Рабочая прогамма учителя-логопеда для подготовительной к школе группы
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Стаценко Татьяна Петровна

Рабочая программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\на сайт\рабочая программа\2015-01-12\011.jpg

Содержание

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка                                                                                  2-4
1.2.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей              4-7
1.3.Планируемые результаты освоения программы в соответствии с            7-8 возрастом детей

II.Содержательный раздел

2.1.Содержание работы учителя-логопеда по освоению детьми                  9-16   образовательной области «Речевое развитие»
2.2.Описание форм, способов, методов и средств реализации                    17-19
программы
2.3.Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников              20-22
2.4.Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами                           23-24
2.5.Часть программы, формируемая участниками образовательных               24
отношений

III.Организационный раздел

3.1.Методическое обеспечение программы, средства обучения и              25-26
воспитания
3.2.Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда                           26
3.3.Выписка из учебного плана                                                                       27-28
3.4.Комплексно-тематическое планирование. План проведения                28-29
мероприятий в соответствии с планированием
3.5.Особенности организации развивающей                                                 29-32
предметно-пространственной среды в кабинете

IV.приложение


I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы ДОУ.  

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ІІІ уровнем недоразвития речи и для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «67»» и в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)

-  Устав  МБДОУ «Детский  сад комбинированного вида №67» (утвержден 27.11.2011г. приказ № 2080-од);

- Основная образовательная программа МБДОУ «Детский  сад комбинированного вида №67»  (утверждена 30 .08. 2014г. приказ №   );

-  Годовой план работы  МБДОУ «Детский  сад комбинированного вида №67 » на 2014-2015 учебный год.

Работа коррекционной направленности в группе осуществляется по следующим программам:              

-программа Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» М.,2009г;

- программа Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Преодоление общего недоразвития речи у детей» М.,2009г;  

Целью коррекционной работы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей  с фонетико-фонематическими нарушениями речи, общим недоразвитием речи 3 уровня и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством   интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы начальной школы, обусловленных недоразвитием речевой системы детей. При определении задач коррекционно-речевой работы исходным моментом служит стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей.

Основными задачами коррекционной работы являются:

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза( специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса детей подготовительной группы с ОНР.

4. Формирование грамматического строя речи

5. Развитие связной речи

6. Подготовка к овладению грамотой

7. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

В условиях логопедической группы коррекционно-речевая работа организуется приоритетно на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях.

Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям

( законным представителям) непрерывность помощи до решения  проблемы или определения подхода к её решению.

  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей

( законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.  

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.                                                                                                                                       Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.                                                                      

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).                                                                                                                               Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.                                                                                                                  

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.                                          

Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка.                                                                                                                                          

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.                                                                      

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.                

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

      Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

      Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции; - трудностями различения звуков;

 - особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

      Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей отмечаются отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

      Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции. С этой целью в первые две недели сентября логопед, непосредственно работающий в группе, проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова каждого ребенка.

      Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, рекомендуется использовать разнообразные игровые приемы.

              Одновременно с выявлением особенностей артикуляции звуков необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд специальных заданий.

    В карте фиксируются ошибочные ответы детей и приводятся образцы их высказываний. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое должно быть аргументировано конкретными данными обследования.

                После обследования перед логопедом встает задача — воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.

              Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

              Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями типовой программы обучения и воспитания. Устранение имеющихся у детей пробелов в речевом развитии осуществляется преимущественно логопедом (раздел «Формирование произношения и развитие речи»).

1.3. Планируемые результаты освоения программы в соответствии с возрастом детей

В итоге логопедической работы воспитанники подготовительной к школе группы могут уметь:

● Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

● Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

● Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

● Пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

● Владеть элементарными навыками пересказа;

● Владеть навыками диалогической речи;

● Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

● Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

● Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

● Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  два раза в год (2 – я половина сентября, мая) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение:

- в «Экране звукопроизношения группы» с отслеживанием динамики коррекции звукопроизношения каждого ребенка;

- в речевых картах воспитанников группы; (приложение1)

- в диагностическом обследовании речевого развития воспитанников группы (приложение2)

II Содержательный раздел

2. 1. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми 6-7 лет с ОНР, ФФН по освоению области «Речевое развитие»

В системе формирования фонематических процессов

-последовательно изучаются звуки и буквы;

-последовательно введено знакомство с понятиями «речь», «предложение», «слово», «звук», «слог», «ударение»;

-включены упражнения по развитию просодической стороны речи;

-предусмотрены специальные упражнения для развития психических процессов;

Поэтапная работа над каждым звуком строится следующим образом6

-выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

- выделение звука в звуковом ряду, в слогах, словах, фразе, установление количества повторяющихся звуков;

-определение положения звука в слове;

-подбор слов на заданный звук или к готовой схеме;

-сопоставление звука с другими фонематически схожими с ним звуками;

-составление слогов, слов по звуковому составу;

-изменение слов путем замены одних звуков другими, с помощью перестановки звуков, их дополнение или исключение;

-знакомство с буквой;

-чтение слогов, слов, предложений.

