Говорят дети.
консультация по логопедии (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Управление образования дошкольных учреждений
Говорят дети
Консультация для родителей
Подготовила:
учитель - логопед I категории Агмалова А.Л.
Прислушайтесь, как говорят дети дошкольного возраста. Малыши путают слоги в словах, переставляют слова в предложении, неправильно произносят звуки, допускают смысловые ошибки; все это происходит из- за того, что «речевой опыт» ребенка очень мал.
Именно дошкольный период, к моменту поступления в школу, ребенок должен освоить особенности и практически овладеть родным языком.
Дети обладают разной речевой активностью. Одни свободно вступают в разговор, зато не умеют выслушивать собеседника, не дают высказаться товарищу, перебивают родителей, требуют внимания, чтобы их выслушали. Такой ребенок неумерен, труден в общении.
Другие дети умеют, и разговаривать, и слушать. Третьи затрудняются отвечать на занятиях, не могут поддержать разговора с взрослыми, любое самостоятельное высказывание вызывает у них большое напряжение.
Как разговаривает ваш ребенок? Свободно ли владеет речью? Умеет ли рассказывать и выслушивать других? Достаточен ли у него запас слов? Каждый родитель должен знать особенности речи ребенка. Это залог успеха в формировании у него правильной речи.
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. У него возникают вопросы: Что это? Как называется? Для чего'?
Родители постепенно знакомят детей с предметами домашнего обихода, одеждой, посудой, игрушками. Гуляя с ребенком на улице, они показывают и называют здания, транспорт, растения.
Удовлетворяя любознательность детей 4-5 лет, родители, например, могут учить различать средства передвижения и отличать их особенности: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера.
Воспитательница приехала из города, и передает Марине привет от её мамы. Марина обрадовалась, протянула руки и спрашивает: - А где же привет? Она думала, что это вещь, которую можно взять.
Помочь ребенку понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к случаю - вот задача каждого родителя. Широко используйте окружающие ребенка предметы и природу.
Детская речь бедна прилагательными. Помогите ребенку осваивать качество знакомых предметов.
Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства.
При этом не забывайте, что у ребенка нет жизненного опыта и одного лишь восприятия для него не достаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать, обследовать предмет, сжать, взвесить, погладить, сравнить его с уже известными.
Навыкам правильного и чистого произношения слов и всех звуков родного языка ребенок должен овладеть к 5 годам жизни.
У родителей может возникнуть вопрос, почему ребенок должен овладеть правильным и чистым произношением к пяти годам жизни, а не к семи, когда он идет в школу0 За два года до ухода в школу, т.е. на шестом и седьмом году, ребенок должен закрепить навыки правильного произношения всех звуков и слов.
Помимо этого, на шестом году жизни надо: « Воспитывать ясную дикцию. Приучать регулировать силу голоса».
Но родителям следует помнить, чтобы неправильно произношение не превратилось в устойчивый дефект речи. Надо быть внимательным к речи своих детей, своевременно исправлять неправильное звукопроизношение. Впервые к врачу - логопеду следует обратиться тогда, когда ребенку исполнилось три года.
Во второй раз целесообразно побывать у него, когда ребенку 5 лет.
Речь ребенка должна быть образной и выразительной. Уже пятилетний ребенок способен к выразительной интонации, к разнообразию изменения оттенков голоса.
Как бы вы ни были заняты, не забывайте проявлять внимание к речи ребенка, умейте слышать её, вникать в её особенности. Только это поможет вам исправить речевые недостатки ребенка, научить его понимать и чувствовать красоту языка, выражать свою мысль громко, выразительно, литературно.
Большую помощь родителям в воспитании правильной речи у ребенка окажет литература, которую можно пробрести в библиотеке и дошкольном учреждении.
Литература:
- Фомичева Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М., «Просвещение», 1971 г.
- «Речь дошкольника и её исправление». М., «Просвещение», 1967 г.
- «Нарушение произношения у детей». М., «Просвещение», 1971 г.
- «Говори правильно». М., «Просвещение», 1968 г.
- «Заикание у детей». М., «Просвещение», 1972 г.
- «Учись говорить правильно». М., «Просвещение», 1973 г.
- «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста».
М., «Учпедгиз», 1961 г.