Обогащение словарного запаса с помощью дидактических игр.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Предлагаются дидактические игры для развития словаря детей с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarya.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.
Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.
Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря.
Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.
- Игровое упражнение «Кто? Что?»
Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»
Например: сказка Ш.Перро «Золушка»
Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.
Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.
Полезный совет:
Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»
· Назовет слов на звук (букву) М
· Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»
Игровое упражнение «Отгадки-загадки»
Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…
Игровое упражнение «Кто как ест?»
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-
Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.
Игровое упражнение «Путаница»
Из каких слов образовались:
ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузыПОМИДЫНИ – помидоры и дыни
РЕДИСВЕКЛА – редиска и свеклаЧЕСЛУК – чеснок и лук
РЕПУСТА – репа и капуста
Помоги разобраться.
Игровое упражнение «Слова-неприятели»
Упражнять в подборе слов-антонимов.
День – ночь
Утро -…
Зима - …
Игровое упражнение «Слова – приятели»
Упражнять в подборе слов – синонимов
Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
Крошечный -…
Игровое упражнение «На что похоже?»
Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка
1) для прикрепления бумаги к доске;
2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3) сдать в металлолом;
4) провести маленький круг
5) положить на стол и т.д.
Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …
Игровое упражнение «Найти лишний предмет»
Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы.
Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.
Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)
Гвоздь – молоток, шуруп -…
Дом – крыша, книга - …
Птица – яйцо, растение - …
Хорошо – лучше, медленно - …
Школа – обучение, больница -…
Человек – ребенок, собака - …
Пальто – пуговица, ботинок -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".
Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со...
Обогащение словарного запаса с помощью дидактических игр.
Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими...
"Обогащение словарного запаса дошкольников через дидактическую игру"
Слово - основная еденица языка, и развитие речевого общения невозможно без расширения словарного запаса у ребенка. Необходимо показать ребенку, что каждый предмет, его свойства и действия имеют назван...
Обогащение словарного запаса дошкольников через дидактическую игру
К моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, имеет определённый словарный запас, у детей старшего дошкольного возраста большой запас слов (он доходит до 4-...
"Обогащение словарного запаса дошкольников через дидактическую игру"
Консультация для родителей...
«Обогащение словарного запаса дошкольников через дидактическую игру»
Консультация для родителей...