" Развиваем мелкую моторику у детей с тяжелыми нарушениями речи"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Своевременная выработка у детей тонкой моторики, точной координации движений, формирование зрительного и слухового внимания обеспечивают развитие правильной речи у дошкольников, быстрое обучение навыкам чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_melkuyu_motoriku_vmeste.doc | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
Заботиться о развитии речи ребенка необходимо постоянно: разговаривать с ребенком, играть с ним, развивать слух, внимание, двигательные умения.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения у людей были жесты; особенно была велика здесь роль руки … развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. Проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
У большинства детей наблюдается отклонение в формировании тонких движений пальцев, движения неточны, недостаточно координированы. Поэтому использование упражнений на развитие мелкой моторики очень важно.
Большое значение в пальчиковых играх имеет текст, обычно озорной, веселый и ритмичная музыка, которая помогает выполнять движения четко, ритмично. Это детские прибаутки, шутки с игровым текстом: «Ладушки-ладошки», «Раз, два, три …» и другие. Помимо коррекции движений эти упражнения развивают память, внимание, четкое произношение, содействуют плавности, выразительности речи. В игровой ситуации дети запоминают слова и движения легко и быстро. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует выработке правильного дыхания, развитию речевого слуха и речевой памяти. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живописностью, эмоциональностью, без специальных установок, настраивая детей на игру.
Пальчиковая игра «Гармошка»
(можно напевать под русскую народную мелодию «Ах вы, сени»)
Посмотри: моя ладошка, Как веселая гармошка! Пальчики я раздвигаю А потом опять сдвигаю. Раз, два, три! Раз, два, три, Я играю, посмотри! Я ладошки раздвигаю, Я на кнопки нажимаю! Раз, два, три! Раз, два, три, Я играю, посмотри! | показывают руки, пальцы сомкнуты одновременно на двух руках сдвигать и раздвигать пальцы руки в кулачок движение - «играем на гармошке» Ладошки раздвинуты, пальчики быстро «нажимают» на кнопки поочередно складывают пальцы на двух руках (5-5, 4-4, 3-3, 2-2, 1-1) |
Важно тренировать движение каждого пальца, а это не только развивает подвижность руки, осознанность движений, что благотворно влияет на речь ребенка, но и подготавливает руку к письму, развивает чувство ритма.
Ритмичность стихотворной формы делает стихотворение легко произносимым для детей. Двигаясь под стихотворное слово, ребенок вслушивается и в его звучание, глубже и ярче представляет себе то, что произносит.
Пальчиковая игра «Компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот! Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ! | левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают» загибают пальчики, начиная с большого «варят» и «размешивают»
|
Чем дольше проводится работа над движениями рук, тем сложнее должны быть эти движения и текст стихов, который своим ритмом четко совпадает с музыкальным сопровождением (можете просто напевать под знакомую мелодию на которую «ложится» текст). И очень важно в любом задании обрадовать ребенка, поддержать его восторженным одобрением.
Таким образом, игры со словами помогают развивать у детей ритмичность, динамичность, выразительность движений. Четкие ритмичные тексты совершенствуют артикуляцию, дикцию, интонационную выразительность, дыхание. Так, играя, дети обучаются правильной выразительной речи.
Быкова О.А., педагог по логопедической ритмике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...
Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Представлен творческий отче по теме самообразования с презентацией...
Мультимедийная презентация к творческому отчету по теме самообразования "Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Презентация с фотографиями 20 слайдов...
Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Раскрыта взаимосвязь развития мелкой моторики с речевыми зонами головного мозга. Даны приемы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Раскрыта взаимосвязь развития мелкой моторики с речевыми зонами головного мозга. Даны приемы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...
Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи.
Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи...