Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

 

          Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Массаж и самомассаж в логопедической работе»

          “Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

           Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

          Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

          Виды здоровьесберегающих технологий:

  • Подвижные и спортивные игры
  • Дыхательная гимнастика
  • Профилактика плоскостопия
  • Профилактика осанки
  • Гимнастика для глаз
  • Ритмопластика
  • Релаксация
  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж (Самомассаж)
  • Точечный массаж

В своей работе предлагаю подробнее остановиться на  технологии  массажа и самомассажа. Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи (Л.С. Выготский).

           Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж.

           При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, тонизируют нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Виды развивающего массажа:

  • Самомассаж лица.

Ф.Р. Ауглин разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит – и на развитие речи. Регулярное применение специального массажного комплекса помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка. Комплекс Ауглина был творчески развит и адаптирован для детей 6-7 лет. Игровая форма привлекает детей, они выполняют упражнения с большим удовольствием, быстро запоминают их и с радостью перевоплощаются в плюшевых медвежат (приложение 1).

  • Аурикулярный массаж.

Массаж ушных раковин- аурикулярный показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и все жизнь. (приложение 1 и 2)

  • Самомассаж кистей и пальцев рук. Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на логопедических занятиях. Уже давно доказано, что чем тоньше дифференцирование работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление (комплекс 3).
  • Плантарный массаж.

Стопы ног – это еще один экран состояния систем и органов человека. На подошве около 72 тысяч нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. При массаже направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу (приложение 4).

Приложение 1

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

Приложение 2

Ушки на макушке

(выполняем движения по тексту)

Взяли ушки мы за мочки,

вниз потянем их,

А теперь потрем немножко

раз, два, три.

Взяли ушки за макушки,

вверх потянем их.

Вниз по ушкам побежали,

хорошенько все размяли.

Приложение 3

Репка

(самомассаж пальцев круговыми движениями)

Тянут, тянут бабка с дедкой

Из земли большую репку:

«Вот пришла б наша внучка,

Помогла б собака Жучка.

Где же кошка, мышка-крошка?»

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка!

image220.jpg

Медведь

(самомассаж пальцев круговыми движениями)

Шел медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

БУДЬ СИЛЬНЕЙ, МОЯ РУКА.

Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая (рис. 5):

Я сожму своё кольцо —

Буду сильным молодцом.

Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребёнка можно продолжить с соответствующими движениями:

Пополам его согну

И восьмёркой заверну.

Педагогам: можно делать это упражнение и с подгруппой. Эспандеров должно быть столько же, сколько и детей.

C:\Users\МАДОУ\Desktop\эспандер.png

Приложение 4

НА НОГАХ НОСКИ И ПЯТКИ ТОЖЕ ПРОСЯТ ФИЗЗАРЯДКИ.

(можно выполнять и сидя).

Мы носками постучим (пятки стоят на полу, а носки поочерёдно стучат по полу на каждый слог),

Мы поставим пятки (теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги),

Вот мы ходим, как медведь (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу),

Скачем, как зайчатки   (подскоки на носках на двух ногах).

Вот козленок на лугу  (ноги врозь/скрестно),

Вот машина едет  (руки «рулят»),

А за ними мчится гусь на велосипеде  (упражнение «Велосипедик»).

Массаж с мячем.

Будем ноги разминать – мяч вперед, назад катать.

Круг нарисуем левой ногой, правой такой же, никак не другой.

На мячик поставим  обе ноги – круги мы рисуем, а ну  догони

Правой  ногой нарисуем черту, левой такую же, только свою.

Мячик – помощник домой отнесу, скоро вновь в гости его позову.

Список использованной литературы

  1. Блыскина И.В. Комплексный подход к  коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб.: «Детство пресс», 2004.
  2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: издательский дом «Литера», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

Текст к выступлению  на педсовете "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физ...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...