Речевая азбука для родителей младших дошкольников
консультация по логопедии (младшая группа) на тему
На каждую букву алфавита даны советы родителям младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_azbuka_dlya_roditeley_mladshikh_doshkolnikov.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая азбука для родителей младших дошкольников
Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские» , так и «взрослые» слова. Не позволяйте малышу говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, корабли на воде ( щеки раздувать нельзя).
Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т. е к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перезагружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? Какого цвета? Какой формы?
Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:
3 – 4 года – [c], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;
4 – 5 лет – [ш], [щ], [ч], [ ж];
5 – 6 лет – [л], [й];
До 6 – 7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.
Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук.
Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т. д
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятия и в том случае, если малыш чем – то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
Общее недоразвитие речи часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фраза после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.
Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения.
Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон, приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.
Соска вредна. Если малыш сосет ее долго и часто. У него формируется высокое нёбо, которое влияет не правильное формирование звукопроизношения. Соска мешает речевому обращению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.
Только комплексное воздействие различных специалистов поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психологические процессы: мышление, память. Речь, восприятие.
Фольклор - лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» - эту истину провозгласил еще М. Монтень. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.
Цветы можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик, вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку - вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом. Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!
«Часики» - упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: тик – так, тик – так! , а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.
Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10 – 12 лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.
Щетка, используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц. Рук и пальцев. Зубная щетка может очистить язык, а также повысить тонус его мышц.
«Эхо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.
Юла, елка, еж, яблоко = эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:
[ю] = [й] + [у];
[я] = [й] + [a];
[ё] = [й] + [о];
[е] = [й] + [э].
Язык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10 – 15 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая азбука для родителей младших дошкольников
Речевая азбука для родителей младших дошкольников...
Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей младших дошкольников"
Консультация для родителей...
Речевая азбука для родителей младших дошкольников.
Рекомендация логопеда для родителей детей младшей группы детского сада. Из данного материала можно взять для себя много полезного и интересного. Например: как разговаривать с ребенком дома, как ...
Речевая азбука для родителей младших дошкольников
Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о нарушениях общего развития....
Речевая азбука для родителей младших дошкольников. Консультация для родителей.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь. Предложенна...
Консультация для родителей на тему : "Речевая азбука для родителей младших дошкольников"
Если ребенку исполнилось 3 года,он уже умеет говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития,а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития....
Консультация для родителей."Речевая азбука для родителей младших дошкольников".
Консультация для родителей.Речевая азбука для родителей младших дошкольниковАртикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите...