Исправление нарушений звуков "Р" "Рь"
методическая разработка по логопедии на тему

Чижевская Наталья Петровна

Методические рекомендации для молодых учителей - логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ispravlenie_narusheniy_zvukov_r_r.zip2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Материал подготовила:

                                  учитель – логопед Чижевская Наталья Петровна

Коррекционная работа при нарушениях произношения звуков р, р,

Ротацизм -  под этим названием объединяются различные дефекты произношения звуков  р, р,

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий, или массивный или недостаточно пластичный язык.

Виды ротацизма:

  • Отсутствие звука р
  • Искажение звука р
  • Замена звука р (параротацизм)

Сроки постановки вибранта Р колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ребенка и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Перед постановкой звука проводится комплекс артикуляторных упражнений, который подбирается с учетом нарушенного звука. В подготовительный период используется простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки звука( «Парус», «Маляр», «Чашечка», «Лошадка», «Барабан», «Грибок», «Гармошка»).  

Постановка звука Р ведется в двух направлениях: а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух; б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

  1. Знакомим  ребёнка с частями его языка с показом их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
  2. Учим ребёнка перед зеркалом  щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу.

Обращаем  внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

  1. Учим удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  2. Учим  из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком — «шпок».
  3. Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

1 способ постановки звука [Р]:

 Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)

 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

 Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.
2 способ постановки звука Р:


Постановка  [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами  (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

3 способ постановки звука [Р]:  

Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.  В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

4 способ постановки звука [Р]: 

 Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полу лежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах РЬ мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости РЬ мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков Р и РЬ иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для Р твердого, так и одноударной — для РЬ мягкого.

Эффективные приемы для предотвращения типичных ошибок при постановке звука «Р»

а) при выдохе язык сужается.

Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка с коренными зубами

б) при выдохе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибрации.

Ребенку предлагается прижать язык к альвеолам или поддерживать его язык пальцем (шпателем)

в) слишком слабая воздушная струя.

Необходимо отработать силу выдоха специальными упражнениями и осуществлять тактильный контроль струи.

В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звука полностью удается, автоматизация звука р должна быть начата, как только получится звучание звука р , хотя бы ещё недостаточно полноценное ( с механической помощью, одноударное, глухое, или в неразрывном сочетании с согласными звуками т, д. Следует начинать автоматизацию звука сначала в слогах, затем в словах.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции произношения звука Р Р,   имеют традиционную структуру.

1 орг момент

2 Развитие тонкой моторики пальцев

3 Массаж или самомассаж

4 Артикуляционная гимнастика

5 Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса

6 Постановка звука

7 Автоматизация звука: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, чистоговорках, загадках и стихах, в самостоятельной речи

8 Обучение рассказыванию

Подготовка к обучению грамоте.

В зависимости от этапа работы над звуком в структуру занятия вносятся изменения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Построение фразы. Работа по исправлению нарушений"

Термин "гамматика" употребляется в языкознании в двух значениях:Во-первых, он обозначает грамматический строй языка;Во-вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.Грамма...

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

Исправление нарушений произношения звука "р"

Как правило, неправильное произношение звука "р" наиболее распространённая проблема у детей дошкольного возраста. Именно на невыговаривание этого звука чаще всего жалуются родители. В презентации пока...

Консультация для родителей детей логопедической группы "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье"

Данная методическая разработка предназначена для учителей -логопедов для консультирования родителей....

Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']

Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']...