Если ребёнок "гнусавит"
консультация по теме

Лакина Алина Владимировна

Гнусавость. Что делать, если Ваш ребёнок гнусавит?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gnusavost.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок «гнусавит»

        Гнусавость. Что делать, если Ваш ребенок гнусавит? В последние годы увеличилось количество детей с проблемой гнусавости. Сначала определим, что такое гнусавость и почему она возникает. Гнусавость – это носовой оттенок голоса и искажённое произношение звуков речи, обусловленное особенностями прохождения звукообразующей воздушной струи внутри носовой и ротовой полостей.

        Различают: открытую и закрытую гнусавость:

  • Открытая гнусавость наблюдается при дефектах твёрдого нёба, а также при дефектах и параличах мягкого нёба, когда значительная часть воздуха при произнесении звуков речи попадает в нос - голос приобретает резко носовой оттенок, речь становится невнятной.
  • Закрытая гнусавость возникает вследствие затруднённого прохождения воздуха через нос при хроническом насморке, аденоидах, полипах в носу; при этом особенно нарушается произношение носовых звуков "м" и "н" - они звучат, как "б" и "д", голос становится глухим.

        Нередко гнусавость наблюдается и без всяких анатомических нарушений как результат закрепившегося навыка неправильного произношения слов, в частности при глухоте вследствие отсутствия слухового контроля. В образовании звуков речи помимо других органов (язык, губы и пр.) участвуют также резонаторы, влияющие на качество и количество произносимого звука. Основными резонаторами у нас выступают носовая и ротовая полости, причем, каждая по отдельности. То есть, выдыхаемая струя воздуха, которая образует звук, выходит либо через нос, либо через рот. В русском языке носовой резонатор участвует в образовании звуков « М», « Мь», «Н», «Нь» (попробуйте зажать пальцами ноздри и произнести эти звуки). Все остальные звуки (и гласные, и согласные) образуются с помощью ротового резонатора. Регулирует прохождение воздуха через ту или иную полость специальный орган – «маленький язычок» или, по-латыни, - uvula. Вы можете его увидеть в зеркало, если широко раскроете рот и протянете звук « А» (как вы делаете, когда показываете горло доктору) – «язычок», свешивается сверху в самой глубине рта. Когда язычок свободно висит, мышцы его расслаблены, выдыхаемая воздушная струя свободно проходит из легких через глотку в носовую полость - получается «носовой» звук. Если же мышцы «язычка» напряжены, он поднимается кверху и закрывает собой вход в полость носа. Струе воздуха ничего не остается, как «повернуть» и выходить через рот - получается «ротовой» звук. Таким образом, при правильной, не «гнусавой» речи, мышцы «язычка», почти всегда должны быть напряжены (кроме тех моментов, когда произносятся звуки М, Мь, Н, Нь), а сам он поднят кверху. Гнусавость устраняют специальными логопедическими упражнениями. При анатомических нарушениях проводят предварительное лечение, часто хирургическое.

На укрепление речевого аппарата необходимо

использовать следующие упражнения:

  1. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает максимально высокое поднятие "язычка". При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания "язычка" в поднятом положении. Ребенку предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.
  2. Позёвывание при открытом рте; имитация позёвывания.
  3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.
  4. Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мышц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор с носовой и ротовой полостями. Активные движения "язычка" и задней стенки глотки могут ощущаться ребенком (рука прикасается к шее под подбородком и чувствует подъем "язычка"). Произвольное покашливание производится 2-3 раза на одном выдохе. В это время сохраняется контакт "язычка" с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем - покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт "язычка" с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.
  5. Четкое и энергичное утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как на первых порах ему будет трудно ощутить утечку воздуха через нос.

Используются несколько приемов контроля:

  • приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке воздуха через нос зеркальце запотевает;
  • к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки, ватка отклоняется при утечке воздуха через нос.

Учитель-логопед Лакина Алина Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации натему:"Здость и жестокость", "Если ребёнок вынуждает вас делать покупки", "Если в семье появился ещё один ребёнок"

Если в семье появился еще один ребенок   Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он р...

«Если хочешь быть здоровым - спортом занимайся, если хочешь счастлив быть больше улыбайся!»

Физкультурное  мероприятие с детьми подготовительной группы и родителями...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи".

Шпаргалки для родителей:  "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи"....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...