Картотека речевых игр по лексическим темам для детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предлагаю картотеку речевых игр, которые могут использовать в своей работе учителя - логопеды, воспитатели, родители детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.docx | 84.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ОВОЩИ. ОГОРОД»
Речевые игры.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: лук – лучок, репа – репка, огурец – огурчик, помидор – помидорчик и т.д.
«ЧЕГО МНОГО, ЧЕГО НЕТ?»
Задачи: учить образованию существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
Например: нет лука, много огурцов, нет помидора, много помидоров.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: салат из огурцов – огуречный, икра из кабачков - кабачковая и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: репа (какая?) – круглая, большая, жёлтая, лук (какой?) – горький, полезный, маленький
«НАЗОВИ ЦВЕТ И ФОРМУ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными.
Например: Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ... Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: обогащение речи словами – антонимами
Например: помидор круглый, а огурец.., помидор мягкий, а огурец…, помидор гладкий, а огурец…, помидор большой, а огурец…
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО)
Например: - Где растут овощи? – на грядке, в земле, откуда выкапывают картошку? – из земли, откуда срывают помидоры? – с кустика
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: растёт – растут, собирает – собирают и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»
Задачи: образование приставочных глаголов
Например: Люди убирают урожай, собирают огурцы, выбирают крупную картошку, забирает собранные огурцы.
Сажать – высаживать – пересаживать;
Копать – закопать – выкопать – перекопать;
Солить – недосолить – пересолить.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать количественные и порядковые числительные 1 - 10 с существительными, один огурец, два огурца, пятый огурец и т.д.
«НАША ГРЯДКА»
Задачи: развивать слуховую память, расширять объём слухоречевой памяти.
Что растёт на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка – просто клад.
Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовёшь их обязательно.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ФРУКТЫ. САД»
Речевые игры.
«ЧЕГО МНОГО, ЧЕГО НЕТ?»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.
Например: много яблок, нет лимонов, много слив и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: Яблоко – яблочко, слива – сливка, апельсин – апельсинчик ...
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: груша (какая?) – круглая, большая, жёлтая, апельсин (какой?) – большой, сладкий, яблоко (какое?) – вкусное, кислое, сочное и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: сок из яблок - яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши — ...; варенье из груши — ...; сок из апельсина — ..., варенье из апельсина — ....
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу, закреплять названия антонимов: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).
Например: - Где растёт яблоко – на дереве, откуда упало яблоко – с яблони и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: растёт – растут, собирает – собирают и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»
Задачи: образование приставочных глаголов
Например: Люди убирают урожай, собирают фрукты, перебирают яблоки
Сажать – высаживать – пересаживать;
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными одно яблоко, два яблока; один лимон, два лимона; одна слива, две сливы, пятый апельсин и т.д.
ЛЕКСИКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ЯГОДЫ»
Речевые игры.
«ЧЕГО МНОГО, ЧЕГО НЕТ?»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.
Например: Один гриб – много грибов, одна ягода – много ягод.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: сок из малины - малиновый; варенье из черники — черничное; суп из грибов — ...
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: гриб - грибок, малина - малинка, волнушка - волнушечка...
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).
Например: - Где растёт черника – на кустике, откуда достали грибы – из корзины и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу, закреплять названия антонимов: лисичка съедобная, а мухомор несъедобный; калина горькая, а земляника сладкая и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: растёт – растут, собирает – собирают и т.д.
«СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ?
Задачи: использование в речи приставочных глаголов
Например: высыпает – пересыпает – насыпает.
«ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»
Задачи: образование приставочных глаголов
Например: Люди собирают грибы и ягоды, перебирают грибы и ягоды, выбирают самые хорошие, убирают в холодильник.
Задачи: «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные 2 и 5 с сущ-ми, употреблять слова один — одна — одно, два — две): один гриб, два гриба... пять грибов; одна ягода, две ягоды… пять ягод и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ. ДРЕВЬЯ. ЛЕС»
Речевые игры.
«ЧЕГО МНОГО, ЧЕГО НЕТ?»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.
Например: много листьев, веток, деревьев.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: лист – листочек, дерево – деревце, осина – осинка и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными., умение подбирать прилагательное к заданному существительному.
Например: ветка (какая?) – длинная, сломанная и т.д, дуб (какой?) — могучий, крепкий, раскидистый и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: лист клёна – кленовый, лист с берёзы – берёзовый, лист с дуба – дубовый и т.д.
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Задачи: образование сложных слов.
Например: у берёзы белый ствол – она белоствольная; лес рубит – лесоруб, дрова рубит - дроворуб
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу, закреплять названия антонимов: сосна высокая, а рябина…, у дуба ствол толстый, а у берёзы…и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: растёт – растут, опадает – опадают и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: листья — вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД
Например: - Где растут листья – на ветках, откуда упал лист – с берёзы, где лежат листья – под деревом и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные 2 и 5 с сущ-ми, употреблять слова один — одна — одно, два — две): одно дерево…два дерева…пять деревьев, одна сосна…две сосны…пять сосен, один лист…два листа…пять листьев и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОСЕНЬ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.
Например: Один лист – много листьев, одна лужа – много луж, и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: лист с клёна – кленовый, дует ветер – день ветреный, идёт дождь – погода дождливая, куртка для осени - осенняя и т.д.
