Исправление нарушений звуков "Р" "Рь"
методическая разработка по логопедии на тему
Методические рекомендации для молодых учителей - логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlenie_narusheniy_zvukov_r_r.zip | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Материал подготовила:
учитель – логопед Чижевская Наталья Петровна
Коррекционная работа при нарушениях произношения звуков р, р,
Ротацизм - под этим названием объединяются различные дефекты произношения звуков р, р,
Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий, или массивный или недостаточно пластичный язык.
Виды ротацизма:
- Отсутствие звука р
- Искажение звука р
- Замена звука р (параротацизм)
Сроки постановки вибранта Р колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ребенка и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.
Перед постановкой звука проводится комплекс артикуляторных упражнений, который подбирается с учетом нарушенного звука. В подготовительный период используется простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки звука( «Парус», «Маляр», «Чашечка», «Лошадка», «Барабан», «Грибок», «Гармошка»).
Постановка звука Р ведется в двух направлениях: а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух; б) выработка вибрации.
Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.
- Знакомим ребёнка с частями его языка с показом их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
- Учим ребёнка перед зеркалом щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу.
Обращаем внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.
- Учим удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
- Учим из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком — «шпок».
- Просунув язык между губами, сделать «болтушку».
1 способ постановки звука [Р]:
Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.
Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.
2 способ постановки звука Р:
Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!
3 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).
4 способ постановки звука [Р]:
Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полу лежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.
После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах РЬ мягкий может появиться спонтанно.
В случае необходимости РЬ мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.
Овладение правильной артикуляцией звуков Р и РЬ иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для Р твердого, так и одноударной — для РЬ мягкого.
Эффективные приемы для предотвращения типичных ошибок при постановке звука «Р»
а) при выдохе язык сужается.
Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка с коренными зубами
б) при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибрации.
Ребенку предлагается прижать язык к альвеолам или поддерживать его язык пальцем (шпателем)
в) слишком слабая воздушная струя.
Необходимо отработать силу выдоха специальными упражнениями и осуществлять тактильный контроль струи.
В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звука полностью удается, автоматизация звука р должна быть начата, как только получится звучание звука р , хотя бы ещё недостаточно полноценное ( с механической помощью, одноударное, глухое, или в неразрывном сочетании с согласными звуками т, д. Следует начинать автоматизацию звука сначала в слогах, затем в словах.
Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции произношения звука Р Р, имеют традиционную структуру.
1 орг момент
2 Развитие тонкой моторики пальцев
3 Массаж или самомассаж
4 Артикуляционная гимнастика
5 Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса
6 Постановка звука
7 Автоматизация звука: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, чистоговорках, загадках и стихах, в самостоятельной речи
8 Обучение рассказыванию
Подготовка к обучению грамоте.
В зависимости от этапа работы над звуком в структуру занятия вносятся изменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Построение фразы. Работа по исправлению нарушений"
Термин "гамматика" употребляется в языкознании в двух значениях:Во-первых, он обозначает грамматический строй языка;Во-вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.Грамма...
Консультация для родителей "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье"
Консультация для родителей детей-логопатов...
Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье
Консультация для родителей...
нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.
в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...
Исправление нарушений произношения звука "р"
Как правило, неправильное произношение звука "р" наиболее распространённая проблема у детей дошкольного возраста. Именно на невыговаривание этого звука чаще всего жалуются родители. В презентации пока...
Консультация для родителей детей логопедической группы "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье"
Данная методическая разработка предназначена для учителей -логопедов для консультирования родителей....
Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']
Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']...