врачу.

Игра «Кто что делает?».

Цель:  образование существительных от глаголов, развитие связной речи.

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: воспитатель раздает картинки с изображением людей разных профессий детям, и спрашивает: «Какая это профессия и чем занимаются люди этой профессии?». Дети должны отвечать по одному  полным ответом.

Например:

На картинке нарисован учитель. Он учит детей.

На картинке нарисован строитель. Он строит дома.

Строитель

(Загибать по очереди все пальцы на руках. На последние строчки -  пальцы обеих рук).

Новый дом, кирпичный,

Теплый дом, отличный!

Дом с балконом и подвалом,

Места много в нем не мало. Специалистом стать хотите?

Учиться нужно на строителя.

        Март (1 неделя)        

Моя семья

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Кто кем приходится?»

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок отвечает и кидает мяч обратно.

 Кто девочка для мамы? (дочка)

 Кто мальчик для мамы? (сын)

 Кто мальчик для девочки? (брат)

 Кто мама для папы? (жена)

 Кто девочка для дедушки? (внучка)

 Кто мальчик для бабушки? (внук)

 Кто мама для бабушки? (дочь)

 Кто папа для мамы? (муж)

 Кто папа для бабушки? (сын)

Пересказ рассказа

«Как Маша стала большой»

(Е. Пермяк)

Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить.

Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили.

Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.

А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:

- Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет.

Стали маленькую Машу называть большой.

Моя семья

Поочередно загибать и разгибать пальцы.

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Март (2 неделя)

Человек. Части тела

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Найди ошибку».

Цель: развитие словесно-логическое мышление, активизация речи в ходе работы.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит предложение о назначении частей тела намеренно неправильно. Ребенок бросает мяч обратно и исправляет предложение.

Например:

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногтями берут, а руками царапают.

Пересказ рассказа «Для чего руки нужны»

 (Е. Пермяк)

 Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.

 Спросил как–то дедушка внука:

 - А для чего, Петенька, людям руки нужны?

 - Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

 - А еще для чего? – спросил дед.

 - Чтобы ложку держать.

 - А еще?

 - Чтобы кошку гладить.

 - А еще?

 - Чтобы камешки в речку бросать.

 Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он

 маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по

 трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет

 держится.

(Выполнять показ частей тела, вместе с педагогами, которые знают дети в соответствии с содержанием стихотворения).

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой.

Март (3 неделя)

Продукты питания

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Магазин».

Цель: расширение словаря относительных прилагательных, закрепление классификации продуктов.

Ход игры: На наборном полотне картинки с классификацией продуктов.

Воспитатель называет какой-либо отдел магазина, например, молочный и дает флажок ребенку. Он называет продукт и передает другому ребенку по очереди и так далее.

Составить рассказ о любом продукте питания, используя тематические картинки.

Повар.

(Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворения).

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки.

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку,

На кружок кладу я горку,

Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю,

Покажу свое уменье -

Вылеплю я сто пельменей!

Март (4 неделя)

Электроприборы

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Закончи предложение»

Ход игры: воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

Мама стирает белье в ... (стиральная машина).

Папа чистит ковер ... (пылесос).

Дочь гладит одежду ... (утюг).

Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).

Даша готовит обед на ... (плита).

Антон разговаривает с другом по ... (телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).

Вера читает книгу под настенной ... (лампа).

Разгадать загадки.

Летом папа наш привез в белом ящике мороз.

 И теперь мороз седой дома летом и зимой

 Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)

Из горячего колодца через нос водица льется. (Электрочайник)

Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается. (Утюг)

Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (Пылесос)

Стоит красивый сундучок, его не тронешь – он молчок.

 Но стоит ручку повертеть – он будет говорить и петь. (Радиоприемник)

В маленьком оконце – голубое солнце.

 У окошка я сижу, на весь мир в него гляжу. (Телевизор)

Четыре красных солнца у бабушки на кухне,

 Четыре красных солнца горели и потухли.

 Поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужны. (Электроплита)

В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пупок,

 Всего одна рука, и та – на спине. (Электрочайник)

По бокам коробки кругленькие кнопки.

 Тут же рядом в уголке ручка с трубкой на шнурке.

 Без языка говорит, прекрасно слышит без ушей. (Телефон)

Через поле и лесок подается голосок.

 Он бежит по проводам – скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. (Телевизор)

Полюбуйся, посмотри – полюс северный внутри!

 Там сверкает снег и лед, там сама зима живет.

 Навсегда нам эту зиму привезли из магазина. (Холодильник)

Протянул свой длинный нос на два метра … (Пылесос)

На столе веселый дятел лист бумаги конопатил.

 Стукал, стукал без оглядки. И отстукал нам загадки. (Клавиатура компьютера)

(На каждую строчку разминаем один палец, начиная от ногтевой фаланги).

Что за шум на кухне этой?                        

 Будем жарить мы котлеты                        

 Мясорубку мы возьмем,                                                    

 Быстро мясо провернем.                            

 Миксером взбиваем дружно                      

 Все, что нам для торта нужно,                  

 Чтобы торт скорей испечь,                        

 Включим мы электропечь.                                              

 Электроприборы – это чудо!                      

 Жить без них нам было б худо.

Апрель (1 неделя)

Весна, изменения в природе

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Скажи  чего много».

Ход игры: воспитатель кидает мяч ребенку и говорит: «Одна лужа, а много?..»

 Речевой материал: лужа – лужи,

капля, туча, дерево, ручей, проталина - … и т.д.

Выучить стихотворение.

Кто пришёл так тихо-тихо?

 Ну, конечно, не слониха,

 И, конечно бегемот

 Тихо так пройти не мог.

 И никто из вас не слышал,

 Как листок из почки вышел,

 И услышать не могли вы,

 Как зеленые травинки,

 Сняв зелёные ботинки,

 Тихо вышли из земли.

 И подснежник тихо вышел.

 И повсюду тишина.

 Это значит, это значит

 Тише всех пришла весна.

На лужайке поутру                                                                     (Дети становятся в круг).

 Мы затеяли игру.

 Я – подснежник, ты – вьюнок.

 Становитесь в наш венок.

 Раз, два, три, четыре –                                                               (Расходятся),

 Раздвигайте круг пошире.

 А теперь мы ручейки,                                                                (Бегают),

 Побежим вперегонки.

 Прямо к озеру спешим,

 Станет озеро большим.

 Становитесь в круг опять –                                                       (Снова становятся в круг).

 Будем в солнышко играть.

 Мы – веселые лучи.

 Мы резвы и горячи.

Апрель (2 неделя)

Перелётные птицы

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Назови ласково».

Речевой материал: кукушка, журавль,

 скворец, соловей,  жаворонок, лебедь,

 грач, утка,  ласточка, грач,  аист.

Отгадать загадки.

 Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.

(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

(Птенец.)

На шесте дворец,

Во дворе певец,

А зовут его…

(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный сторож, друг полей.

Первый вестник тёплых дней.

(Грач.)

Сценка «Аист» (И. Токмакова).

Дети представляют, что они заблудились и спрашивают у аиста (ребенок в шапочке аиста в центре круга):

Аист, аист длинноногий,

 Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою,

 Топай левою ногой,

 Снова правою ногой,

 Снова левою ногой.

 После — правой,

 После — левой,

 Вот тогда придешь домой.

 Дети топают ногами и говорят:

 Топ-топ! Правой — левой,

 Правой — левой.

 Мы идем, идем, идем

 И домой сейчас придем.

Апрель (3 неделя)

Садовые и полевые цветы

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Игра «Один – много».

Ход игры: воспитатель кидает мяч ребенку и говорит: «Один цветок, а много?..»

Речевой материал: сирень – сирени,                   роза – роз, кувшинка,   лилия, одуванчик,   колокольчик, гвоздика,                            ландыш, нарцисс и т. д.                        

Почитайте стихи и загадки, выучите полюбившиеся.

 Пушистый цветок

Качнул ветерок.

Ой! И шапка долой.

(Одуванчик.)

У желтенького солнышка

Лучи не горячи.

У желтенького солнышка

Белые лучи.

(Ромашка.)

Как называются цветы,

Когда в руке их держишь ты?

(Букет.)

Наши алые цветки.

 Распускают лепестки.                  (Плавно поднимаем руки вверх.)

 Ветерок чуть дышит,

 Лепестки колышет.                      (Качание руками влево – вправо.)

 Наши алые цветки

 Закрывают лепестки,                   (Присели, спрятались.)

 Головой качают,                          (Движения головой влево – вправо.)

 Тихо засыпают.

Апрель (4 неделя)

Насекомые

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Жук какой?

Ребенок. Большой, рогатый и т.д.

Отгадать загадки.

В зелёном мундире, в траве, на лугах живёт музыкант на длинных ногах. (Кузнечик)

Не зверь, не птица, а нос как спица? (Комар)

Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Осенью в щель забирается, а весной просыпается. (Муха)

Модница крылатая, платье полосатое, ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо! (Оса)

Ходил рогуля на шести ходулях. Вдоль спины себя сломал, крылья белые достал, зажужжал рогуля и полетел как пуля. (жук)

Полосатая хозяйка полетела над лужайкой. Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)

Одежды не шью, а ткань тку. (Паук)

Рыж, да не конь, рогат, да не баран, дома не любят и на базаре не купят. (Таракан)

Пчела

Прилетела к нам вчера        

( Дети машут ладошками.)

Полосатая пчела.                          

А за нею шмель – шмелёк,      

  ( На каждое название насекомого загибают 1 пальчик)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                     (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали                 (Машут ладошками)

От усталости упали.                      (Роняют ладони на стол)

Май (1 неделя)

Наша страна. Наша столица

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Май (2 неделя)

Наш посёлок. Моя улица

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Май (3 неделя)

Рабочие инструменты

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика

Май (4 неделя)

Лето

Словарь. Лексико-грамматические понятия

Связная речь

Общая моторика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями старшей логопедической группы

Взаимодействие учителя – логопеда  с воспитателями старшей логопедической группы по месяцам (с октября по май) составлено в соответствии с программой Н.В. Нищевой. Содержание: Еженедельные задани...

Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями подготовительной логопедической группы

Взаимодействие учителя – логопеда  с воспитателями старшей логопедической группы по месяцам (с октября по май) составлено в соответствии с программой Н.В. Нищевой. Содержание: Еженедельные задани...

Взаимодействие логопеда и воспитателя в логопедических группах ДОУ.

Задания логопеда  воспитателям по развитию лексики, грамматики, связной речи....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных в...

Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможнос...

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе» . Консультация для воспитателей ДОУ.

Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при налич...