«ПОГОДА»
Задачи: упражнять в образовании качественных прилагательных от существительных
Например: погода какая? Если ветер – ветряная, если солнце –солнечная и т.д.«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: погода (какая?) – осенняя, пасмурная, дождливая, листья (какие?) – золотые, разноцветные, сухие, небо (какое?) – низкое, серое, хмурое и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: лужа – лужица, лист – листочек, капля - капелька и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в подборе антонимов
Например:
Летом солнце яркое, а осенью…; летом день длинный, а осенью… и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД
Например: - Где растут листья – на ветках, откуда упал лист – с берёзы, где лежат листья – под деревом, где кружатся листья – над головой и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: листья — вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают и т.д..
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные 2 и 5 с сущ-ми, употреблять слова один — одна — одно, два — две): одно дерево…два дерева…пять деревьев, одна лужа…две лужи…пять луж, один лист…два листа…пять листьев и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕТСКИЙ САД»
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном падеже.
Например: Комната – комнаты, кабинет – кабинеты и т.д.
«КОГО МНОГО, КОГО НЕТ?»
Задачи: учить образованию существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
Например: нет игрушки, много игрушек, много групп и т.д.
«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»
Задачи: учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую
Например: воспитатель - воспитательница
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую
Например: воспитатель - воспитательница
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: Сад (какой?) - большой, светлый, красивый, воспитательница (какая?) - добрая, хорошая и т.д.
«КАКОЙ ЕЩЁ?»
Задачи: упражнять в подборе синонимов.
Например: Группа большая, светлая, красивая и т.д.
«ЧЕЙ?»
Задачи: учить навыку использования в речи притяжательных местоимений, согласовывая их с существительными
Например: Чья машинка? – моя машинка; чей стул? – мой стул
«ЕЩЁ БОЛЬШЕ»
Задачи: учить образовывать сравнительную степень прилагательных
Например: машинка большая, грузовик больше и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: расширение глагольного словаря по теме, составление предложений по демонстрации действия
Например: Воспитатель учит, читает, помогает, заботится и т.д. Няня убирает, протирает, кормит и т.д. Логопед учит, рассказывает, занимается и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в подборе антонимов
Например: засыпать – просыпаться, чистые руки – грязные руки
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении простых и сложных предлогов
Например: - Где дети? – В музыкальном зале. – Куда положил игрушку? – На полку. и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«ОДИН – МНОГО - НЕТ»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: одна мама – много мам, нет дочки, много детей и т.д.; дочь – дочери, сын – сыновья, тётя - тёти и т.д.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: мама – мамочка, дочь – доченька, сын – сынок, бабушка - бабулечка и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: мама какая? – добрая, ласковая, красивая
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего и прошедшего времени
Например: стирает – стирала – стирал, ест – ела - ел
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).
Например: - Где мама? – в магазине, откуда пришла? –из магазина и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные 2 и 5 с существительными: одна дочь, две дочери, пять дочерей и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЧЕЛОВЕК. ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: одна рука – много рук, нет мыла, много волос и т.д.; расчёска – расчёски, полотенце – полотенца и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: мыло – мыльце, рука – ручка, живот – животик и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: платок для носа – носовой, ванна для ног – ножная и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: мыло какое? – ароматное, голубое, душистое.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего и прошедшего времени
Например: вытираю – вытирала, мою – мыла – мыл
«КАКОЙ»
Задачи: Образование сложных прилагательных типа:
Например: серо – голубые глаза, светло – русые волосы
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Задачи: Образование сложных слов
Например: чёрные глаза - черноглазая
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).
Например: - Где лежит мыло? – в шкафу, на полке, откуда взяли? – с полки, из шкафа и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»
Задачи: образование приставочных глаголов
Например: мыть – вымыть – перемыть – недомыть и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными
Например: одна рука, вторая нога и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: Один свитер – много свитеров, одна шапка – много шапок и т.д.
Куртка – куртки, ботинок – ботинки
«СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
Например: одно пальто, много пальто.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: шапка из шерсти – шерстяная, сапоги из кожи – кожаные, калоши из резины – резиновые, одежда для осени – осенняя одежда и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: сапог – сапожок, пальто – пальтишко, рубашка – рубашечка и т.д.
«НАЗЫВАЙ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: учить употреблять глаголы одевать – надевать.
Например: надевать кофту, одевать малыша.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: варежки снимают, надевают, сушат, вяжут и т.д..
«РАЗЛИЧАЙ»
Задачи: расширение глагольного словаря за счёт возвратных и личных глаголов.
Например: одеваться самому, одевать Машу, обуваться самому, обувать Мишу.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД
Например: - Где висит куртка?– на вешалке, откуда достали колготки?– из шкафа, где лежит одежда–в шкафу и т.д.
«ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ»
Задачи: Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу, закреплять названия антонимов.
Например: Летом носят лёгкие льняные платья, а осенью тёплые шерстяные платья. Летом носят лёгкие шёлковые сарафаны, а осенью тёплые вельветовые сарафаны и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЮТ ЛЮДИ?»
Задачи: образование приставочных глаголов
Например: шьёт – пришивает – подшивает – зашивает – перешивает - ушивает
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными
Например: одна куртка, пять курток, первый ботинок, седьмой ботинок и т.д.
«У КОГО И У ЧЕГО»
Задачи: расширение представлений о многозначности слов
Например: язычок у человека, язык у собаки, у колокола.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ИГРУШКИ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже.
Например: Одна кукла – много кукол, один мишка – много мишек, одна машина – много машин.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: машина из железа – железная, пирамидка из дерева – деревянная, кукла из пластмассы – пластмассовая и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: машина – машинка, кукла – куколка и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА
Например: - Где лежат игрушки – на полке, в ящике, в шкафу, откуда достали игрушки? – из ящика, с полки, из шкафа. Где машинка? – под столом; где кубики? – за ящиком и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: Машинку возят, катают, в неё насыпают песок, её заводят, сигналят и т.д.
В магазине игрушки выбирают, рассматривают, покупают, трогают и т.д.
Дома с ними играют, убирают, ремонтируют, дарят, теряют и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными
Например: один кубик, пятый кубик, шесть кукол, второе ведро и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: Одна тарелка – много тарелок, один чайник – много чайников, одно ведро – много вёдер и т.д; тарелка – тарелки, нож – ножи, ведро – вёдра.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: тарелка – тарелочка, блюдце – блюдечко, чайник – чайничек и т.д.
«СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
Задачи: упражнять в образовании сложных слов путём слияния двух основ
Например: сок варит – соковарка, мясо рубит – мясорубка, чеснок давит – чеснокодавилка
«ЧТО КУДА ПОЛОЖИТЬ?»
Задачи: образование существительных от существительных
Например: сахар – сахарница, соль - солонка, хлеб – хлебница, масло – маслёнка и т.д.
Соль кладут в пюре, а сахар — в чай. (В какую еду кладут соль, а в какую сахар?)
В стакане — кефир, а в чашке — кофе. (Какой напиток в какой посуде)
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных .
Например: ведро из железа – железное, сервиз из фарфора – фарфоровый, стакан из стекла – стеклянный, нож из стали – стальной, вилка из пластмассы – пластмассовая, чайник из глины – глиняный и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: образование прилагательных от глаголов
Например: тушить – тушёное мясо, печь – печёные пироги и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в подборе антонимов
Например: сковорода тяжёлая, а чашка лёгкая, кастрюля широкая, а кружка узкая, миска глубокая, а тарелка мелкая и т.д.
«НАЗОВИ ЕЩЁ»
Задачи: подбор глаголов к существительным
Например: Посуду покупают, моют, убирают, ставят на стол, вытирают, бьют, из неё едят, в ней готовят еду и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего и прошедшего времени
Например: вытирает – вытирала, убирает - убирал
«НЕУМЕЛЫЙ ПОВАР»
Задачи: образование приставочных глаголов.
Например: варить – недоварить – переварить, жарить – недожарить – пережарить и т.д. «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО).
Например: - Где лежит посуда? – на столе, в шкафу, на полке, откуда взяли? – с полки, со стола, из шкафа и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные 1, 2,……10 с существительными
Например: одна сковородка, пятый пирог и т.д.
«У КОГО И У ЧЕГО»
Задачи: расширение представлений о многозначности слов
Например: ручка у кастрюли, у двери, у ребёнка; дно у кастрюли, у реки, у коробки; стенки у чайника, у коробки, в комнате и т.д.
«РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»
Задачи: упражнять в подборе родственных слов.
Например: хлеб – хлебница, хлебороб, соль – солонка, солёный, солить и. т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «МЕБЕЛЬ. ЭЛЕКТРИЕСКИЕ ППРИБОРЫ»
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: стол – столы, стул – стулья, кровать – кровати, телевизор – телевизоры, много стульев, кроватей, шкафов, утюгов и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: стул – стульчик, стол – столик, шкаф – шкафчик и т.д.
«СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
Задачи: упражнять в образовании сложных слов путём слияния двух основ
Например: сок варит – соковарка, мясо рубит – мясорубка, скоро варит – скороварка и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: деревянный стол, пластмассовая табуретка, кожаный диван и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: она бывает широкая и узкая, деревянная – полка, он бывает высокий, большой – шкаф…
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: Большой стул — ...Высокий стол — ...Широкая кровать — ...Мягкое кресло — ...Тонкая ножка — ...Длинная полка — ... .
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: за столом сидят, пишут, обедают, играют и т.д.
«ЧТО РАЗНОГО?»
Задачи: учить различать слова, близкие по смыслу
Например: моет – стирает, собирает – убирает, шить – вязать, сесть – присесть и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: сидит – присядет, лежит - приляжет и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА, У и т.д.
Например: одежда в шкафу, мяч под столом, люстра над столом, у стола и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: два шкафа, пятый стол и т.д.
«РАЗЛИЧАЙ»
Задачи: учить различать многозначные слова
Например: ножка у стола, стула, гриба, у человека, ручка у человека, у двери, у ящика, ей пишут
«РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»
Задачи: упражнять в подборе родственных слов.
Например: стол - столовая
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Например: снеговик – снеговики, снежинка – снежинки, горка – горки, лопата - лопаты, и т.д.; много снега, нет горки и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: снег – снежок, горка – горочка, санки – саночки, сосулька - сосулечка и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: Образование сложных слов
Например: снег падает – снегопад, снег убирает машина – снегоуборочная машина
«НАЗОВИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»
Задачи: образование родственных слов
Например:
Снег – снеговик, Снегурочка, снежный, подснежник, снежинка; зима – зимний, зимовье, зимушка, зимующий; лёд - льдинка, ледышка, ледяной и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: одежда для зимы – зимняя, комок из снега – снежный, горка изо льда – ледяная и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: погода (какая?) – зимняя, холодная, морозная, снег (какой?) – мягкий, пушистый, белый, холодный, вьюга (какая?) – холодная, злая, колючая и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: снег падает, кружится, летает, опускается, тает, скрипит, опускается и т.д.
«О ЧЁМ МОЖНО СКАЗАТЬ?»
Задачи: подбирать существительные к заданному глаголу, закрепление многозначности глаголов
Например: замерзает река, вода, идёт снег, человек, кружатся снежинки, хлопья и.т.д.
«ЧТО СДЕЛАЛИ?»
Задачи: образование приставочных глаголов.
Например:
Ехали – подъехали – съехали, метёт – заметает – подметает и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: снег мягкий, а лёд твёрдый, снег пушистый, а лёд гладкий, снег белый, а лёд прозрачный и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД и т.д.
Например: - Где лежит снег? – на земле, откуда падает снег? – из тучи, где кружатся снежинки? – над головой, где хрустит снег? – под ногами т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: одна снежинка, две снежинки, пять снежинок и т.д.
ЛЕКСИЕСКАЯ ТЕМА «ПРАЗДНИК ЁЛКИ. НОВЫЙ ГОД»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: снеговик – снеговики, снежинка – снежинки, шар – шары, звезда – звёзды и т.д.; много украшений, нет шаров и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: ёлка – ёлочка, шар – шарик, звезда – звёздочка и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: поёт – поют – танцует - танцуют и т. д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: дети веселятся, поют, танцуют, радуются, водят хоровод и т.д.
«КАКАЯ ЁЛОЧКА?»
Задачи: упражнять в образовании уменьшительно – ласкательной формы прилагательных
Например: елочка колюченькая, пушистенькая и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: шарик круглый, а шишка овальная, яблоко большое, а орех маленький, сосулька стеклянная, а снежинка бумажная и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: шары висят на ёлке, сняли игрушки с ёлки, подарки лежат под ёлкой, подарки достали из мешка и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными
Например: одна хлопушка, две хлопушки, пять хлопушек, один шар, два шара, пять шаров и т.д.
ЛЕКСИЧЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМАШНИЕЕ ЖИВОТНЫЕ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: нет лошади, много коров, нет свиньи, много коз и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.
Например: кот – котик – котище, собака – собачка – собачище и т.д.
«ОГРОМНЫЙ»
Задачи: образование существительных с суффиксом увеличительности
Например: кот – котище, корова – коровище
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов
Например: кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д.
«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»
Задачи: образование существительных от существительных
Например: у вороны – воронята, у совят – сова.
«НАЗОВИ СЕМЬЮ»
Задачи: образование существительных от существительных
например: папа – кот, мама – кошка, дети – котята. Это кошачья семья.
«МНОГО»
Задачи: закрепление в активном словаре существительных
Например: много коров – стадо, много коней – табун, много собак – свора.
«ЗАБОТЯТСЯ О КОМ?»
Задачи: употребление существительных множественного числа предложного падежа.
Например: люди заботятся о собаках, о козах, о коровах и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.
«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: она ловит мышей, мурлыкает, мяукает, лакает – это кошка.
«КТО КАК ЕСТ?»: корова – жуёт, кошка – лакает, собака – грызёт.
«КТО КАК КРИЧИТ?»
Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.
Например: корова – мычит, овца – блеет, коза – блеет и т.д.
«ЧТО СДЕЛАЛИ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: прыгать – спрыгнуть - перепрыгнуть и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: длинный хвост, острые рога, усатая мордочка.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.
Например: она рогатая, большая, пёстрая – корова. Он высокий, быстрый, красивый – конь и т.д.
«ЧЕЙ?»
Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.
Например: козий пух, коровье молоко, собачья морда и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: у лошади хвост длинный, а у свиньи…(короткий) и т.д. Кошка низкая, а лошадь…(высокая) и т.д.
«КАКОЙ ХВОСТИК?»
Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: мягонький, пушистенький
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»
Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.
Например: у лошади длинная грива, она длинногривая; у козы длинная шерсть, она длинношёрстная.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: котёнок спрятался пол кровать, на полку, в ящик, за кресло, вылез из-под кровати, из-под кресла, из ящика, спрыгнул со стола и т.д.
«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»:
Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».
Например: собака живёт в конуре, корова живёт в сарае, кошка живёт в доме и т.д. «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: у кошки два котёнка, у козы три козлёнка, у овцы пять ягнят и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: нет кур, много уток, нет цыплёнка, и т.д.; утка – утки, индюк - индюки
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: петух – петушок, курица – курочка и т.д.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов
Например: птицы – птичница – птицеферма – птичий двор.
«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»
Задачи: образование существительных от существительных
Например: у утки – утята, у гусят - гусыня
«ЗАБОТЯТСЯ О КОМ?»
Задачи: употребление существительных множественного числа предложного падежа.
Например: хозяйка заботится о цыплятах, об индюке, о курах и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: поёт – поют, плывёт – плывут и т. д.
«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: она ходит, плавает, переваливается, летает – утка.
Он созывает, ищет, кукарекает, защищает – петух.
«КТО КАК КРИЧИТ?»
Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.
Например: индюк – балаболит, гусь – гогочет, курица – кудахчет, цыплёнок – пищит и.т.д
«ЧТО СДЕЛАЛИ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: прилетел, залетел, улетел и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: длинный хвост, острые шпоры, красные перепонки
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.
Например: петух – красивый, храбрый, разноцветный, большой и т.д.
«ЧЕЙ?»
Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.
Например: утиные крылья, гусиный пух, птичья голова, куриное яйцо.
«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН?»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных
Например: платок из пуха – пуховой, одеяло из пуха – пуховое и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: у петуха хвост длинный, а у утки хвост..., утка большая, а утёнок…, у гуся шея длинная, а у курицы…
«КАКОЙ ХВОСТИК?»
Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: мягонький, пушистенький
«СРАВНИ»
Задачи: Образование сравнительной степени прилагательных.
Например: красивый – красивее, мягкий – мягче, длинный – длиннее, короткий – короче и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: петух взлетел на забор, утка плавает в пруду, цыплёнок вылупился из яйца и т.д.
«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»:
Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».
Например: куры живут в курятнике.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: у курицы пять цыплят, у гуся два гусёнка и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: нет ежей, много волков, нет медведя, много лис и т.д.; лиса – лисы, волк - волки
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: лиса – лисичка – лисонька, заяц – зайчик - зайчишка и т.д.
«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: Образование существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами
Например: волк – волчок – волчище, заяц – зайчик – зайчище и т.д.
«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»
Задачи: образование существительных с суффиксами.
у медвежонка – медведица, у зайца – зайчиха, у лисёнка – лисица и т.д.;
«НАЗОВИ СЕМЬЮ»
Задачи: образование существительных от существительных
например: папа – лис, мама – лиса, дети – лисята. Это лисья семья.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов
Например: заяц – зайка – зайчик – зайчишка – заинька – зайчонок и т. д.
«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: он ревёт, спит, переваливается, любит мёд – медведь и т. д. лиса – тявкает, волк – воет, медведь – рычит и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: Лиса охотится, бегает, мышкует и т.д.
«ЧТО СДЕЛАЛИ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: гнал – догнал – перегнал – выгнал, прыгала – перепрыгнула и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: длинный хвост, колючие иголки, косолапый мишка, хитрая лиса и т. д.
«ОТГАДАЙ, КТО ЭТО?»
Например: она рыжая, хитрая, пушистая – лиса, Он большой, косолапый, бурый, лохматый – медведь. Он серый, зубастый, страшный – волк.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: у зайца уши длинные, а у медведя … (короткие), у ежа шубка колючая, а у зайца…(мягкая). Медведь огромный, а ёжик…(маленький) и т.д.
«КАКОЙ ХВОСТИК?»
Задачи: учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму прилагательных
Например: мягонький, пушистенький, мохнатенький.
«ЧЕЙ»
Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных
Например: хвост лисий, лапы заячьи и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: белка спряталась в дупло, выскочила из дупла, заяц сидит под кустиком, белка прыгнула на дерево, спрыгнула с дерева и т. д.
«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»
Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».
Волк живёт в лесу, белка живёт в дупле, лиса живёт в норе и т. д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: у лисы два лисёнка, у ежа пять ежат, у волка девять волчат, у медведя один медвежонок.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: нет дятла, много воробьёв, нет синицы, много сов и т.д.; ворона – вороны, дятел – дятлы и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: ворона – воронушка, воробей - воробьишка
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов
Например: зима – зимовать – зимующие; корм – кормушка – кормятся – кормить; воробей – воробушек – воробьишко.
«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»
Задачи: образование существительных от существительных
Например: у вороны – воронята, у совят – сова.
«НАЗОВИ СЕМЬЮ»
Задачи: образование существительных от существительных
например: папа – ворон, мама – ворона, дети – воронята.
«ЗАБОТЯТСЯ О КОМ?»
Задачи: употребление существительных множественного числа предложного падежа.
Например: люди заботятся о птицах, о воробьях, о синицах и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.
«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: она летает, каркает, клюёт, зимует, прыгает, ходит – ворона.
«КТО КАК КРИЧИТ?»
Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.
Например: ворона – каркает, сова – ухает, воробей – чирикает, голубь – воркует и т.д.
«ЧТО СДЕЛАЛИ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: прилетели, перелетели, вылетели, улетели, подлетели, залетели, отлетели и т.д.
«ЧТО, КТО ЛЕТИТ?»
Задачи: Закрепление понятия многозначности глаголов.
Например: летит самолёт, снег, птица.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: длинный клюв, пёстрые крылья, красная грудка
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.
Например: снегирь – маленький, яркий, красивый, смелый, шустрый, голодный и т.д.
Он маленький, серый, шустрый, бойкий, проворный, юркий – воробей
«ЧЕЙ?»
Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.
Например: воронье гнездо, воробьиные перья и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: у синицы хвост короткий, а у сороки…, у синицы клюв тонкий, а у вороны…, воробей маленький, а ворона…
«КАКОЙ ХВОСТИК?»
Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: мягонький, пушистенький
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»
Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.
Например: у сороки белые бока – она белобокая, у синицы жёлтая грудка – она желтогрудая, у вороны чёрные крылья – она чернокрылая и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: на кормушке, в кормушке, около кормушки, под кормушкой и т.д.
«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»:
Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».
Например: сова живёт в дупле, ворона живёт в гнезде и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: пять воробьёв, два воробья, семь дятлов, один дятел, пять синиц, три совы
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «МЕБЕЛЬ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: стол – столы, стул – стулья, кровать – кровати, много стульев, кроватей, шкафов и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: стул – стульчик, стол – столик, шкаф – шкафчик и т.д.
«ОГРОМНЫЙ»
Задачи: образование существительных с суффиксом увеличительности
Например: стул – стулище, кровать – кроватище, шкаф – шкафище, кресло – креслище
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов
Например: Стол – столовая, столешница, настольный, застольная (песня)
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: деревянный стол, пластмассовая табуретка, металлическая раскладушка, вязаный гамак, кожаный диван и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: она бывает широкая и узкая, деревянная – полка, он бывает высокий, больной, полированный - шкаф и т.д.
«ЕЩЁ ЛУЧШЕ»
Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени
Например: мой диван мягкий, а мой ещё мягче, удобный – удобнее, высокий – выше, широкий – шире и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: за столом сидят, пишут, обедают, играют и т.д.
«РАЗЛИЧАЙ»
Задачи: учить употреблять многозначные слова
Например: ножка у стола, стула, гриба, у человека, ручка у двери, у ящика, ей пишут, у человека
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: сидит – присядет, лежит -приляжет и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: одежда в шкафу, мяч под столом, люстра над столом и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: два шкафа, пятый стол и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: Большой стул — ...Высокий стол — ...Широкая кровать — ...Мягкое кресло — ...Тонкая ножка — ...Длинная полка — ... .
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: поезд – поезда, катер – катера, крыло – крылья и т.д.; много машин, водителей, гаражей, нет лодок, самолётов, машиниста, фары и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: самолёт – самолётик, машина – машинка, огромный – огромнейший и т.д.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов.
Например: машина – машинка – машинист, земля – приземляться, наземный, подземный, лётчик – летать и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: поезд длинный, а вагон…; трамвай тяжёлый, а велосипед…; самолёт быстрый, а пароход…; машина из гаража выезжает, а в гараж.., заезжает – съезжает, подъезжает –отъезжает, наезжает - съезжает
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: грузовой транспорт, воздушный транспорт, автобусный билет и т.д.
«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»
Задачи: образование названий профессий с суффиксами – ЧИК, - ИСТ.
Например: летает – лётчик, машину водит – машинист, летает на вертолёте – вертолётчик.
«У КОГО ИЛИ ЧЕГО ЭТО ЕСТЬ?»
Задачи: закрепление понятия многозначности существительных.
Например: нос человека, самолёта, лодки, корабля; хвост животного, птицы, самолёта и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: она бывает легковая, грузовая, спортивная – машина, он бывает военный, пассажирский, спортивный – самолёт и т.д.
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния двух основ.
Например: молоко возит – молоковоз, лес возит – лесовоз, снег убирает – снегоуборочная машина, мусор собирает – мусоросборник, бетон мешает – бетономешалка, сам летает – самолёт, сам сваливает – самосвал, ходит на пару – пароход, четыре колеса – четырёхколёсная, быстро ходит - быстроходный и т.д.
«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»
Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени
Например: машина большая, автобус ещё больше. Грузовик стоит далеко, трамвай ещё дальше. Кузов грузовика широкий, у фургона ещё шире и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: автобус везёт, подъезжает, обгоняет, перевозит и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени
Например: управляет – управлял – буду управлять
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: едет – подъезжает, отъезжает, выезжает; плывёт – подплывёт – переплывёт; летит – прилетит – отлетит и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: машина на дороге, в гараже, уехала из гаража, приехала к дому и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: одна лодка – пять лодок, первый катер, второй грузовик и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: поезд – поезда, катер – катера, крыло – крылья и т.д.; много машин, водителей, гаражей, нет лодок, самолётов, машиниста, фары и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: самолёт – самолётик, машина – машинка, шофёр - шофёры и т.д.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов.
Например: машина – машинка – машинист, земля – приземляться, наземный, подземный, лётчик – летать и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: поезд длинный, а вагон…; трамвай тяжёлый, а велосипед…; самолёт быстрый, а пароход…; машина из гаража выезжает, а в гараж.., заезжает – съезжает, подъезжает –отъезжает, наезжает - съезжает
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: грузовой транспорт, воздушный транспорт, автобусный билет и т.д.
«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»
Задачи: образование названий профессий с суффиксами – ЧИК, - ИСТ.
Например: летает – лётчик, машину водит – машинист, летает на вертолёте – вертолётчик.
«У КОГО ИЛИ ЧЕГО ЭТО ЕСТЬ?»
Задачи: закрепление понятия многозначности существительных.
Например: нос человека, самолёта, лодки, корабля; хвост животного, птицы, самолёта и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: она бывает легковая, грузовая, спортивная – машина, он бывает военный, пассажирский, спортивный – самолёт и т.д.
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния двух основ.
Например: молоко возит – молоковоз, лес возит – лесовоз, снег убирает – снегоуборочная машина, мусор собирает – мусоросборник, бетон мешает – бетономешалка, сам летает – самолёт, сам сваливает – самосвал, ходит на пару – пароход, четыре колеса – четырёхколёсная, быстро ходит - быстроходный и т.д.
«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»
Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени
Например: машина большая, автобус ещё больше. Грузовик стоит далеко, трамвай ещё дальше. Кузов грузовика широкий, у фургона ещё шире и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: автобус везёт, подъезжает, обгоняет, перевозит и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени
Например: управляет – управлял – буду управлять
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: едет – подъезжает, отъезжает, выезжает; плывёт – подплывёт – переплывёт; летит – прилетит – отлетит и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: машина на дороге, в гараже, уехала из гаража, приехала к дому и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: одна лодка – пять лодок, первый катер, второй грузовик и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПРОФЕССИИ НА СТРОЙКЕ. ИНСТРУМЕНТЫ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: строитель – строители, кирпич – кирпичи и т.д.; много машин, строителей, домов, нет инструмента, маляра и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: кирпич – кирпичик, кисть - кисточка и т.д.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов.
Например: строить – строитель - постройка и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: дом высокий – низкий, груз тяжёлый – лёгкий и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: строительный материал, рабочая одежда, и т.д.
«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»
Задачи: образование названий профессий с суффиксом - ЩИК
Кто сваривает трубы? — Сварщик. Кто вставляет стекла? — Стекольщик. Кто работает на кране? — Крановщик. Кто кладет камни? — Каменщик.
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Задачи: Образование сложных слов путём слияния двух основ.
Например: землю копает – землекоп, бетон мешает – бетономешалка, трубы чистит – трубочист и т.д.
«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»
Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени
Например: дом высокий, а подъёмный кран ещё выше, лестница широкая, а подъёзд ещё шире и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: строитель копает, строит, красит и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени
Например: строил – строю – буду строить
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: строит – построит – достроит – перестроит – выстроит - недостроит
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: строитель за домом, выйдет из-за дома, гараж под домом и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: одна отвёртка – пять отвёрток, первый кирпич, второй грузовик и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: солдат – солдаты, орудие - орудия и т.д.; много солдат, матросов, командиров, нет патронов, снарядов, оружия.
«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»
Задачи: Образование названий профессий с суффиксами – ЧИК, - ИСТ.
Например: танк – танкист, ракета – ракетчик, разведка – разведчик, граница – пограничник.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: Образование родственных слов
Например: граница – пограничник – пограничный; ракета – ракетчик – ракетные (войска) и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: солдат смелый, а враг…, лётчик летит быстро, а пехотинец ходит … и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: солдатская форма, защитная каска, и т.д.
«ЧЬЁ?»
Задачи: Употребление категории родительного падежа без предлога в значении принадлежности.
Например: следы гусениц танка, бескозырка матроса и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: солдат охраняет, защищает, стережёт и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени
Например: стреляет – стреляют – стрелял – буду стрелять, защищает – защищаю – защищал – буду защищать и т.д.
Задачи: Закрепление понятия многозначности глаголов.
«КТО ЛЕТИТ? ЧТО ЛЕТИТ?»
Например: летит самолёт, снег, птица.
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: стреляет – отстреливается – пристреливается, прыгает – спрыгивает и т.д.
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»:
Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния двух основ.
Например: быстро ходит – быстроходный, скоро стреляет – скорострельный, бес страха – бесстрашный.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: танкист на танке, лётчик в самолёте, парашютист с парашютом прыгнул на землю
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: пять танков, пять моряков, два корабля, три орудия, пять кораблей и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ Т МА «ПОЧТА»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: открытка – открытки, конверт - конверты и т.д.; много марок, почтальонов, домов, нет адреса, киоска и т.д.
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: конверт - конвертик и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: письмо идёт медленно, а телеграмма быстро и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: почтовая открытка, газетный киоск и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: почтальон разносит, доставляет, разбирает, сообщает и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени
Например: пишу – писал – буду писать, отправляю – отправлял – буду отправлять
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: пишет – написал – переписал - дописал и т.д.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов
Например: почта, почтальон, почтовый, почтамт
«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»
Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени
Например: открытка большая, а посылка ещё больше, бандероль тяжёлая, а посылка ещё тяжелее
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: письмо опустили в ящик, достали из ящика, положили в конверт и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: один конверт, три конверта, первая телеграмма, пятый ящик и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ВЕСНА, МАМИН ПРАЗДНИК»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: ребёнок – дети, мама – мамы, бабушка - бабушки и т.д.; много детей, подарков, поздравлений
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: мама – мамочка, мамулечка, бабушка – бабулечка и т.д.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: Образование родственных слов
Например: мама – мамочка – мамуля, бабушка - бабуля и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.
Например: мамина забота, бабушкины руки и т.д.
«КАКАЯ?»
Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: мама добрая, ласковая, заботливая, красивая и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: мама заботится, любит, воспитывает и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего и прошедшего времени
Например: поздравлял - поздравляю и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: солит – пересолит - недосолит и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: мама на работе, бабушка в магазине, идёт из магазина и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: одна мама, трое детей, пять внуков и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени
Например: слушался – слушаюсь – буду слушаться
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»:
Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния двух основ.
Например: чёрные глаза – черноглазая, светлые волосы – светловолосая и с.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖЕНСКИЕ ПРОЕССИИ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: врач – врачи, нитка - нитки и т.д.; много продавцов, нет ножниц, воспитателя
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: нитка – ниточка, пуговица – пуговка и т.д.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов.
Например: повар – поварёшка – поварской - поварёнок и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: платье короткое – длинное, иголка острая – тупая, песня громкая - тихая и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: шерстяное платье, шёлковая кофта, ситцевый халат и т.д.
«НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»
Задачи: образование существительных - названий профессий от глаголов
Например: учит – учитель, воспитывает – воспитатель, варит – повар, шьёт – швея и т.д.
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Задачи: Образование сложных слов путём слияния двух основ.
Например: сок выжимает – соковыжималка, мясо рубит – мясорубка, цветовод, овощевод, садовод и т.д.
«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»
Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени
Например: красивый – красивее, вкусный – вкуснее, умный – умнее и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: воспитатель воспитывает, учит, играет, рисует, повар – варит, жарит, готовит, печёт и т.д.; продавцы – продают, взвешивают, заворачивают и.т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени
Например: учил – учу – буду учить и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: варит – доваривает – переваривает – недоваривает, шьёт – вышивает – прошивает – перешивает – подшивает и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: продавец работает в магазине, швея шьёт на машинке, врач вышел из кабинета.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: один повар, три медсестры и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМАА «ВЕСНА»
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном падеже.
Например: лужа – лужи, проталина – проталины, почка – почки, дерево – деревья, дождь – дожди и т.д.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: цветок – цветочек, лист – листочек, проталина – проталинка и т.д.
«КОГО (ЧЕГО) МНОГО, КОГО (ЧЕГО) НЕТ?»
Задачи: Усвоение категории существительных родительного падежа единственного и множественного числа без предлога.
Например: много воды, мало снега, много луж, нет ручейка и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: Образование сложных слов
Например: лёд ходит – ледоход, полно воды -половодье
«НАЗОВИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»
Задачи: образование родственных слов
Например:
Снег – подснежник, весна – весенний, веснянка; лёд - льдинка, ледышка, ледяной и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: быстрый ручей, грязный снег, глубокая лужа, зелёная травка, яркое солнышко и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: одежда для весны - весенняя, сапоги из резины – резиновые и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: Усвоение слов-антонимов.
Например: глубокая лужа – мелкая лужа, зимой солнце холодное, а весной – тёплое, зимой снег чистый, а весной - грязный и т.д.
«ЧТО СДЕЛАЛИ?»
Задачи: образование приставочных глаголов.
Например:
Цветёт – расцветает – зацветает – отцветает и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД, ПО, ОКОЛО
Например: капель капает с крыш, на крышах – сосульки, под ногами – лужи, над головой – солнышко и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: бежит – бегут (ручьи), капает – капают, распускается – распускаются и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: зимой холодно, а весной тепло. Зимой солнце не греет, а весной греет. Зимой день короткий, а весной длинный и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: один цветок, два цветка, пять цветов, одна лужа, две лужи, пять луж и т.д.
ЛЕКСИЕСКАЯ ТЕМА «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном падеже.
Например: цветок – цветы, горшок – горшки, фиалка – фиалки и т.д,; много цветов, нет цветка, нет горшка, много воды и т.д.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: цветок – цветочек, горшок – горшочек, росток – росточек и т.д.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов.
Например: цветок – цветной – разноцветный – цветовод – цветочница - цветник и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: листья ворсистые – гладкие, стебель высокий - низкий и т.д.
«КАКОЙ»
Задачи: Согласование прилагательных с существительными
Например: мясистый лист, глиняный горшок и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: глиняный горшок, пластмассовый поддон и т.д.
«НАЗОВИ, КАКОЙ»
Задачи: согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: красивый цветок, большой горшок, зелёные листья и т.д.
«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»
Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени
Например: красивый – красивее, высокий – выше, длинный - длиннее и т.д.
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Задачи: Образование сложных слов путём слияния двух основ.
Например: садовник, цветовод, быстрорастущие (растения), большелистные) и т.д.
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: цветы сажают, поливают, рыхлят, опрыскивают и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени
Например: поливал – поливаю – буду поливать и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: льёт – поливает – заливает, копать – перекопать – вскопать - закопать и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: цветок в горшке, на подоконнике, поставили в вазу и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: пять цветов, десять листьев и т.д.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «БИТАТЕЛИ МОРЕЙ И РЕК»
Речевые игры.
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: нет ежей, много рыбок, нет реки, много щук и т.д.; ёрш – ерши, сом - сомы
«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например: рыба – рыбка, сом – сомик, щука - щучка и т.д.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: Образование родственных слов.
Например: рыба – рыбак – рыболов – рыбный - рыбина
«СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: рыба плавает, дышит, размножается и т.д.
«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Задачи: использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени
Например: плаваю – плавал – буду плавать и т.д.
«ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Задачи: Образование приставочных глаголов.
Например: плыла – заплыла – переплыла – выплыла и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: длинные усы, красивая рыбка и т. д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом а по образцу:. Усвоение слов-антонимов.
Например: вода солёная – пресная, вода тёплая – холодная, вода мягкая – жёсткая, вода мутная - прозрачная
«КАКОЙ ХВОСТИК?»
Задачи: учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму прилагательных
Например: длинненький, коротенький и т.д.
«БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»
Задачи: образование прилагательных в сравнительной степени
Например: красивый – красивее, длинный - длиннее и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.
Например: речная, морская вода, илистое дно, каменистая пещера и т.д.
«ЧЕЙ»
Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных
Например: хвост щучий, рыбий, суп рыбный и т.д.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: упражнять в употреблении предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: рыба в пруду, достали из воды, спряталась за водоросли и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: пять сомов, две щуки, три карася и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой материал по лексическим темам для детей с нарушениями речи
Учителя-логопеды детских садов знают, что иногда трудно подобрать материал для заучивания с детьми, у которых нарушены звуки. За многолетнюю практику накопилась подборка коротеньких стишков, в которых...
Картотека Речевые игры по лексическим темам
Картотека Речевые игры по лексическим темам...
Картотека речевых пятиминуток по лексическим темам.
Речевые пятиминутки- это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций....
Картотека речевых игр по лексической теме: "Орудия труда. Инструменты". Домашнее задание
Подборка игр по лексической теме "Орудия труда. Инструменты"....
Картотека речевых игр по лексической теме «Осень» для детей дошкольного возраста
Закрепите с детьми названия осенних месяцев; основные приметы осени; что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад».Упражнение «Назови ласково&raqu...
Картотека речевого материала по лексической теме: "Зима. Зимние забавы".
Данный речевой материал поможет вам, уважаемые коллеги, подобрать художественное слово, загадки, пословицы и поговорки о зиме, зимних месяцах и забавах. А также в данной картотеке вы найдете игры с ре...
Картотека речевых игр по лексической теме :" Перелетные птицы"
Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью о...