Консультация для родителей на тему «Что такое мнемотехника»
консультация по логопедии на тему
В данной консультации представлено рассмотрение приемов мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.mnemotekhnika.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 17
(МБДОУ № 17)
Консультация для родителей на тему
«Мнемотехника»
Подготовила:
Учитель-логопед
Коробкова Е.В.
2014г.
«Услышал - забыл.
Увидел - запомнил.
Сделал – понял.»(китайская мудрость)
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению.
Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных
способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в
обществе. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых
идей и технологий. Все большее внимание уделяется психологически
ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс
планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе работы с
ребѐнком учитывается не только структура дефекта, но и его
психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы
получения информации и способы действий.
Последовательное усложнение дидактического материала заданий
осуществляется в соответствии с постепенным расширением речевых
возможностей детей. Включение наглядных моделей в процесс обучения
позволяет целенаправленно развивать монологическую речь, обогащать
активный словарный запас, закреплять навыки словообразования,
формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные
конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять
рассказ.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование
творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с
общепринятыми.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об
окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,
сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,
последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты и мнемодорожки по временам года, с помощью которых
дети составляют свои предложения и рассказы.
Составление предложений о зиме.
-Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идѐт снег.
-Люди зимой делают кормушки для птиц.
-Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют
в снежки.
Составление рассказа о зиме .
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились.
Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой
подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся
зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей,
снежки. Очень любят дети лепить снеговиков.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.
путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно
передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное
было понятно детям.
Сказка « Заюшкина избушка».
Приѐмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объѐм
памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,
использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи,
позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию, сохранять и воспроизводить еѐ. Особенность методики –
применение не изображения предметов, а символов. Данная методика
значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы
максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения
домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких
(лесных) животных и птиц – ѐлка.
Мнемотаблицы-схемы я использую для обогащения словарного запаса;
отгадывания и загадывания загадок; заучивания стихов, скороговорок,
считалок, чистоговорок; при обучении составлению описательных рассказов,
пересказов, придумывание сказок.
Заучивание стихотворений по мнемотаблицам (автоматизация
свистящих звуков):
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог
Весь до ниточки промок.
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей
И вяжет и шьет.
Читает им книжки,
Поет перед сном,
Гулять ребятишек ведет вечерком.
Разучивание считалочки (автоматизация сонорных звуков):
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
-Раз-два-три-четыре!-
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Убежали мыши вон!
Чистоговорка (автоматизация сонорных звуков):
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет
решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи.
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование
информации) .
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного
мышления; помогает овладение приѐмами работы с мнемотаблицами и
сокращает время обучения.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами
Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьѐвой, которые
беру за основу, но изменяю и совершенствую их.
Предметные мнемотаблицы используются на занятиях в младшем и среднем
дошкольном возрасте. В младшем дошкольном возраста отрабатывается
модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука,
температуры и др.
•"Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко»
•Далее предлагаем детям найти объекты с данным значением признака
(круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и
усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде
деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Используются предметно-схематические модели.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и
запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше
запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному
опыту.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией,
необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным,
занимательным, развивающим.
Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному
обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций
— владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
Консультация для родителей на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо?
Порой бывает трудно объяснить ребенку что такое "хорошо" и что такое" плохо". Это консультация именно про это....
Консультация для родителей по теме: "Использование приемов мнемотехники как средства разучивания стихов"
Консультация для родителей по мнемотехнике...
Консультация для родителей на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
Консультация для родителей на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»...
рекомендации для родителей по теме :"Что такое мнемотехника"
Рекомендация для родителей по теме: « Что такое мнемотехника?» Многие родители задают себе простой вопрос: «Как помочь своему ма...
Консультация для родителей на тему " Что такое хорошо, и что такое плохо?"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Для нас взрослых, обыденные вещи и события, предельно просты: если кто-то в квартире спит, значит нельзя шуметь, если на улице идет дождь нужно взять собой зонтик, во время еды нельзя разговарива...