Решение поставленных задач осуществляется в процессе занятий по произношению и обучению грамоте.

Соответственно программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), проводится работа над буквой, над звукобуквенным анализом и синтезом слов, которая проявляется в:

-коррекции фонематических процессов;

-развитии слухового и зрительного внимания;

-развитии двигательной функции руки;

-умении ориентироваться на листке бумаги;

-ризвитии психических процессов

-формировании лексико-грамматических конструкций

Занятия направлены на уточнение навыков составления и использования простых двусоставных предложений, на последующее их распространение за счет введения однородных подлежащих, сказуемых и впоследствии – дополнений и определений. При этом пристальное внимание должно уделяться умению правильно согласовывать члены предложения в роде, числе, падеже. Важно продолжать формировать пространственные представления и на их основе адекватное понимание и использование предлогов (простых и сложных). В дальнейшем детей учат грамотно использовать предлоги в составе высказываний, выделяя каждый раз предлог как самостоятельное слово в предложении. При проведение этой работы целесообразно опираться на наглядно- графические модели  (схемы), позволяющие детям увидеть структуру и состав той или иной предложной конструкции. Ведётся работа по развитию и усложнению навыков словоизменения и словообразования. Детей учат замечать изменения, произошедшее в морфемном составе слов и понимать их значение. В связи с этим ведется работа над пониманием и употреблением в речи глагольных форм разного времени (настоящего, прошедшего, будущего), форм существительных разного числа и рода (женского, мужского, среднего). Вместе с тем внимание детей направляется и на обучение образованию слов с уменьшительным и увеличительным значением, со значением детенышей животных, сложносоставных слов, приставочных глаголов, притяжательных и относительных прилагательных. При этом важно научить детей переносить сформированные навыки на новый, аналогичный изученному, лексический материал. Работа, направленная  на развитие лексического строя языка, должна базироваться в первую очередь на воспитание у детей внимательного отношения к значению слов. Дети должны научиться понимать и употреблять слова, относящиеся к  разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям). Показателем достаточной сформированности лексических единиц служит их адекватное употребление в контекстной речи.

К числу важнейших задач с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи.  Опираясь на сформированные навыки составления простых и отдельных сложных предложений, детей учат объединять несколько фраз в рассказ. Важно, чтобы у детей сложились правильные представления о рассказе как о комплексе предложений, объединённых целостной сюжетной линией и единством стилистических и лексико – грамматических средств. Для этого дошкольников учат выделять начало, середину и логическое завершение сюжетной линии текста, осознавать роль главных персонажей и действий, ими совершаемых, устанавливать  логическую и временную зависимость между событиями. Формируются умения вычленять различные характеристики объектов, значимые для их описания, устанавливать плановую последовательность их описания. Немаловажную роль при этом играет воспитание у ребёнка желания составлять рассказы и пересказы. Традиционно обучение составлению рассказов и пересказов проводится с опорой на разнообразные средства наглядности: картины, серии сюжетных картин, графические схемы и планы, карточки – символы для обозначения качеств и свойств описываемых предметов и т. д.

Перспективный план работы с детьми с ОНР

в подготовительной к школе группе №7 на 2014-2015 год (Приложение 3)

Неделя

Занятия

Кол-во
занятий

Тема

1-2-я

Диагностика

3-я

Лекс-грам.
Связ.речь
Зв.ан.и синт.

1
1
2

Развитие высших психических функций
Транспорт
Звук У.         Звук А

4-я

Лекс-грам.


Связ.речь
Зв.ан.и синт

2

1
1

Составление четырехсловных предложений с введением одного определения.
Падежные конструкции. Именительный падеж множественного числа

Сад-огород
Звуки А-У

5-я

Лекс-грам.


Связ.речь
Зв.ан.и синт

2

1
1

Приставочные глаголы
Глаголы совершенного и несовершенного вида

Откуда хлеб пришел
Звук Т

6-я

Лекс-грам.


Связ.речь
Зв.ан.и синт.

2


1
1

Относительные прилагательные
Сост-ние предложений с включением нескольких определений
Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы
Звуки П-Т

7-я

Лекс-грам.


Связ.речь
Зв.ан.и синт

2

1
1

Относительные прилагательные
Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных
Дом. Мебель
Звуки П-Т-К

8-я

Лекс-грам.


Связ.речь
Зв.ан.и синт.

2

1
1

Согласование местоимений

 НАШ (-И, -А) с существительными
Предлоги В, НА
Лиственные детевья
Звуки Х-Х’

9-я

Лекс-грам.


Связ.речь
Зв.ан.и синт..

2


1
1

Предлоги В, НА, ПОД
Согласование местоимений

 НАШ (-И, -А) с существительными
Грибы
Звук О

10-я

Лекс-грам.


Связ.речь
Зв.ан.и синт.

2

1
1

Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа существительных
Предлоги В, ИЗ
Домашние животные
Звук П

11-я

Лекс-грам.


Связ.речь
Зв.ан.и синт.

2

1
1

Относительные прилагательные
Предлоги К, ОТ
Перелетные птицы
Звук И

12-я

Лекс-грам.


Связ.речь
Зв.ан.и синт.

2

1
1

Падежные конструкции. Предложный падеж множественного числа существительных
Притяжательные прилагательные
Звери наших лесов
Звук О

13-я

Лекс-грам.


Связ.речь
Зв.ан.и синт.

2

1
1

Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами
Притяжательные прилагательные
Осень. обобщение
Звуки Н-Н’

14-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1

1
1
1

Падежные конструкции. Родительный падеж множественного числа существительных
Комнатные растения
Звук З
Буква А

15-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1

1
1
1

Падежные конструкции. Родительный падеж множественного числа существительных
Зимующие птицы
Звуки З-З’
Буква У

16-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1

1
1
1

Глаголы будущего и прошедшего времени с частицей –ся и без нее
Хвойные деревья
Звуки Б-Б’

Буква И

17-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1
1
1
1

Родственные слова
Новый год
Звуки П-Б
Буква П

18-19-я

Каникулы

20-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1
1
1
1

Предлоги С, Со
Зимние забавы
звуки Т-Д
Буква Т

21-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1
1
1
1

Обучение самостоятельной постановке вопросов
Наш город. Моя улица
Звуки Г-Г’
Буква К

22-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1
1
1
1

Приставочные глаголы
Посуда
Звуки К-Г

Буква О

23-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1
1
1
1

Предлог ИЗ-ПОД
Игрушки. Русская народная игрушка
Звук Ш
Буква Х

24-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1
1
1
1

Предлог ИЗ-ПОД
Рыбы
Звуки С-Ш
Буква Ы

25-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1
1
1
1

Предлог ИЗ-ЗА
День защитника Отечества. Военные профессии
Звуки Р-Р’
Буква М

26-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1
1
1
1

Предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА
Зима обобщение
Звуки Р-Л
Буква Н

27-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1


1
1
1

Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом А, НО
8 марта. Женские профессии
Звук Ж
Буква Б

28-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1


1
1
1

Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом ИЛИ
Почта. Профессии
Звуки Ш-Ж
Буква С

29-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1


1
1
1

Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО

Наше тело
Звуки С-Ц
Буква З

30-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1


1
1
1

Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО
Животные холодных стран
Звуки Ч-Т’
Буква В

31-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1


1
1
1

Согласование числительного с существительным в родительном падеже
Животные жарких стран
Звуки В-Ф
Буквы Г, Д

32-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1


1
1
1

Согласование числительного с существительным в дательном падеже
День космонавтики
Звук Щ
Буквы Л, Ш

33-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1


1
1
1

Согласование числительного с существительным в творительном падеже
Школа. Школьные принадлежности
Звук Й
Буква Й

34-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1


1
1
1

Согласование числительного с существительным в предложном падеже
Родина. Москва

Звуки Щ-С’
Буква Ж

35-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1


1
1
1

Согласование числительного, прилагательного и существительного
День Победы
Звуки Щ-Ч
Буквы Ц, Ч

36-я

Лекс-грам.

Связ.речь

Зв.ан.и синт.
Об.грам.

1
1
1
1

Несклоняемые существительные
Сад. Луг. Цветы
Звуки Ч-Т’
Буквы Щ, Э

37-я

Лекс-грам.

Связ.речь
Об.грам.

1
1
2

Несклоняемые существительные
Насекомые
Буква Я.  Буква Ю

38-я

Лекс-грам.

Связ.речь
Об.грам.

1
1
2

Предлог НАД
Семья
Буква Е. Буква Ё

39-я

Лекс-грам.

Связ.речь
Об.грам.

1
1
2

Предлог НАД
Весна. Обобщение
Буква Ю.   «Ъ» и «Ь» знаки


Перспективный план работы с детьми с ФФНР

в подготовительной к школе группе №7 на 2014-2015 год (Приложение 4)

Неделя

Занятия

Кол-во
занятий

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

1-2-я

Диагностика

3-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звук У. Звук А

Буква У. буква А

Закрепление навыка употребления имен сущ. во мн.ч. И.п.
согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского и среднего рода.

