Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Массаж и самомассаж в логопедической работе»
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- Подвижные и спортивные игры
- Дыхательная гимнастика
- Профилактика плоскостопия
- Профилактика осанки
- Гимнастика для глаз
- Ритмопластика
- Релаксация
- Пальчиковая гимнастика
- Массаж (Самомассаж)
- Точечный массаж
В своей работе предлагаю подробнее остановиться на технологии массажа и самомассажа. Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи (Л.С. Выготский).
Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж.
При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, тонизируют нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Виды развивающего массажа:
- Самомассаж лица.
Ф.Р. Ауглин разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит – и на развитие речи. Регулярное применение специального массажного комплекса помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка. Комплекс Ауглина был творчески развит и адаптирован для детей 6-7 лет. Игровая форма привлекает детей, они выполняют упражнения с большим удовольствием, быстро запоминают их и с радостью перевоплощаются в плюшевых медвежат (приложение 1).
- Аурикулярный массаж.
Массаж ушных раковин- аурикулярный показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и все жизнь. (приложение 1 и 2)
- Самомассаж кистей и пальцев рук. Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на логопедических занятиях. Уже давно доказано, что чем тоньше дифференцирование работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление (комплекс 3).
- Плантарный массаж.
Стопы ног – это еще один экран состояния систем и органов человека. На подошве около 72 тысяч нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. При массаже направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу (приложение 4).
Приложение 1
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
Оттяну вперёд я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.
А теперь по кругу щёчки
Дружно разотрём:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для щёчек
Нужно делать всем.
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1разу.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Чётко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Чтобы думали получше
озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.
Мы подушечками пальцев
В точки попадём:
Так курносому мишутке
Носик разомнём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят!
Приложение 2
Ушки на макушке
(выполняем движения по тексту)
Взяли ушки мы за мочки,
вниз потянем их,
А теперь потрем немножко
раз, два, три.
Взяли ушки за макушки,
вверх потянем их.
Вниз по ушкам побежали,
хорошенько все размяли.
Приложение 3
Репка
(самомассаж пальцев круговыми движениями)
Тянут, тянут бабка с дедкой
Из земли большую репку:
«Вот пришла б наша внучка,
Помогла б собака Жучка.
Где же кошка, мышка-крошка?»
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка!
Медведь
(самомассаж пальцев круговыми движениями)
Шел медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
БУДЬ СИЛЬНЕЙ, МОЯ РУКА.
Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая (рис. 5):
Я сожму своё кольцо —
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребёнка можно продолжить с соответствующими движениями:
Пополам его согну
И восьмёркой заверну.
Педагогам: можно делать это упражнение и с подгруппой. Эспандеров должно быть столько же, сколько и детей.
Приложение 4
НА НОГАХ НОСКИ И ПЯТКИ ТОЖЕ ПРОСЯТ ФИЗЗАРЯДКИ.
(можно выполнять и сидя).
Мы носками постучим (пятки стоят на полу, а носки поочерёдно стучат по полу на каждый слог),
Мы поставим пятки (теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги),
Вот мы ходим, как медведь (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу),
Скачем, как зайчатки (подскоки на носках на двух ногах).
Вот козленок на лугу (ноги врозь/скрестно),
Вот машина едет (руки «рулят»),
А за ними мчится гусь на велосипеде (упражнение «Велосипедик»).
Массаж с мячем.
Будем ноги разминать – мяч вперед, назад катать.
Круг нарисуем левой ногой, правой такой же, никак не другой.
На мячик поставим обе ноги – круги мы рисуем, а ну догони
Правой ногой нарисуем черту, левой такую же, только свою.
Мячик – помощник домой отнесу, скоро вновь в гости его позову.
Список использованной литературы
- Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб.: «Детство пресс», 2004.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: издательский дом «Литера», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
Текст к выступлению на педсовете "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"....
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"
ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"
ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физ...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.
Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63 В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...
Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".
Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....
Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...