Упражнения артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 566.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Упражнения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять регулярно 2-3 раза в день. Движения выполняются чётко, ритмично.
1. Заборчик | Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке | Зубы сомкнуты, губы в улыбке без напряжения (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук [и]). |
2. «Лопатка» | Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. | Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. |
3. «Иголочка» | Цель: Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении. | Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. |
4. «Трубочка» | Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперёд округлённые губы. | Вытягивание губ вперёд, зубы сомкнуты (удерживаем под счёт до 5-10). |
5. «Вкусное варенье» | Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. | Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким. Аналогично можно делать с нижней губой. |
6. «Индюк» | Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. | Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл…(как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. |
7. «Качели» | Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. | Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе; в) широкий язык вставить между верхними зубами и верхней губой, затем между нижними зубами и нижней губой; г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним; д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними; е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем - до мягкого нёба. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. |
8. «Часики» | Цель: Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. | Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. |
9. «Чашечка» | Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. | Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. |
10. «Катушка» | Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём спинки и корня языка, их подвижность. | Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными. |
11.«Почистим зубы» | Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. | Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. |
12. «Маляр» | Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. | Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. |
13. «Барабанщик» | Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. | Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. |
14. «Грибок» | Цель: растягивать подъязычную связку. | Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот. |
15. «Гармошка» | Цель: растягивать подъязычную связку. | Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком. |
16. «Лошадка» | Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. | Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. |
17. «Автомат» | Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. | Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные упражнений артикуляционной гимнастики
Основные упражнения артикуляционной гимнастики с иллюстрациями и краткими комментарияим....

комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....
О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва"Логопедические упражнения".Артикуляционная гимнастика
пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к по...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду
Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых ...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Рекомендации по проведению упражнений дыхательной и артикуляционной гимнастики...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Материал содержит рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Учитывается принцип от простого к сложному, частота и длительность, а также условия выполнения артикуляционных...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....