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение предложений в небольшие рассказы. Формирование навыка составления простых распространенных предложений в небольшие рассказы.

4-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звук И.

Звуки П-П’
Буква И. Буква Э

5-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звук Т . Звук Т’
Буква Т. Буква П.

Образование существительных множественного числа с окончанием -а, -ы, -и (ведра, сосны, куски, кусты, кружки, письма);

- изменение по падежам существительных единственного числа;

- согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли... собаки);

- согласование глаголов единственного числа прошедшего времени с существительными (мама пела);

- согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме.

Составление простых распространенных предложений без предлогов предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу).

Выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что  делает? делает  что?

Выделение слов в предложении, определение их количества и последовательности.

Составление простых распространенных предложений с предлогами у, о, в, на, по.  

Составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом -и.

Составление сложносочиненных предложений с противительным союзом -а.

6-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звук М. Звук М’
Буква М

7-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звук О. Звуки Х-Х’
Буква О. Буква Х

8-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звук Й. Звуки Й-Л’
Буква Й

9-я

Зв.ан.и синт.
Об.грам

2


2

Звуки Й-Л’. Звук Ы.
Буква Ы.

10-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

11-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звук С. Звук С’


Буква С

12-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звук  Н. Звук Н’


Буква Н

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Употребление сочетаний прилагательных с сущ. единственного и множественного числа в составе

предложения в разных падежах. Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже. Образование глаголов с разными  приставками. Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени .

Работа над предложением:

Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения.

Составление предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам.

Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед .

13-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звуки З-З’


Буква З

14-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звуки С-С’
Звуки Б-Б’
Буква Б

15-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звуки  П-П’
Звук В
Буква В

16-я

Зв.ан.и синт.
Об.грам

2

2

Звук Д.
Звуки Т’-Д’
Буква Д

17-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2


2

Звуки Т-Д-Т’-Д’
Звуки Г-Г’
Буква Г

18-19-я

20-я

Зв.ан.и синт.

Зв.ан.и синт.

2

2

Звуки Г-К
Звуки К-К’
Звук Ш

Образование относительных прилагательных.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных. Образование относительных прилагательных. Образование притяжательных прилагательных.

Образование сравнительной степени прилагательных. 

Составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) н распространение предложений с помощью вопросов. Составление предложений с использованием заданных словосочетаний

Добавление в предложение пропущенных предлогов. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Развитие интонационной выразительности речи.

21-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звуки С-Ш


Буква Е

22-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звук Л
Звуки Л-Л’
Буква Л

23-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звук Ж
Звуки Ш-Ж
Буква Ж

24-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам

2

2

Звуки Ж-З
Звук Й
Буква Ё

25-я

Зв.ан.и синт.

4

Звук Р

26-я

Зв.ан.и синт

Об.грам

2

2

Звуки Р-Р’
Звуки Р-Л
Буква Р

27-я

Зв.ан.и синт.

Связ.речь

3


1

Звуки Ш-Ж
Звуки Р-Р’
Звуки Л-Л’

Воспитание внимания к грамматическим формам слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:

Развитие внимания к изменению грамматических

форм слова в зависимости от

рода, числа, падежа, времени действия;

Закрепление полученных ранее навыков.

Образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей);

- образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -щик-, -ищ- (медведица, носильщик, Ручищи);

Образование приставочных глаголов (въехал, отъехал);

Образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы);

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале);

Согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч);

Образование сложных слов (фоторужьё).

Работа над предложением:

Закрепление навыка составления и распространения предложения по вопросам,

по картинкам, по схеме, по опорным словам.

Составление деформированных предложений.

Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ.

Умение пользоваться предложениями с предлогами:  «из-под», «из-за».

Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски.

Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др., с относительным местоимением «который».  
Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения.

Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью.

Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин.
Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

28-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

1

2
1

Звук Ч
Буква «Ь» знак

29-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

2

1
1

Звук Ч
Звуки Ч-Т’
Буква Ч

30-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

1

2
1

Звук Ц
Буква Ю. Буква Ч

31-я

Зв.ан.и синт.
Связ.речь

3


1

Звуки Ц-С
Звуки Ч-С’

Звуки Т’-Ц

32-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

2

1
1

Звук Ф
Звук Ф’
Буквы Ф

33-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

2

1
1

Звук Щ
Звуки Щ-C’
Буква Щ

34-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

2


1
1

Звуки Щ-Т’-Ч
Звуки Ц-С-С’
Буквы Щ-Ш

35-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

2

1
1

Звуки С-Ш-Ж-З

Буквы Ц-Ш

36-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

2


1
1

Мягкие и твердые согласные звуки.
Обозначение мягкости на письме

37-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

2


1

1

Глухие и звонкие согласные звуки.

38-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

2

1

1

Гласные звуки. Ударение в слове

39-я

Зв.ан.и синт.

Об.грам
Связ.речь

2

1

1

Буквы «Ь» и «Ъ» знак

2.2. Описание форм, способов, методов  и средства организации программы

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

    Основной формой коррекционного обучения являются  логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

  • — фронтальных занятий;
  • — индивидуальных занятий;
  • — подгрупповых занятий.

       Занятия проводятся логопедом после того, как  проходит обследование детей группы в начале года.

       Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

      В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации,  в играх. Подбор  и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

       В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

       При планировании  и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:

  • определяются тема и цели занятия;
  • выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;
  • отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

  • обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
  • при отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;
  • включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи с старшей группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе.

       Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

       Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

       Подгрупповые зантия представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило  объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на подгрупповых занятия происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

       Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.        

       Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

       

          Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов. Применение информационно – коммуникативных технологий это: составление проектов, оформление презентаций, использование проектора. К применению здоровьесберегающих технологий относятся: су – джок терапия, самомассаж, биоэнергопластика, логоритмика, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

2.3 Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников

         Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей.

 Используются следующие формы работы логопеда с семьей:


             

План работы с родителями на 2014-2015 учебный год

в подготовительной к школе логопедической группе №7

месяц

мероприятие

цели

Октябрь

Родительское собрание (Организационное);  (старшая, подготовительная группы)

Практикум для родителей:  «Как минуты общения с ребенком сделать интересными и полезными»

Индивидуальные консультации:

«Причины речевых нарушений»

Уголок логопеда:

1)«Как развивается речь ребенка»

2) «Как устроен речевой аппарат»

- цели, задачи совместной работы, система логопедической работы с детьми

- ознакомление с индивидуальным планом-программой работы на учебный год;

- обсуждение организационных моментов работы;

- консультации по работе с индивидуальной тетрадью ребенка

Ноябрь

Семинар-практикум: « Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»

Посещение родителями, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

Уголок логопеда: 

«Комплексы упражнений для развития органов артикуляции»

«Правила выполнения артикуляционных упражнений»

Тематическая выставка книг: «Артикуляционная гимнастика»

Повысить интерес к коррекционной работе детского сада.  Познакомить с понятием «Артикуляционная гимнастика».

Проведение индивидуальных и подгрупповых бесед и консультаций с родителями о необходимости:

- выполнения артикуляционной гимнастики;

Объяснить необходимость её проведения, дать рекомендации по выполнению в домашних условиях.

Декабрь

Индивидуальные консультации:

«Ознакомление с пальчиковой гимнастикой»

Посещение родителями групповых, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

 Уголок логопеда: 

1.«Советы логопеда»

2.«Мир под рукой /пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев/»

Тематическая выставка книг: «Пальчиковые игры»

Повысить интерес к коррекционной работе детского сада.  Познакомить с понятием «Пальчиковая гимнастика».

Проведение индивидуальных и подгрупповых бесед и консультаций с родителями о необходимости:

- выполнения пальчиковой гимнастики;

Объяснить необходимость её проведения, дать рекомендации по выполнению в домашних условиях.

Январь

Индивидуальные консультации:

«О правильном речевом дыхании»

Посещение родителями групповых, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

 Родительское собрание: «Наши достижения!»

Уголок логопеда: 

«Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием»

Познакомить с особенностями работы логопеда, его методами и приемами. Повысить интерес к коррекционной работе детского сада.  Познакомить с понятием «речевое дыхание».

Февраль

Индивидуальные консультации:

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий. Индивидуальные беседы о необходимости ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя- логопеда

Уголок логопеда: «Игры для развития слухового внимания»

Познакомить с понятиями «Фонематическое восприятие», «Звуковой анализ и синтез», дать рекомендации по развитию фонематического слуха. Воспитывать умение взаимодействовать (взрослый – ребенок)

Март

Индивидуальные консультации: «Мимические упражнения» (советы родителям)

Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

Уголок логопеда: 

«Советы родителям по проведению мимических упражнений с детьми»

Познакомить с комплексом мимических упражнений, объяснить необходимость его проведения, дать рекомендации по выполнению в домашних условиях.

Апрель

Индивидуальные консультации:

«Правильная речь – одно из условий успешного обучения в школе»

Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

Познакомить с особенностями работы логопеда, его методами и приемами. Повысить интерес к коррекционной работе детского сада по развитию дикции, музыкально-ритмических способностей, интонационной выразительности речи.

Май

Отчетное родительское собрание «Итоги коррекционной работы»

Ознакомить родителей с результатами проведенной коррекционной работы. Ответить на интересующие вопросы. Подвести итог совместной работы.

2.4. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ

C:\Users\стаценко\Desktop\402688_html_m585dd09.jpg

Формы взаимодействия специалистов:

         Перспективный план методической работы с педагогами

Содержание работы

участники

срок

1

Результаты логопедического обследования. Направления коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

воспитатели

специалисты

сентябрь2013г.

май 2014г.

2

Проведение минипедсоветов по обсуждению и планированию работы по реализации коррекционных задач

воспитатели

еженедельно

3

Оказание помощи в подготовке и проведении совместных вечеров досуга детей и родителей «Осенняя прогулка», «Зимняя прогулка», «Весенняя прогулка»,

Логопедические праздники (с именинами): «Осень», «Весна», «Лето»

воспитатели,

музыкальные руководители

октябрь 2013г. январь 2014г.

апрель 2014г

4

Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи.

Консультация для воспитателей «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

логопед

воспитатели

сентябрь2013г

январь 2014г.

5

Консультирование педагогов по выполнению заданий логопеда в вечернее время

воспитатели

 в течение года

6

Обсуждение новинок  педагогической работы

педагоги ДОУ

 в течение года

7

Консультирование педагогов «Автоматизация  звука во фразовой речи»

узкие специалисты, воспитатели

 в течение года

8

Игровые приемы  обогащение словаря детей с ОНР антонимами и синонимами.

воспитатели группы

ноябрь 2013г.

9

Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации по работе воспитателя в летний период.

воспитатели

май 2014г.

10

Анализ совместной работы логопеда и воспитателей за учебный год.

логопед, воспитатели

май 2014г.

2. 5. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

Программой не предусмотрено.

III Организационный раздел

3.1.Методическое обеспечение программы, средства обучения и воспитания

Литература:

  1. Программа Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» М.,2009г;
  2. Программа Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Преодоление общего недоразвития речи у детей» М.,2009г;  
  3. «Развитие речи»  Ю. Соколова , -М., 2008;  
  4. «Говорим правильно в 5-6 лет» конспекты фронт занятий, О.С.Гомзяк,  М., Гном и д, - 2010;
  5. «Коррекекционно-логопедические занятия с младшими школьниками» М.Ю.Гаврилова, 2006;
  6.  «Букварь» , Н.С.Жукова , 2001;
  7. «Формирование звукопроизношения у дошкольников», Т.В.Туманова ,-М, 2001;
  8. «Фонетика учебебно-методическое пособие для логопедов»,  Т.А.Бочкарева Научная книга , 2006;
  9. В.А.Акимеров «Речевые нарушения у детей», 2007;
  10. Тренируем  пальчики развиваем речь», 2009 И.О. Крупенчкк;
  11. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников» Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова, -2001
  12.  «Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет», В.Н.Чернякова М., -2005;
  13. «Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи»,  А.Г.Арушанова , -М., 2005;
  14. «Коррекция и развитие речи детей 5-6 лет» Е.А.Кузнецова, И.А.Тихонова –М., 2005;
  15. «Преодоление заикания у дошкольников», под реда. Р.Е.Левиной , -М., 2009;
  16. «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А.Каше
  17. «Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5 лет»  Ю.Соколова, -М., 2002;
  18. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигаться аппарата», Л.И.Шипулина, И.И.Мамайчук, -М., 2004;
  19. «Логопедия» под ред. Л.С.Волковой, - М., 2006;
  20. «Альбом доя логопеда», О.Б.Иншакова, - М., 2011;
  21.  «Логопедия. Оптическая дисграфия» , Е.В.Мазанова;
  22. «Документация учителя-логопеда доу» метод. Пособие , Л.А.Боронцова 2007;
  23. «Учимся говорить правильно. Система коррекции онр у детей 5 лет», Т.А.Ткаченко, -М., 2003;
  24. «Песочная терапия в развитии дошкольников»  О.Б.Сапожникова, Е.В.Гарнова, -М., 2014;
  25. «Психолого-педагогогическая диагностика нарушений развития», С.Д.Забрамная,  И.Ю.Левченко, 2007;
  26.  «Логопедический массаж», Е.А.Дьякова -М., 2005;
  27.  «Самоучитель по логопедии», М.А. Полякова , -М., 2012.

                     

3.2. Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда

День недели

Время

Содержание работы

Понедельник

9:00-9:30

9:40-10:10

10:10-12:30

12:30-13:00

Фронтальное коррекционно-логопедическое занятие (ОНР, ФФНР)

Индивидуальные, подгрупповые формы работы

Работа с документацией

Вторник

9:00-9:30

9:40-10:10

10:10-12:30

12:30-13:00

Фронтальное коррекционно-логопедическое занятие (ОНР, ФФНР)

Индивидуальные, подгрупповые формы работы

Работа с документацией

Среда

9:00-9:30

9:40-10:10

10:10-12:30

12:30-13:00

Фронтальное коррекционно-логопедическое занятие (ОНР, ФФНР)

Индивидуальные, подгрупповые формы работы

Работа с документацией

Четверг

14:00-15:00

15:00-17:00

17:00-18:00

Работа с документацией, заполнение домашних тетрадей.

Индивидуальные, подгрупповые формы работы
Работа с родителями

Пятница

9:00-9:30

9:40-10:10

10:10-12:30

12:30-13:00

Фронтальное коррекционно-логопедическое занятие (ОНР, ФФНР)

Индивидуальные, подгрупповые формы работы

Работа с документацией

3.3. Выписка из учебного плана

Учебный план МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67» в подготовительной к школе   группе №7 для детей с нарушением речи  на 2014 – 2015 учебный год.

Длительность НОД -30 мин.

№ п/п

Части образовательного процесса

Количество

 занятий в неделю

Время затраченное на НОД в неделю

Время затраченное на НОД в год

Количество занятий в год

1

Основная часть

Федеральный компонент

Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)» изд. «Лавра» г. Москва 1993г.,

Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67»

1 период

2 период

3 период

1.1

Физическое развитие

Двигательная деятельность

1.1.1

«Физическая культура»

3

3

3

90 мин

54час/

3240мин

108

1.2

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

1.2.1

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

Предметное и социальное окружение

Ознакомление с природой

1

1

1

30 мин

18 ч/1080 мин

36

1.2.2

Занятие «Формирование элементарных математических представлений»

2

2

2

60 мин

36ч/2160 мин

72

1.3

Речевое развитие

1.3.1

Логопедическое

4

4

4

120

мин

120 мин

120

мин

72ч/4320мин

144

1.3.2

«Чтение художественной литературы»

1

1

1

30

мин

30

мин

30мин

18ч/1080мин

 

36

1.4

 Художественно-эстетическое развитие

1.4.1

Изобразительная деятельность

   1.

Занятие «Рисование»

2

2

2

60 мин

36час/

2160мин

72

2.

Занятие «Лепка»

0,5

0,5

0,5

15 мин

9час/540мин

18

3.

Занятие «Аппликация»

0,5

0,5

0,5

15 мин

9час/540мин

18

1.4.2

Конструктивно-модельная деятельность

1.

«Конструирование»

1

1

1

30мин

18ч/1080 мин

36

1.4.3

Музыкальная деятельность

1.

«Музыка»

2

2

2

60 мин

36час/

2160мин

72

1.5

Социально-коммуникативное развитие

1.5.1

Коммуникативная деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.5.2

Игровая деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.5.3

Трудовая деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.5.4

Формирование основ безопасности

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.6.

ИТОГО:

17

17

17

8,5ч/510мин

306ч/18360мин

612

2.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.1

2.2

ИТОГО:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.

ВСЕГО:

17

17

17

8,5ч/510мин

306ч/18360мин

612

3.4. Комплексно-тематическое планирование. План проведения мероприятий в соответствии с планированием.

Перспективный план лексических тем

в подготовительной к школе логопедической группе №7

Сентябрь

  1. Лето
  2. Детский сад. Профессии
  3. Транспорт
  4. Осенняя ярмарка. Сад-огород

Февраль

  1. Игрушки. Русская народная игрушка
  2. Рыбы
  3. День Защитника Отечества. Военные профессии
  4. Зима (обобщение)

Октябрь

  1. Откуда хлеб пришел
  2. Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы.
  3. Дом. Мебель
  4. Лиственные деревья
  5. Грибы

Март

  1. 8 Марта. Женские профессии
  2. Почта. Профессии
  3. Наше тело
  4. Животные холодных стран

Ноябрь

  1. Домашние животные
  2. Перелетные птицы
  3. Звери наших лесов
  4. Осень (обобщение)

Апрель

  1. Животные жарких стран
  2. День космонавтики
  3. Школа. Школьные принадлежности
  4. Родина. Москва

Декабрь

  1. Комнатные растения
  2. Зимующие птицы
  3. Хвойные деревья
  4. Новый год

Май

  1. День Победы
  2. Сад. Луг. Цветы
  3. Насекомые
  4. Семья
  5. Весна (обобщение)

Январь

      1-2.Каникулы

        3. Зимние забавы

        4. Наш город. Моя улица

        5. Посуда

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда

Принципы создания коррекционно-развивающей среды

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»);

         2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен;

         3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.;

         4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования;

         5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды;

         6. Принцип свободы достижения ребенком своего права;

         7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Основные зоны кабинета учителя-логопеда

  • Учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий (Где имеются столы, стулья,  магнитно-маркерная доска, наборное полотно. Для учебной зоны по обучению грамоте в логопедическом кабинете имеется ширма  «город  звуков и букв «АЗБУКИЯ» - игровое панно с условными обозначениями цветом согласныхи гласных, и окошками-карманчиками для «заселения» букв.)
  • Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы (В ней находятся: Волшебное зеркало, стол, логопедические зонды, игры для формирования правильного выдоха, литература, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки  на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных  упражнений в картинках и сказках, логопедическое лото.)
  • Рабочая зона учителя-логопеда (Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, канцелярскими принадлежностями, ноутбуком, для ведения документации и заполнения тетрадей с домашними заданиями)
  • Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей воспитанников (Стенды для консультаций родителям находятся в приемной комнате группы. На стендах размещается материал для закрепления дома с родителями лексической темы недели, варианты пальчиковых игр. Также имеется стенд «Времена дога» с методическими рекомендациями Нищевой Н.В.)
  • Зона хранения наглядно-дидактических пособий и документации
  • Дидактический материал для логопедического обследования.
  • Дыхательные тренажеры: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», игрушки для развития дыхания «Посади бабочку на цветок» и др.
  • Фотографии и картинки-символы для обучения артикуляционной гимнастики.
  • Картинки для звукоподражания при постановке звуков.
  • Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  • Словесные игры для автоматизации звуков.
  • Альбомы с предметными и сюжетными картинками для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  • Наборы предметных картинок по всем группам звуков.
  • Альбом с фонетическими рассказами по автоматизации звуков в текстах.
  • Настольно-печатные и дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп звуков.

- «Логопедическое лото «С»

- «Звуковая дорожка»

- «Логопедическое домино» (дифференциация звуков)

- «Логопедическое домино» (звуки ч, ш, щ, ж)

- «Я вас различаю» (дифференциация)

- «Игры с парными карточками» (звуки р, л)

- «Чудо – ель» (автоматизация л – ль)

  • Дидактический материал по развитию фонематического восприятия.
  • Набор звучащих предметов (колокольчик, дудочка, погремушка, бубен, молоточек).
  • Материал по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза:
  • пособие для составления характеристики звуков; модель характеристики звуков;
  • звуковые линейки;
  • семафоры;
  • «Звуковая дорожка»;
  • «Домик для звуков» (диффер. твердых и мягких согласных).
  • Папки предметных или сюжетных картинок по всем лексическим темам: «Деревья», «Перелетные птицы», «Обувь», «Посуда», «Зима», «зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новый год», «Домашние животные», «Дикие животные»,  «Домашние птицы», «Транспорт», «Профессии на транспорте», «Космос», «Инструменты», «Весна», «Мебель», «Насекомые», «Цветы», «Рыбы», «Ягоды», «Животные севера», «Овощи», «Чита – столица Забайкальского края», «Правила дорожного движения», «Фрукты», «Осень», «Лето»;
  • Небольшие игрушки или муляжи по изучаемым темам.
  • Лото: «Обитатели морей», «Домашние животные», «Овощное лото»; Лото «Предметы, Сказки, Фрукты, Ягоды»
  • Пазлы
  • Настольно-печатные дидактические игры:
  • Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов (альбом)
  • Игры:

- «Узнай по силуэту»;

- «Что перепутал художник?»

  • Дидактический материал по формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.
  • Настольно – печатные игры для совершенствования грамматического строя речи
  • Алгоритмы описания предметов и объектов;
  • Опорные картинки для составления рассказов, сказок.
  • Мнемотаблицы для заучивания стихов.
  • Серии сюжетных картинок.
  • Набор пальчикового театра для инсценировок сказок.
  • Дидактический материал по обучению грамоте.

•        Разрезной алфавит

•        магнитная азбука;

  • Настольно – печатные и дидактические игры для закрепления звукобуквенных связей
  • Настольно – печатные игры для профилактики оптической дисграфии
  • Ребусы.
  • Кроссворды.
  • Зона развития мелкой моторики (Включает в себя  разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с прищепками, игры с нитками, счетными палочками, семенами, сухие бассейны, трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движения, центр воды и песка, пальчиковый театр)
  • Зона технических средств обучения (Магнитофон, ноутбук, обучающие презентации, логопедическая программа)
  • Зона релаксации (Включает в себя ковер, подушку, мягкую игрушку «Медведь», магнитофон, диски с расслабляющими мелодиями.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».

Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР “В гости к Зимушке-Зиме”

Конспект занятия по теме “В гости к Зимушке-Зиме” с использованием следующих технологий:Технология обучения детей составлению сравненийМнемотехникаЗдоровье сберегающие технологии...

“Путешествие в сказочный лес” – конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР

“Путешествие в сказочный лес” – конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР с использованием следующих технологий:М...